дело №2а-7558/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Уфа 5 октября 2017 г.
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Касимовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Мурзиной Миляуши Феликсовны к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с иском о признании незаконным решения Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, указав следующее.
На основании договора №43а-04/005 от 08.12.2015 г. об участии в Жилищно – строительном кооперативе «Жилой <адрес> квартале № 5 Жилого комплекса «Миловский парк», кооператив, объединяя денежные средства и иные имущественные паевые взносы членов Кооператива, принимает участие в финансировании строительства жилого дома по строительному адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан в границах участка с кадастровым номером 02:47:101001:367, ограниченного землями гослесфонда, административными границами городского округа город Уфа РБ, административными границами сельского поселения Миловский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ, жилой <адрес> квартале 5, в результате чего приобретает в собственность для передачи участнику жилого помещения со следующими проектными техническими характеристиками: жилое помещение № 43а, 2х-комнатное, общей проектной площадью 60,5 кв.м., жилой проектной площадью 30,4 кв.м. на 4 этаже.
Обязательства истцом исполнены в полном объеме, что подтверждается платежными документами и справкой Кооператива.
Решением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 16.06.2017 г. отказано во включении в реестр, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на основании п.п. 4 п. 14 Правил ведения реестра граждан.
Считая данный отказ незаконным, Мурзина М.Ф. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Административный истец просит признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 16.06.2017 г. № 15-06/1156 об отказе во включении административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены и чьим права нарушены, обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены и чьим права нарушены.
Стороны на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного производства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (соблюдены ли требования нормативных актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 г. № 403 утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены к числу пострадавших (далее - Критерии), а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Правила ведения реестра).
Согласно пункту 4 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев.
В пункте 14 Правил ведения реестра предусмотрены следующие основания для отказа во включении заявителя в реестр:
несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших;
непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил;
введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения;
привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.
Указанные обстоятельства в отношении административного истца в судебном заседании не установлены.
Согласно п. 2 Приложения № 1 к Приказу Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены", критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются:
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 781) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;
2) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину;
3) просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);
4) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
5) прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
6) признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;
7) вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими;
8) установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены;
9) ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.
Из материалов дела следует, что 16 декабря 2015 года между Жилищно – строительным кооперативом «Жилой <адрес> квартале № Жилого комплекса «Миловский парк» и Мурзиной Миляуши Феликсовны заключен договор №а-04/005 участия в Жилищно – строительном кооперативе «Жилой <адрес> квартале № Жилого комплекса «Миловский парк». Настоящий договор определяет права и обязанности Кооператива и Участника, возникающие между ними при приобретении прав на жилое помещение, устанавливает конкретный размер и порядок внесения паевых, членских и иных взносов, порядок передачи в пользование Участнику жилого помещения, а также ответственность за нарушение обязательств по настоящему договору.
Жилищно – строительный кооператив «Жилой <адрес> квартале № Жилого комплекса «Миловский парк» заключил договор инвестирования №б/н от 01.07.2014 г. с ООО «КилСтройИнвест», предметом которого является объединение денежных средств и иные имущественные паевые взносы членов кооператива, принимает участие в финансировании строительства жилого дома по строительному адресу: Республика Башкортостан, муниципальный район уфимский район РБ в границах участка с кадастровым номером 02:47:101001:367 ограниченного землями гослесфонда, административными границами городского округа город Уфа РБ, административными границами сельского поселения Миловский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ, жилой <адрес> квартале №, в результате чего приобретает в собственность для передачи Участнику жилое помещение №а, 2х-комнатное, общей проектной площадью 60,5 кв.м., жилой проектной площадью 30,4 кв.м. на 4 этаже.
Пунктом 1.4 Договора 16 декабря 2015 года определен планируемый (ориентировочный) срок ввода в эксплуатацию, в соответствии с договором инвестирования – 4 квартал 2015 года.
Платежными документами, справкой ЖСК «Жилой <адрес> квартале № Жилого комплекса «Миловский парк» подтверждается оплата административным истцом паевого взноса в размере 2268750 рублей, членского взноса в размере 22687,50 рублей.
Застройщик до настоящего времени свои обязательства по передаче квартиры не выполнил.
Решением Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 16.06.2017 г. отказано во включении в реестр, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на основании п.п. 4 п. 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 г. №403 «Об утверждении критериев для отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил - реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».
Ссылки административного ответчика в оспариваемом отказе на подпункт 4 пункта 14 Правил в качестве основания для отказа во включении в реестр не могут быть приняты судом.
Как в целом Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так и требование о форме и регистрации договора направлены на защиту граждан - участников долевого строительства.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 46-КГ16-5, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона.
Из приведенных выше норм права следует, что Мурзина М.Ф. соответствует критериям отнесения граждан к числу пострадавших, установленным Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены". Привлекший денежные средства заявителя для строительства многоквартирного дома Застройщик просрочил исполнение своих обязательств перед административным истцом, жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность не передана. В то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору заявитель исполнил в полном объеме, следовательно, относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
До настоящего времени требования Мурзиной М.Ф. не удовлетворены, нарушенные права не восстановлены.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административный иск Мурзиной Миляуши Феликсовны к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 16 июня 2017 г. № 15-06/1156 об отказе во включении Мурзиной Миляуши Феликсовны в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца Мурзину Миляушу Феликсовну, включить ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Уфы.
Председательствующий А.Р. Курамшина