2а–2518/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2017 года г. Омск, ул. 9-я Линия, д.232
Октябрьский районный суд города Омска в составе
председательствующего судьи Глазковой Т.Г.,
при секретаре судебного заседания Цайер А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Кукушиной ГИ к Администрации Октябрьского административного округа г. Омска об отказе в заключении договора аренды земельного участка под размещение гаража для хранения технических средств реабилитации инвалида,
УСТАНОВИЛ:
Кукушина Г.И. обратилась в суд с административным иском к Администрации Октябрьского административного округа г. Омска о признании отказа в заключении договора аренды земельного участка от 14.07.2017 за № № незаконным, возложении обязанности на администрацию округа заключить договор аренды земельного участка вблизи домов №-А по <адрес> в <адрес> с Кукушиной Г.И. В обоснование иска указала, что является <данные изъяты>, передвигается в помещении при помощи специализированных технических средств (инвалидной коляски, ходунков и т.п.), вне помещения – при помощи легкового автомобиля. Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено предоставление инвалидам вне очереди места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вблизи дома. 21.06.2017 она обратилась в адрес ответчика с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для размещения металлического гаражного бокса по <адрес>-<адрес> Требование о предоставлении земельного участка было мотивировано ссылкой на положения постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска», постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п «О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов». Был дан ответ от 14.07.2017 за № № об отказе в предоставлении земельного участка с указанием на отсутствие такого объекта как металлический гаражный бокс в числе объектов, размещение которых регламентируется положениями постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, а также со ссылкой на отнесение территории к зоне жилой застройки средней этажности, где размещение гаражного бокса является условно–разрешенным видом разрешенного использования земельных участков. Порядок предоставления разрешения на размещение объекта недвижимости на таком виде земельных участков регламентируется статьёй 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Представитель Администрации ОАО г. Омска по доверенности Калинин М.С. в судебном заседании административные исковые требования не признал, представил письменный отзыв на иск и дополнения к нему, в которых он просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что подпункты 1-37 пункта 2 (устанавливающего случаи заключения договоров аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов) статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают заключение договоров аренды земельных участков без проведения торгов в целях размещения гаражных боксов, а также не устанавливают льготные основания для нетрудоспособных лиц. Также указал, что на земельный участок по адресу: <адрес> имеется топографическая съемка в масштабе 1:500, выполненная в 2001 году, которая содержит сведения, составляющие государственную тайну, и имеют гриф «секретно» согласно п.п. 3.4.9.1, 3.4.9.3 пункта 60 приказа Министерства экономического развития РФ от 25.07.2014 № 456дсп «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 17.03.2008 № 901 «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации». Также указал, что размещение гаражей боксового типа является условно-разрешенным видом использования земельного участка по истребуемому адресу. Порядок предоставления разрешения на размещение объекта регламентируется положениями статьи 39 ГрК РФ.
В судебное заседание Кукушина Г.И. не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела.
Для представления интересов административного истца в судебное заседание прибыли представители Трофимов К.А., не имеющий высшего юридического образования, и Черкасова Ю.В., представившая диплом о высшем юридическом образовании, но без доверенности. Однако поскольку представитель без высшего юридического образования не может представлять интересы административного истца в судебном заседании, соответственно, не может заявлять о передоверии полномочий представителя, в этой связи к участию в судебном разбирательстве не допущены оба представителя. Представлены письменные дополнительные материалы и дополнительные пояснения административного истца, согласно которым административный орган в своем ответе рассмотрел отказ в предоставлении земельного участка только по адресу: <адрес>, оставив без внимания просьбу заявителя в отношении <адрес> по тому же адресу. Административный истец полагает, что металлический гараж относится к таким объектам как некапитальные нестационарные сооружения, относящиеся к элементам благоустройства, размещение которых не требует проведения публичных слушаний (пункт 1.1 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска»).
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав представленные, в том числе дополнительно, административным истцом документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования, руководствуясь следующим.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что Кукушина Г.И., инвалид 1 группы бессрочно, проживает по адресу: <адрес>. Вблизи указанного дома ранее был размещен металлический гаражный бокс, принадлежащий Кукушиной Г.И., где размещался автомобиль племянника административного истца - Трофимова К.А., а также осуществлялось хранение кресел-колясок.
Следует отметить, что административный истец не является лицом, имеющим право на получение от органов социальной защиты населения в бесплатное пользование автомототранспорта, как технического средства своей реабилитации, данного рода медицинские показания в целях обеспечения компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности для административного истца не установлены.
17.04.2014 г. Трофимов К.А. в интересах Кукушиной Г.И. обратился в Администрацию Октябрьского административного округа г. Омска с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на 1 год для размещения временного металлического гаражного бокса.
