ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2017 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Медной Ю.В.,
при секретаре Чермашенцевой Е.В.,
с участием административного истца Украинской Н.В.,
представителя административного ответчика Лютровой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Украинской Натальи Владимировны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным распоряжения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан и возложении обязанности включить административного истца в указанный реестр,
УСТАНОВИЛ:
Украинская Н.В. обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее по тексту – Министерство ЖКХ) о признании незаконным распоряжения об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и возложении обязанности включить ее в указанный реестр.
Требования с учетом уточнений мотивированы тем, что распоряжением Министерства ЖКХ № 415-р от 22 августа 2017 года административному истцу отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Считает данное распоряжение незаконным и необоснованным, поскольку она соответствует критериям граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 года № 560/пр. Так, согласно заключенному между административным истцом и ЖСК «<данные изъяты>» договору № 4 от 14 апреля 1993 года Украинская Н.В. вступает в члены ЖСК «<данные изъяты>» с целью получения жилой площади после окончания строительства жилого дома на площадке по адресу: <адрес>, однако дом до настоящего времени не достроен, его строительство не осуществлялось с 2008 года, т.е. имеется просрочка исполнения обязательств более чем на 9 месяцев. Также указывает, что, исходя из существа вышеуказанного договора, он фактически является договором на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
Украинская Н.В. считает, что отказ Министерства ЖКХ во включении ее в реестр пострадавших граждан нарушает ее права и законные интересы как обманутого дольщика.
Административный истец Украинская Н.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Лютрова Е.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Из материалов дела следует, что 14 апреля 1993 года между ЖСК «<данные изъяты>» при Саратовском автокомбинате № 1 и Украинской Н.В. был заключен договор № 4. В соответствии с которым Украинская Н.В. вступает в члены ЖСК «<данные изъяты>» с целью получения жилой площади после окончания строительства жилого дома на площадке по ул. Большая Горная на основании решения общего собрания членов ЖСК «<данные изъяты>» (протокол № 9 от 29 июля 1992 года), решения горисполкома № 110/36 от 24 апреля 1989 года и решения облисполкома № 158 от 08 июня 1989 года. ЖСК «<данные изъяты>» по окончании строительства дома № № по <адрес> предоставляет Украинской Н.В. квартиру полезной площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой – <данные изъяты> кв.м. Названным договором также предусмотрено, что Украинская Н.В. вносит в кассу кооператива переселенческие 3400 рублей, хозяйственные нужды – 400 рублей, вступительный взнос – 120 рублей, паевой взнос 0 3600 рублей, итого 7520 рублей. Согласно п. 7 договора квартира будет предоставлена согласно жребию. В течение срока строительства дома будут собираться взносы на хозяйственные нужды (л.д. 13).
Факт внесения Украинской Н.В. денежных средств в счет исполнения своих обязательств по договору от 14 апреля 1993 года подтверждается квитанциями к приходному кассовому ордеру (л.д. 14).
В судебном заседании также установлено и никем не оспаривается, что принятые на себя обязательства ЖСК «<данные изъяты>» не выполнило, жилой дом не построен, квартира в собственность административному истцу не передана, секции В и Г возведены до 10 этажа, секции А и Б – до 1-3 этажа. Готовность объекта – 41%. Строительство объекта не осуществлялось с 2008 года.
17 августа 2017 года Украинская Н.В. обратилась в Министерство ЖКХ с заявлением о включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области и чьи права нарушены.
Распоряжением Министерства ЖКХ № 415-Р от 22 августа 2017 года административному истцу отказано во включении в указанный реестр в соответствии с пп. 1 и 4 п. 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 года № 560/пр (л.д. 15).
Разрешая административные исковые требования Украинской Н.В. о признании названного распоряжения незаконным, суд приходит к следующему выводу.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно частям 4 и 7 статьи 23 названного Федерального закона уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 года № 560/пр утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее Критерии), а также Правила ведения реестра пострадавших граждан (далее Правила).
Перечень критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан перечислены в п. 2 Критериев:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 784) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Анализируя приведенные правовые нормы и представленные административным истцом доказательства, суд приходит к выводу, что Украинская Н.В. полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Так, установлено, что привлекший денежные средства административного истца для строительства многоквартирного дома ЖСК «<данные изъяты>» более чем на девять месяцев просрочил свои обязательства. Несмотря на отсутствие в договоре № 4 от 14 апреля 1993 года конкретного срока окончания строительства, суд принимает во внимание, что жилой дом, строительство которого было начато в 90-х годах, до настоящего времени не построен, квартира в собственность административному истцу не передана. Незавершение строительства многоквартирного жилого дома в течение более чем 25 лет свидетельствует об истечении разумного срока для окончания строительства.
07 октября 2016 года деятельность ЖСК «<данные изъяты>» прекращена в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. При этом свое обязательство по уплате денежных средств по договору Прущик О.В. исполнила в полном объеме.
Согласно п. 5 Правил решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина.
К заявлению прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность; копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов (при наличии) (п. 6 Правил).
Условия, при наличии которых заявитель не подлежит включению в реестр, установлены п. 10 Правил:
1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу;
2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;
3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;
4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);
5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Между тем, в судебном заседании установлено, что названных оснований для отказа во включении административного истца в реестр у Министерства ЖКХ не имелось. Украинская Н.В. соответствует критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших; на момент принятия оспариваемого распоряжения ею был представлен необходимый пакет документов, предусмотренных пунктом 6 Правил, что в судебном заседании административным ответчиком не опровергнуто; жилой дом до настоящего времени не достроен и в эксплуатацию не введен.
Суд находит несостоятельными доводы представителя административного ответчика о том, что Украинская Н.В. не соответствует нескольким критериям, указанным в п. 2 Критериев, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 и ч. 3 ст. 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в письменной форме и подлежащего государственной регистрации.
Как в целом Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так и требование о форме и регистрации договора направлены на защиту граждан - участников долевого строительства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 04 декабря 2013 года, следует учитывать, что по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона.
Аналогичные по сути разъяснения содержатся в п. 1.1 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2017), в котором также указано, что независимо от наименования договора подлежит установлению его действительное содержание, исходя как из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, так и из условий договора в целом, с учетом цели договора.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что между Украинской Н.В. и ЖСК «<данные изъяты>», по сути, был заключен договор участия в долевом строительстве, поскольку при фактически сложившихся отношениях предметом договора является привлечение денежных средств для строительства многоквартирного дома. Указанным договором предусмотрены участие ЖСК «<данные изъяты>» в строительстве многоквартирного дома и передача квартиры в строящемся доме контрагенту, внесшему денежные средства на строительство.
Доказательств наличия иных оснований для отказа во включении Украинской Н.В. в реестр административным ответчиком суду не представлено.
Таким образом, отказ Министерства ЖКХ во включении Украинской Н.В. в реестр пострадавших граждан на основании пп. 1, 4 п. 10 Правил, является незаконным.
Учитывая, что оспариваемое административным истцом распоряжение № 415-р от 22 августа 2017 года принято не только в отношении Украинской Н.В., но и в отношении иного лица, данное распоряжение подлежит признанию незаконным в части отказа во включении в реестр Украинской Н.В.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных требований Украинской Н.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ
административные исковые требования Украинской Натальи Владимировны удовлетворить частично.
Признать распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № 415-р от 22 августа 2017 года в части отказа во включении Украинской Натальи Владимировны в реестр пострадавших граждан незаконным.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить Украинскую Наталью Владимировну в реестр пострадавших граждан.
В удовлетворении остальной части административного иска Украинской Наталье Владимировне отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Срок составления мотивированного решения – 09 октября 2017 года.
Судья Ю.В. Медная