№ 2а-5573/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Уфа 08 августа 2017 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Сюткиной К. Ю.,
с участием представителя административного истца Нургалеева Ф. Ф. – Абубакировой Е. В., на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление Нургалеева Ф. Ф. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о признании незаконным решения Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с названным иском. Требование мотивировано тем, что административный истец обратился с Заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, в чем ему было отказано. В обоснование указано, что между АО «Интеграл» и Нургалеевым Ф.Ф. был заключен договор №102/10-10 от 24 июля 2015 г. участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, согласно которого, АО «Интеграл» обязуется передать квартиру, расположенную в многоэтажном жилом <адрес>, строительство которого ведет застройщик, на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Ленинский район городского округа город Уфа <адрес>, ограниченный <адрес>, Шмидта, в створе жилых домов № по <адрес>. Нургалеев Ф. Ф. обязался оплатить строительство в сумме 2 243 310 (Два миллиона двести сорок три тысячи триста десять) рублей РФ. Указанный выше договор был сдан на государственную регистрацию, однако зарегистрирован не был, что подтверждается Распиской о получении документов на государственную регистрацию от 28 июля 2015 г. Представители АО «Интеграл» неоднократно обещали завершить государственную регистрацию договора, но в итоге это сделано не было. Определением Арбитражного суда РБ от 07.10.2016 г. Дело №А07-537/2016 в отношении АО «Интеграл» была введена процедура наблюдения, назначен временный управляющий ФИО1.
Административный истец просит признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 06.04.2017 г. № 15-06/0718 об отказе во включении Нургалеева Ф. Ф. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, включить Нургалеева Ф. Ф. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Административный истец Нургалеев Ф. Ф. извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Представитель административного истца в суде доводы иска поддержала.
Административный ответчик Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, явку представителя не обеспечили.
Заинтересованное лицо АО «Интеграл» извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного производства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (соблюдены ли требования нормативных актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра, формирование и ведение осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляется контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами. Таким органом на территории Республики Башкортостан является Госстрой РБ.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены уполномоченным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляется контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Таким образом, подразумевается наличие помещения, которое в соответствии с договором может быть передано гражданину.
В пункте 14 Правил ведения реестра предусмотрены следующие основания для отказа во включении заявителя в реестр:
несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших;
непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил;
введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения;
привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.
Указанные обстоятельства в отношении Садикова И. Ф. в судебном заседании не установлены.
Согласно п. 2 Приложения № 1 к Приказу Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" (указанный нормативный документ являлся действующим на дату принятия оспариваемого решения), критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются:
1) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;
2) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 783) просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);
4) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;5) прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
6) признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;
7) вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими;
8) установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены;
9) ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.
Из материалов дела следует, 24 июня 2016 года между АО «ИНТЕГРАЛ» и Нургалеевым Фаридом Фархадиновичем заключен договор участия в долевом строительстве жилого <адрес>, предметом договора является долевое участие в финансировании строительства дома в объекте, установленном в договоре, принятие по окончании строительства в собственность определенной доли (части) построенного дома – квартиры.
Согласно п. 3.3 Договора участник долевого строительства производит по настоящему Договору финансирования строительства квартиры в общей сумме 2 243 310 (два миллиона двести сорок три тысячи триста десять) рублей.
В соответствии с п. 4.1.1 Договора денежная сумма уплачивается участником долевого строительства после государственной регистрации договора долевого строительства в Росреестре в течении 5 дней.
Квитанцией от 28.07.2015 года подтверждается оплата по договору долевого участия № 102/10-10 от 24.07.2017 года в размере 2 243 310,00 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.12.2016 года требования Нургалеева Фарида Фархадиновича о передаче двухкомнатной квартиры строительным №, общей проектной площадью 47,73 кв.м., на 3 этаже в строящемся жилом <адрес>, по строительному адресу: Республика Башкортостан, Ленинский район городского округа город Уфа, город Уфа, ограниченный <адрес>, за которую уплачено 2 243 310 руб. включены в реестр требований акционерного общества «Интеграл» о передаче жилых помещений.
Административный истец исполнил в полном объеме обязательства перед застройщиком по договору, предусматривающему передачу жилого помещения.
06 апреля 2017 г. по заявлению Нургалеева Ф. Ф. административным ответчиком было вынесено решение № 15-06/0718 об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Основанием для отказа во включении Нургалеева Ф. Ф. в реестр является подпункт 4 пункта 14 Правил, предусматривающий привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» после вступления в силу Федерального закона от 17.06.2010 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Ссылка административного ответчика в оспариваемом отказе на подпункт 4 пункта 14 Правил в качестве основания для отказа во включении в реестр привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Закона о долевом строительстве после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не может быть принята судом.
Как в целом Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так и требование о форме и регистрации договора направлены на защиту граждан - участников долевого строительства.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 46-КГ16-5, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона.
Из приведенных выше норм права следует, что Нургалеев Ф. Ф. соответствует п.п. 3, 9 критериев отнесения граждан к числу пострадавших, установленным Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".
Привлекший денежные средства заявителя для строительства многоквартирного дома АО «ИНТЕГРАЛ» просрочил исполнение своих обязательств перед административным истцом, жилой дом в установленный договором срок не построен, квартира в собственность не передана. В то же время свое обязательство по уплате денежных средств по договору заявитель исполнил, следовательно, относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
До настоящего времени требования административного истца не удовлетворены, нарушенные права не восстановлены.
Учитывая, установленные по делу обстоятельства, суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
административный иск Нургалеева Ф. Ф. к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре - удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 06 апреля 2017 года № 15- 06/0718 об отказе во включении Нургалеева Фарида Фархадиновича в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца Нургалеева Ф. Ф. путем включения в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Решение суда в окончательной форме принято 10.08.2017.
Судья Соколова И. Л.