Решением комиссии администрации ОАО г. Омска от 16.05.2014 Кукушиной Г.И. было отказано в предоставлении земельного участка в аренду, в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки средней этажности в соответствии с требованиями Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа города Омска, утвержденным решением Омского городского совета 10.12.2008г. №.
В 2015 году Кукушина Г.И. обратилась в Октябрьский районный суд г. Омска с исковым заявлением к администрации Октябрьского административного округа г. Омска о признании права собственности на гаражный бокс в порядке приобретательной давности
Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 28.09.2015 (дело №) Кукушиной Г.И. отказано в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на гаражный бокс в порядке приобретательной давности.
13.01.2016 года истец вновь обратилась на имя главы администрации Октябрьского АО г. Омска с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на один год для размещения временного металлического гаражного бокса, площадью 18 кв.м., вблизи <адрес>.
08.02.2016 администрацией ОАО г. Омска Кукушиной Г.И. было отказано в предоставлении указанного земельного участка в аренду. В ответе, данном за подписью главы администрации МА указано, что предоставление земельных участков для размещения объектов, не связанных со строительством, должно осуществляться с учетом градостроительного зонирования территории города Омска, градостроительных регламентов, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201. Согласно Карте градостроительного зонирования испрашиваемый участок находится в территориальной зоне жилой застройки средней этажности Ж3-581, предназначенной для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности, для которой гаражи боксового типа являются условно–разрешенным видом разрешенного использования земельных участков. Порядок предоставления разрешения на условно–разрешенный вид использования земельных участков регламентируется ст. 39 ГрК РФ.
В данном ответе Кукушиной Г.И. также указано на необходимость принять меры по выносу металлического земельного бокса с самовольно занятого земельного участка по указанному адресу, привести участок в состояние, пригодное для использования по назначению в срок до 01.04.2016. В противном случае указано на возможность обращения в суд с целью выноса металлического гаражного бокса.
Кукушина Г.И. вновь обратилась в Октябрьский районный суд <адрес> с иском к Администрации Октябрьского административного округа г. Омска о признании отказа в заключении договора аренды земельного участка от 08.02.2016 незаконным, возложении обязанности на администрацию округа заключить договор аренды земельного участка вблизи <адрес> в <адрес> с Кукушиной Г.И.
Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 15.04.2016 (дело №) Кукушиной Г.И. отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 24.04.2017 (дело №) на Кукушину Г.И. возложена обязанность освободить часть земельного участка путем демонтажа временного гаражного бокса, расположенного примерно в 8-10 метрах севернее относительно жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, Октябрьский административный округ, <адрес>, самовольно занятого под размещение металлического гаражного бокса с инвентарным номером №.
Письмом от 22.03.2017 № № Министерство имущественных отношений Омской области рекомендовало Кукушиной Г.И. обратиться в Администрацию Октябрьского административного округа г. Омска с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления земельного участка или установления сервитута, со ссылкой на положения пункта 4 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, пункта 1.1 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска», постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п «О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», для размещения металлического гаража как элемента благоустройства, к которым положениями Правил благоустройства № 45 отнесены с 2016 года некапитальные нестационарные сооружения.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 ЗК РФ.
В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ, до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности.
Статьи 22, 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают возможность предоставления гражданам земельных участков в аренду.
В соответствии с положением об администрации Октябрьского АО г. Омска утвержденным Решением Омского городского Совета от 29.06.2011г. № 421 администрация округа осуществляет предоставление в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации; выдает разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земель или земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в случаях размещения объектов, предусмотренных пунктами 1 - 7, 9, 11 - 30 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Согласно подпункту 14 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса РФ, пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
21.06.2017 Кукушина Г.И. обратилась в адрес ответчика с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для размещения металлического гаражного бокса по <адрес>-<адрес>. Требование о предоставлении земельного участка было мотивировано ссылкой на положения постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска», постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п «О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
К заявлению приложена копия схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, составленная в 2014 году. В схеме расположения земельного участка предполагаемая площадь запрошенного земельного участка составляет 300 кв.м. Местоположение земельного участка установлено примерно в 10 метрах по направлению на северо-восток относительно жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
14.07.2017 за № № Глава Администрации Октябрьского административного округа г. Омска МА. дал ответ об отказе в предоставлении земельного участка с указанием на отсутствие такого объекта как металлический гаражный бокс в числе объектов, размещение которых регламентируется положениями постановления Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, а также со ссылкой на отнесение территории к зоне жилой застройки средней этажности, где размещение гаражного бокса является условно разрешенным видом разрешенного использования земельных участков. Порядок предоставления разрешения на такой вид земельных участков регламентируется статьёй 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из ответа департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска на запрос суда следует, что на земельный участок по адресу: <адрес>, имеется топографическая съемка в масштабе 1:500, выполненная в 2001 году, которая может не отражать актуальную информацию на текущий момент. Данные материалы содержат сведения, составляющие государственную тайну, и имеют гриф «секретно» согласно пп. 3.4.9.1, 3.4.9.3 пункта 60 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.07.2014 года № 456дсп «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 17.03.2008 № 01 «Об утверждении перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития Российской Федерации».
Таким образом, в отношении земельного участка, на который Кукушина Г.И. представила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, имеются сведения об его ограничении в обороте.
В отношении <адрес> по <адрес> Кукушина Г.И. необходимые документы по вопросу заключения договора аренды в Администрацию Октябрьского административного округа г. Омска не представила, вследствие чего суд полагает несостоятельными доводы административного истца о том, что вопрос предоставления земельного участка в аренду по данному адресу безосновательно не был рассмотрен Администрацией Октябрьского административного округа г. Омска.
Как указано выше и следует из материалов дела, административный истец Кукушина Г.И. претендовала на предоставление земельного участка в аренду, при этом свое обращение о размещении металлического гаража основала на принадлежности гаража к элементам благоустройства, обозначив его как некапитальное нестационарное сооружение.
Административный истец требует предоставить земельный участок под размещение металлического гаража либо разрешить размещение металлического гаража без предоставления земельного участка или установления сервитута, в целях хранения инвалидных колясок.
Вместе с тем, доказательств нуждаемости административного истца в наличии полноразмерного металлического гаража для хранения инвалидных колясок суду не представлено. Вид объекта, планируемого к размещению, административный истец ни административному органу, ни суду не обозначила.
Положения части 7 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ применяются с учетом требований, установленных статьей 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ, для инвалидов, получивших автомототранспорт как техническое средство реабилитации инвалида через органы социальной защиты в бесплатное пользование при установлении медицинских показаний в целях обеспечения компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Вместе с тем транспортные средства как техническое средство реабилитации инвалидов из положений Федерального закона № 181-ФЗ исключены с 01.01.2005.
Пунктом 1.1 Правил благоустройства № 45 некапитальные нестационарные сооружения отнесены к элементам благоустройства. Последние, согласно пункту 4 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, относятся к числу объектов, размещение которых может осуществляться на землях или муниципальных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Однако необходимо учитывать, что Перечень, утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, под элементами благоустройства, размещение которых может осуществляться на землях или муниципальных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, перечисляет лишь следующие объекты: беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики.
Пункт 2.12 Правил благоустройства № 45 под некапитальными нестационарными сооружениями понимает сооружения, выполненные из легких конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений, не являющиеся объектами недвижимости, устанавливаемые на определенной территории с учетом возможности быстрого изменения характера использования данной территории без несоразмерного ущерба назначению объектов при их перемещении (остановочные навесы, металлические и сборные железобетонные гаражи, боксовые гаражи, парковочные ограждения).
В этой связи суд находит, что отказ административного органа в согласовании размещения металлического гаражного бокса по основаниям, установленным постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, постановления Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п, основан на указанных нормах права.
Следует отметить, что разрешение на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выданное уполномоченным органом в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, в случае размещения (установки) некапитальных нестационарных сооружений на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, не предполагает строительство, о котором говорится в части 7 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ, следовательно к вопросу размещения некапитального нестационарного сооружения не могут применяться нормы части 7 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ о внеочередном предоставлении места для строительства гаража или стоянки. Аналогичным образом для целей размещения некапитального нестационарного сооружения не могут применяться положения части 2 статьи 39.6 ЗК РФ о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, поскольку положения данной нормы являются взаимосвязанными с положениями части 7 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ.
Получение разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения (установки) некапитальных нестационарных сооружений на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, подразумевает установленный постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 № 170-п порядок, с представлением определенного перечня документов, которые Кукушина Г.И. Администрации Октябрьского административного округа г. Омска не предоставила.
При этом, учитывая, что размещение гаражей на рассматриваемом земельном участке, находящемся в территориальной зоне жилой застройки ЖЗ-581, является условно разрешенным видом использования земельного участка, вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, согласно части 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, для признания решения незаконным необходима совокупность двух указанных обстоятельств.
Поскольку судом не установлено несоответствия оспариваемого решения об отказе в предоставлении административному истцу земельного участка в аренду требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, постольку основания для удовлетворения заявленного административного иска отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Кукушиной ГИ к Администрации Октябрьского административного округа г. Омска о признании незаконным решения об отказе в заключении договора аренды земельного участка под размещение гаража для хранения технических средств реабилитации инвалида оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: _____________________________ Т.Г. Глазкова
Решение в окончательной форме принято 30 августа 2017 года.
Судья: _____________________________ Т.Г. Глазкова