8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены № 2а-7938/2017 ~ М-7510/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

№ 2а-7938/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Уфа 10 октября 2017 года

Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Сюткиной К. Ю.,

с участием представителя административного истца Хафизовой Г. Ф. – Хафизова Р. Ф., на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление Хафизовой Г. Ф. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с названным иском. Требование мотивировано тем, что 17.07.2017 года административный истец обратилась в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, полученным истцом уведомлением, отказано во включении в реестр чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на основании п.п. 1 п. 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 года № 560/пр, ввиду несоответствия заявителя одному из критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан. Указанный отказ по мнению административного истца является незаконным. 21.07.2015 года между административным истцом и ЗАО «Башкирский инвестиционный дом» в лице Жилищно – строительного фонда «Башинвестдом» действующего на основании агентского договора 1-35 от 01.10.2009 года был заключен договор участия в долевом строительстве №138-35/ДУДС. Согласно п. 5.1 данного договора Застройщик ЗАО «Башинвестдом» обязалось не позднее 31.10.2016 года передать квартиру со следующими характеристиками: строительный номер <адрес>, количество комнат 2, общая проектная площадь 68,1 кв. м., этаж 16, <адрес>, расположенную в многоэтажном жилом доме по адресу: РБ, г. Уфа, м/р-н «Урал», <адрес>, литер 35. Объем финансирования квартиры составлял 3 102 000,00 рублей. Административным истцом оплата стоимости квартиры произведена в полном объеме. Административный ответчик обязательства по передаче квартиры в срок, предусмотренный договором, не исполнил.

Административный истец признать незаконным Решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 03.08.2017 г., обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены и чьим права нарушены.

Представитель административного истца в суде доводы иска поддержал.

Административный ответчик Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, явку представителя не обеспечили.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.

Согласно статье 218 Кодекса административного производства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (соблюдены ли требования нормативных актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 г. № 403 утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены к числу пострадавших (далее - Критерии), а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Правила ведения реестра).

Данный документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр, вступившего в силу по истечении шести месяцев с даты его официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации *** - 30.12.2016).

Заявлением от 17.07.2017 года Хафизова Г. Ф. обратилась к административному ответчику, Решением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 03.08.2017 года было отказано во включении в реестр пострадавших граждан на основании подпункта 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан (утв. приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 года № 560/пр).

Согласно подпункту 1 пункту 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 года № 560/пр, ввиду несоответствия заявителя одному из критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.

В пункте 10 Правил ведения реестра, утвержденных Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", предусмотрены следующие основания для отказа во включении заявителя в реестр, заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:

1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу;

2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;

3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;

4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);

5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

Отказ Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре обоснован ссылкой на подп. 1 п. 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, а именно несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу.

Пунктом 2 определены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:

1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2006, N 30, ст. 3287; N 43, ст. 4412; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3584; 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7015; ст. 7040; 2012, N 29, ст. 3998; N 53, ст. 7619; ст. 7643; 2013, N 30, ст. 4074; N 52, ст. 6979; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4225; 2015, N 29, ст. 4362; 2016, N 18, ст. 2515; N 27, ст. 4237) (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:

а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;

б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;

в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;

г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;

д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.

2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;

4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;

5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;

6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;

7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.

Из материалов дела следует, что 12.07.2015 года между Жилищно – строительным фондом «Башинвестдом» и Хафизовой Г. Ф. заключен договор № 138-35/ДУДС участия в долевом строительстве жилого дома, согласно данному договору застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный Дом и после сдачи дома передать Квартиру Участнику для оформления в собственность, а Участник обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять Квартиру в предусмотренный договором срок.

Согласно п. 2.3 договора Ориентировочный срок ввода Жилого дома в эксплуатацию - 3 квартал 2016 года.

Платежным поручение № 3 от 24.09.2014 года, подтверждается оплата административным истцом паевого взноса в размере 3 102 000,00 рублей.

Справкой от 25.07.2017 года № 24 ЖСФ «Башинвестдом» подтверждается, что по состоянию на 25.07.2017 года по договору оплачена сумма в размере 3 102 000,00 рублей.

Застройщик до настоящего времени свои обязательства по передаче квартиры не выполнил.

Согласно пункту 10 Приказу Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:

1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу;

2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;

3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;

4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);

5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

Указанные обстоятельства в отношении административного истца в судебном заседании не установлены.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по РБ от 08.02.2017 о приостановлении государственной регистрации, согласно подпункта 37 пункта 1 статьи 26 Закона в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно- процессуальным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 6 ст. 26 Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 37 части 1 настоящей статьи, приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета, о возврате залога залогодателю либо об обращении залога в доход государства.

Из Уведомления также следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись о прочих ограничениях на земельном участке с кадастровым №, №, № имеются актуальные записи о регистрации ограничений на основании Постановлений о запрете на совершение действий по регистрации от 2017-01-09 № выдавший орган: <адрес> отдел судебных приставов г. Уфы Управления Федеральной службы судебных приставов.

Осуществление действий по регистрации договора участия в долевом строительстве на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам: Республика Башкортостан, г.Уфа, <адрес>, Республика Башкортостан, г.Уфа. <адрес>, Республика Башкортостан, г.Уфа. <адрес>, Республика Башкортостан. г.Уфа, <адрес> приостанавливается до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии предусмотренных пунктом 37 части 1 настоящей статьи ареста или запрета, о возврате залога залогодателю либо об обращении залога в доход государства, на основании пунктов 5, подпункта 37 пункта 1 статьи 26 Закона: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, договор участия в долевом строительстве не прошел государственную регистрацию вследствие наложения судебными приставами- исполнителями запрета на регистрационные действия на земельный участрк, на котором расположен жилой дом.

Между тем, указанные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в включении в Реестр.

Привлекший денежные средства заявителя для строительства многоквартирного дома Застройщик просрочил исполнение своих обязательств перед административным истцом, квартира в собственность не передана. В то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору заявитель исполнил в полном объеме, следовательно, относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Из приведенных выше норм права следует, что истец соответствует 1-7 критериям отнесения граждан к числу пострадавших, установленным Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".

До настоящего времени требования истца не удовлетворены, нарушенные права не восстановлены.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 219 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

административный иск Хафизовой Г. Ф. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре - удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 03 августа 2017 года № 15 - 07/48 об отказе во включении Хафизовой Гузял Флюновны в реестр пострадавших граждан.

Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца Хафизовой Г. Ф., включить ее в реестр пострадавших граждан.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.

Решение суда в окончательной форме принято 14.10.2017.

Судья Соколова И. Л.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн