8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об отказе выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома № 2а-3509/2017 ~ М-3174/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-3509/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2017 года                     город Челябинск

Советский районный суд города Челябинска в составе:

председательствующего судьи             Волуйских И.И.

при секретаре                        Апликаевой И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Гавриченко Н.Н. к Администрации города Челябинска о признании незаконным решения об отказе выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Гавриченко Н.Н. обратился в Советский районный суд города Челябинска с административным исковым заявлением к Администрации города Челябинска (далее также - Администрация), в котором просил признать незаконным отказ Администрации города Челябинска в выдаче разрешения на реконструкцию № от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указано, что Гавриченко Н.Н. на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. С целью получения разрешения на реконструкцию принадлежащего ему дома, а именно перестройки с целью улучшения условий проживания, обратился в Администрацию предоставив все необходимые документы. По результатам рассмотрения заявления Гавриченко Н.Н. Администрация приняла решение об отказе в связи с нахождением земельного участка истца в двух территориальных зонах: зоне инженерной и транспортной инфраструктур К.3.1 в пределах обозначенных красными линиями границ территории общего пользования и В.2 зона многоквартирных домов (В.2.2 зона многоквартирных домов в 5 этажей и выше). С данным отказом административный истец не согласен, поскольку требования Администрации не основано на законе, установленным для принадлежащего ему участка разрешенный вид использования является – эксплуатация существующих строений и ведения личного подсобного хозяйства.

Административный истец Гавриченко Н.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель Администрации города Челябинска на рассмотрение дела не явился, извещен.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Гавриченко Н.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Разрешенный вид использования земельного участка – для эксплуатации существующих строений и ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 15, 16-19). Существующих ограничений (обременений) права не зарегистрировано.

На земельном участке расположен принадлежащий Гавриченко Н.Н. жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым № (л.д. 14).

Согласно техническому паспорту, выданному ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что фактическое использование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> осуществляется по назначению (л.д. 6-12).

По заявлению Гавриченко Н.Н. распоряжением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден градостроительный план принадлежащего ему земельного участка (л.д. 37).

Согласно представленного градостроительного плана земельный участок расположен в двух территориальных зона: зона инженерной и транспортной инфраструктур К.3.1 и В.2 зона многоквартирных домов (В.2.2 зона многоквартирных домов в 5 этажей и выше). Площадь земельного участка в зоне многоквартирных домов 2 кв.м, максимальный процент застройки в границах земельного участка 40%, что составляет 0,8 кв.м, площади земельного участка недостаточно для размещения объекта капитального строительства. Индивидуальный жилой дом не соответствует разрешенному виду использования (л.д. 20-26).

ДД.ММ.ГГГГ Гавриченко Н.Н. обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию принадлежащего ему жилого дома (л.д. 36).

ДД.ММ.ГГГГ Администрация приняла решение об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию указав на то, что вышеуказанный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зона инженерной и транспортной инфраструктур К.3.1 в пределах обозначенных красными линиями границ территории общего пользования и В.2 зона многоквартирных домов (В.2.2 зона многоквартирных домов в 5 этажей и выше). Кроме того, в тексте письма было указано на то, что размещение индивидуального жилого дома усадебного, коттеджного и блокированного типа в зоне В.2.2 (зона многоквартирных домов в 5 этажей и выше) относится к условно разрешенным видам использования земельного участка. Разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка Администрацией города Челябинска не выдавалось (л.д. 35).

Указанный отказ в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) обжалуется в рамках настоящего дела.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно частям 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на земельном участке.

Абзацем 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности отнесена выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из указанных правовых норм следует, что выдача разрешения на строительство возможна лишь в случае полного соответствия возводимого или реконструированного объекта строительным нормам и правилам, а также при условии, что размещенный объект будет соответствовать разрешенному использования земельного участка.

Порядок предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» на территории муниципального образования города «Челябинска» регламентирован постановлением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №.

Пунктом 27 вышеуказанного порядка определено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик представляет в Управление:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;

4) заявление о выдаче разрешения на строительство (приложение 3 к настоящему Регламенту).

Иных документов, предоставление которых необходимо для получения разрешения на строительство (реконструкцию), ни постановлением Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №, ни Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено.

Основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство, в соответствии с пунктом 33 вышеуказанного постановления, являются:

- отсутствие документов, предусмотренных в пунктах 26, 27 регламента;

- несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Разрешая вопрос о законности оспариваемого решения Администрации суд исходит из следующего.

Положениями стать абзац 14 пункта 2 стать 7 действующего в период возникновения спорных правоотношений Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» было установлено, что в сведениях ГКН, в том числе, отражается разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

В рассматриваемом случае, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости разрешенное использование спорного земельного участка определено как «для эксплуатации существующих строений и ведения личного подсобного хозяйства».

В силу п. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства

В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного Кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом существующего землепользования.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что Гавриченко Н.Н. является законным правообладателем спорного земельного участка и жилого дома с иным видом разрешенного использования, который возник до издания правил землепользования и застройки, отказ в выдаче разрешения на реконструкцию существующего жилого дома, является незаконным.

Администрация города Челябинска не обосновала и не представила доказательств существования обстоятельств, препятствующих выдаче в установленном ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ порядке разрешения на строительство.

В соответствии с со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Вышеуказанные положения ст. 56 Земельного кодекса РФ совместно с положениями статьи 280 Гражданского кодекса РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, только возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и невключение их в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.

В рассматриваемом случае, как усматривается из материалов дела, в отношении земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, какие-либо ограничения его прав в период заключения договора купли-продажи земельного участка не существовали, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности, в котором имеется отметка об отсутствии зарегистрированного ограничения (обременения) права.

Ответчиком не представлено ни одного доказательства, подтверждающего введение ограничения прав собственника по отношению к спорному земельному участку.

Таким образом, суд приходит к выводу о неправомерности отказа в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома на спорном земельном участке, поскольку заявитель является собственником спорного земельного участка и жилого дома. Разрешенное использование земельного участка - под жилую застройку индивидуальную, что отражено в свидетельстве о праве собственности на земельный участок. Право собственности заявителя не оспорено. В порядке, установленном действующим земельным законодательством, спорный земельный участок у заявителя не изъят.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствует об отсутствии оснований для запрета в осуществлении истцом реконструкции принадлежащего ему на праве собственности жилого дома. Отказ в выдаче разрешения на реконструкцию свидетельствует об ограничении права собственника без законных оснований.

Поскольку согласно постановлению Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № ответственным лицом, предоставляющим муниципальную услуги является именно Администрация города Челябинска, а остальные лица лишь являются исполнителями, то признав незаконным оспариваемое решение, суд полагает необходимым возложить обязанность по восстановлению нарушенных прав Гавриченко Н.Н. на Администрацию города Челябинска. При этом не подменяя полномочий органа местного самоуправления, суд полагает необходимым возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Гавриченко Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешение на реконструкцию

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодека об административном судопроизводстве РФ,

РЕШИЛ

Признать незаконным решение Администрации города Челябинска в изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №. об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома <адрес>.

Возложить на Администрацию города Челябинска обязанность в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявление Гавриченко Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд города Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:    И.И. Волуйских

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн