2а-8499/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Уфа 2 ноября 2017 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Касимовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шаяхметова Антона Зуфаровича к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с иском о признании незаконным решения Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, указав следующее.
Шаяхметов А.З. и ЖСФ «Башинвестдом» заключили договор № 136-35/ДУДС участия в долевом строительстве от 01.07.2015 года, согласно которому последний обязался передать административному истцу квартиру со следующими характеристиками: <адрес>, количество комант-2, общая расчетная площадь-66,0 кв.м., этаж-4, <адрес> «Урал» Кировского района Городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а Шаяхметов А.З. обязался оплатить строительство в сумме 3 029 400 руб.
Требование административного истца мотивировано тем, что Решением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре № 15-07/52 от 03.08.2017 г., истцу отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Административный истец просит признать незаконным Решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре № 15-07/52 от 03.08.2017 г., обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены и чьим права нарушены.
Административный истец, административный ответчик Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного производства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 г. № 403 утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены к числу пострадавших (далее - Критерии), а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Правила ведения реестра).
Согласно пункту 4 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев.
В пункте 14 Правил ведения реестра предусмотрены следующие основания для отказа во включении заявителя в реестр:
несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших;
непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил;
введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.
Указанные обстоятельства в отношении Шаяхметова А.З. в судебном заседании не установлены.
Согласно п. 2 Приложения № 1 к Приказу Минрегиона России от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются:
2) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину;
3) просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены).
Как установлено судом, Шаяхметов А.З. и ЖСФ «Башинвестдом» заключили договор № 136-35/ДУДС участия в долевом строительстве от 01.07.2015 года, согласно которому последний обязался передать административному истцу квартиру со следующими характеристиками: <адрес>, количество комант-2, общая расчетная площадь-66,0 кв.м., этаж-4, <адрес> «Урал» Кировского района Городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а Шаяхметов А.З. обязался оплатить строительство в сумме 3 029 400 руб.
Обязательства административным истцом исполнены частично, что подтверждается платежными документами и справкой ЖСФ «Башинвестдом».
Застройщик до настоящего времени свои обязательства по передаче квартиры не выполнил.
Как в целом Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», так и требование о форме и регистрации договора, направлены на защиту граждан - участников долевого строительства.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 46-КГ16-5, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона.
Из приведенных выше норм права следует, что административный истец соответствует критериям отнесения граждан к числу пострадавших, установленным Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены». Привлекший денежные средства заявителя для строительства многоквартирного дома Застройщик просрочил исполнение своих обязательств перед административным истцом, жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность не передана. В то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору заявитель исполнил в полном объеме, следовательно, относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
До настоящего времени требования Шаяхметова Антона Зуфаровича не удовлетворены, нарушенные права не восстановлены.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 219 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административный иск Шаяхметова Антона Зуфаровича к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре № 15-07/52 от 03.08.2017 г. об отказе во включении Шаяхметова Антона Зуфаровича в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца Шаяхметова Антона Зуфаровича, включить его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Уфы.
Председательствующий А.Р. Курамшина