8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены № 2а-8068/2017 ~ М-7497/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

№ 2а-8068/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Уфа 12 октября 2017 года

Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Разуваевой Л. А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление Зубаковой Т. Б. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с названным иском. Требование мотивировано тем, что административный истец обратился с Заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, в чем ей было отказано. В обоснование указано, что между АО «Интеграл» и Зубаковой Т. Б. был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, согласно которого, АО «Интеграл» обязуется передать квартиру со строительным номером 47, количество комнат 2, проектной площадью 59,60 кв.м., расположенную на 8 этаже. Зубакова Т. Б. обязалась оплатить строительство в сумме 2 890 400,00 рублей. Определением Арбитражного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ требование Зубаковой Т. Б. о передаче комнатной квартиры строительным № общей проектной площадью 59,60 кв. м., на 8 этаже в строящемся жилом <адрес> по адресу: РБ, г. Уфа, <адрес> – Шмидта, оплаченной в размере 2 890 400,00 рублей, включены в реестр требований о передаче жилых помещений АО «Интеграл». Определением Арбитражного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Дело №А07-537/2016 в отношении АО «Интеграл» была введена процедура наблюдения, назначен временный управляющий ФИО3

Административный истец просит восстановить процессуальный срок на обращение с административным исковым заявлением, признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 06.04.2017 г. № 15-06/0719 об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, включить Зубакову Т. Б. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Административный истец извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

Административный ответчик Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, явку представителя не обеспечили.

Заинтересованное лицо АО «Интеграл», Внешний управляющий Крючков В. Я. извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.

Согласно статье 218 Кодекса административного производства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (соблюдены ли требования нормативных актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Согласно пункту 3 Правил ведения реестра, формирование и ведение осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляется контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами. Таким органом на территории Республики Башкортостан является Госстрой РБ.

Согласно пункту 3 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены уполномоченным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляется контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Таким образом, подразумевается наличие помещения, которое в соответствии с договором может быть передано гражданину.

В пункте 14 Правил ведения реестра предусмотрены следующие основания для отказа во включении заявителя в реестр:

несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших;

непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил;

введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения;

привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.

Указанные обстоятельства в отношении Зубаковой Т. Б. в судебном заседании не установлены.

Согласно п. 2 Приложения № 1 к Приказу Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" (указанный нормативный документ являлся действующим на дату принятия оспариваемого решения), критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются:

1) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;

2) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину;

3) просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);

4) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;

5) прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

6) признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;

7) вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими;

8) установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены;

9) ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.

Из материалов дела следует, 18 марта 2016 года между ОАО «ИНТЕГРАЛ» и Зубаковой Т. Б. заключен договор инвестирования строительства участия в долевом строительстве жилого дома № 109/10-10, предметом договора является долевое участие в финансировании строительства дома в объекте, установленном в договоре, принятие по окончании строительства в собственность определенной доли (части) построенного дома – квартиры.

Согласно п. 4.1 Договора участник долевого строительства производит расчет в следующем порядке: денежная сумма в размере 2 890 400,00 рублей уплачивается участником долевого строительства за счет собственных средств в кассу, либо путем перечисления на расчетный счет застройщика или другим не противоречащим действующему законодательству способом.

Справкой АО «Интеграл» от 31.03.2016 года подтверждается, что оплата по договору произведена в полном объеме в сумму 2 890 400,00 рублей.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.12.2016 года требования Зубаковой Татьяны Борисовны о передаче двухкомнатной квартиры строительным №47, общей проектной площадью 59,60 кв.м., на 8 этаже в строящемся жилом <адрес>, по строительному адресу: Республика Башкортостан, Ленинский район городского округа город Уфа, город Уфа, ограниченный <адрес>, за которую уплачено 2 890 400,00 руб. включены в реестр требований акционерного общества «Интеграл» о передаче жилых помещений.

Административный истец исполнил в полном объеме обязательства перед застройщиком по договору, предусматривающему передачу жилого помещения.

06 апреля 2017 г. по заявлению Зубаковой Т. Б. административным ответчиком было вынесено решение № 15-06/0719 об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Основанием для отказа во включении в реестр является подпункт 4 пункта 14 Правил, предусматривающий привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» после вступления в силу Федерального закона от 17.06.2010 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ссылка административного ответчика в оспариваемом отказе на подпункт 4 пункта 14 Правил в качестве основания для отказа во включении в реестр привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Закона о долевом строительстве после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не может быть принята судом.

Как в целом Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так и требование о форме и регистрации договора направлены на защиту граждан - участников долевого строительства.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 46-КГ16-5, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона.

Из приведенных выше норм права следует, что истец соответствует п.п. 3, 9 критериев отнесения граждан к числу пострадавших, установленным Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".

Привлекший денежные средства заявителя для строительства многоквартирного дома застройщик просрочил исполнение своих обязательств перед административным истцом, жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность не передана. В то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору заявитель исполнил, следовательно, относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

До настоящего времени требования административного истца не удовлетворены, нарушенные права не восстановлены.

Административным истцом заявлено требование о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из иска, объяснений сторон, копии оспариваемого решения с отметкой о дате получения следует, что о нарушении своих прав административным ответчиком административный истец узнала 21 сентября 2017 года.

С административным иском о признании решения Государственного комитета по строительству и архитектуре Республики Башкортостан незаконными, административный истец обратился в суд 25сентября 2017 года. Учитывая уважительность причин пропуска срока, суд полагает срок на обжалование подлежащим восстановлению.

Учитывая, установленные по делу обстоятельства, суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

административный иск Зубаковой Т. Б. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре - удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 06 апреля 2017 года № 15-06/0719 об отказе во включении Зубаковой Татьяны Борисовны в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца Зубаковой Т. Б. путем включения в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.

Решение суда в окончательной форме принято 13.10.2017.

Судья Соколова И. Л.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн