Дело № 2а-9463\2107
Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2017 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Завьяловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям Гревцова С. А., Мельничука Р. В., Зайцева Д. О. к Уральскому МТУ Росавиации об оспаривании решения об отказе в выдаче свидетельства коммерческого пилота,
УСТАНОВИЛ:
Гревцов С.А., Мельничук Р.В. и Зайцев Д.О. обратились в суд с административным иском к Уральскому МТУ Росавиации об оспаривании решений об отказе в выдаче свидетельств коммерческого пилота.
Определением суда от <данные изъяты> данные дела объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований указано, что административные истцы проходили обучение в Частном профессиональном образовательном учреждении «Челябинское летное училище гражданской авиации» (далее по тексту – ЧПОУ «ЧЛУГА») и получили дипломы о профессиональной переподготовке по дополнительной профессиональной образовательной программе «Подготовка коммерческих пилотов» по направлению «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации» по специальности – пилот. Данное образовательное учреждение осуществляет обучение в рамках среднего профессионального образования по профессии летная эксплуатация летательных аппаратов с присвоением квалификации пилот в соответствии с уставом и лицензией на осуществление образовательной деятельности. Лица, проходившие обучение, имели статус студентов и не являются специалистами авиационного персонала в том смысле, который придается положением ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации. После направления ЧПОУ «ЧЛУГА» представлений о выдаче административным истцам свидетельств коммерческих пилотов МТУ Росавиации приняло решения об отказе в выдаче данных свидетельств, с указанием на отсутствие сертификата АУЦ, требуемого Федеральными авиационными правилами «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил» № 289 (далее по тексту – Правила). В то же время, данные Правила не регламентируют сложившиеся спорные правоотношения, так как предъявляют требования к тем организациям, которые осуществляют подготовку специалистов с уже имеющейся соответствующей квалификацией. Более того, и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», которым и следовало руководствоваться при принятии решения, не предъявляются такие требования, учитывая, что иные нормативные правовые акты должны соответствовать данному закону.
В судебное заседание административные истцы не явились, уполномочили на участие в деле своего представителя.
В судебном заседании представитель административных истцов на требованиях настаивала.
В судебном заседании представители административного ответчика просили в удовлетворении требований отказать по мотивам, изложенным в отзывах, настаивая на том, что Правилами № 289 прямо предусмотрена обязанность наличия у образовательной организации при оказании образовательных услуг в указанной сфере сертификата АУЦ.
В судебное заседание не явился представитель ЧПОУ «ЧЛУГА», о рассмотрении дела извещен, направил в суд отзыв, в котором поддержал позицию административных истцов.
С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил рассмотреть дело при установленной явке.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
В силу ст.ст. 218, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.
Судом установлено, что административные истцы проходили обучение в ЧПОУ «ЧЛУГА», с получением по окончании обучения дипломов о профессиональной переподготовке по дополнительной профессиональной образовательной программе «Подготовка коммерческих пилотов» по направлению «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации» по специальности – пилот.
Уведомлениями МТУ Росавиации по итогам рассмотрения представлений на выдачу свидетельств от ЧПОУ «ЧЛУГА» административным истцам отказано в выдаче свидетельств коммерческих пилотов, поскольку ЧПОУ «ЧЛУГА» не имеет выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации документа, подтверждающего соответствие указанного юридического лица требованиям федеральных авиационных правил, что не соответствует п. 3 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Управление является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) в Свердловской, Челябинской, Курганской областях, использованию воздушного пространства, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства и авиационно-космического поиска и спасания в границах Екатеринбургской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.10.2014 №298, Государственную услугу предоставляет Федеральное агентство воздушного транспорта непосредственно и через свои территориальные органы.
Уполномоченными структурными подразделениями Росавиации на предоставление государственной услуги являются: для лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемых к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, – Управление летной эксплуатации; для лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемых к выполнению функции по техническому обслуживанию воздушных судов, – Управление поддержания летной годности воздушных судов; для лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемых к выполнению функции по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, – Управление организации использования воздушного пространства.
Как указал представитель административного ответчика, в своей деятельности Управление руководствуется в первую очередь принципами необходимости обеспечения безопасности полетов в сфере гражданской авиации.
Согласно подпункту 5.4.7 пункта 5 Положения об Уральском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, утвержденного приказом Федерального агентства воздушного транспорта №378 от 21.06.2012, Управление на территории деятельности участвует в организации и проведении обязательной сертификации образовательных учреждений (авиационных учебных центров), осуществляющих подготовку авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням должностей.
Наличие полномочий по принятию оспариваемых решений административными истцами не оспаривается.
В соответствии со ст. 85 Федерального закона Российской Федерации в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, реализуются следующие образовательные программы: 1) основные программы профессионального обучения; 2) образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования; 3) дополнительные профессиональные программы.
Реализация образовательных программ среднего профессионального образования и образовательных программ высшего образования в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями должна обеспечить выполнение норм налета часов и стажа работы на судне в объеме не менее, чем объем, требуемый международными договорами Российской Федерации.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе транспортные средства и тренажеры, требования к которым предусмотрены соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, типовыми основными программами профессионального обучения или типовыми дополнительными профессиональными программами.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, могут устанавливаться в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, методической деятельности по реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации и членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
В качестве обоснования имеющейся позиции представитель истцов указала на необходимость применения не Воздушного кодекса Российской Федерации, а Федерального закона «Об образовании», не требующим для данного рода деятельности по оказанию образовательных услуг, однако данные доводы противоречат общеправовым принципам регулирования гражданских правоотношений, так как нормы Воздушного кодекса Российской Федерации в силу регулирования особых специфических правоотношений являются специальными по сравнению с общими нормами законодательства об образовании.
Более того, Воздушный кодекс Российской Федерации помимо регулирования отношений в сфере образования, с силу особого значения данной деятельности предъявляет требования и к образовательным учреждениям, что соответствует принципу обеспечения безопасности населения, исключению риска причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Так, согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Как следует из Преамбулы Воздушного кодекса Российской Федерации государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Также представителем административных истцов указано на то, что Правила спорные правоотношения не регулируют, так как они предъявляют требования только к организациям, оказывающим образовательные услуги специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала.
Данный довод также судом не принимается.
Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (далее – авиационный учебный центр (АУЦ)), а также порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил, определены Федеральными авиационными правилами «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными приказом Минтранса России от 29.09.2015 №289 (Правила № 289).
Согласно п. 2 Правил, они устанавливают требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (далее - авиационный учебный центр (АУЦ)), а также порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил.
Таким образом, вопреки доводам представителя административных истцов, данные Правила определяют требования и к образовательным учреждениям любого уровня и специализации, и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, что прямо следует из текста положения.
Кроме этого, Правила устанавливают требования к организациям, а не регулируют правоотношения в сфере образования, и как верно отмечено представителем административного ответчика под требованием стоит понимать наличие у образовательной организации и организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, условий для осуществления образовательной деятельности.
Так, согласно п. 3 Правил, они не регулируют правоотношения, связанные с осуществлением образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Данное разграничение связано со спецификой и значимостью регулируемой Воздушным кодексом Российской Федерации и Правилами сферой.
Как указал представитель административного ответчика, ЧПОУ «ЧЛУГА» согласно Лицензии <данные изъяты> Министерства образования и науки <данные изъяты> области на осуществление образовательной деятельности имеет право реализации образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности <данные изъяты> Летная эксплуатация летательных аппаратов, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.04.2014 №393 (далее – ФГОС СПО).
Согласно пункту 3.1 ФГОС СПО присваиваемая квалификация по получении СПО по специальности <данные изъяты> Летная эксплуатация летательных аппаратов – ПИЛОТ.
ПИЛОТ согласно Перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утвержденному приказом Минтранса России от 04.08.2015 №240, является специалистом, входящим в состав летного экипажа гражданской авиации.
В соответствии с Лицензией <данные изъяты> Министерства образования и науки <данные изъяты> области ЧПОУ «ЧЛУГА» также имеет право реализации образовательной программы дополнительного профессионального образования.
В 2013 году до изменения наименования юридического лица ЧПОУ «ЧЛУГА» (НОУ «УТЦ «ЧелАвиа») имело Лицензию <данные изъяты>, выданную Министерством образования и науки <данные изъяты> области на осуществление образовательной деятельности.
В приложении №1.1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности от <данные изъяты> была включена дополнительная профессиональная программа «Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне пилота коммерческой авиации».
Данная программа не была утверждена уполномоченным органом в области гражданской авиации согласно пункту 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Представителем административного ответчика также указано, что для проведения тренажерной и летной практик в соответствии с требованиями пункта «б» статьи 49 Правил привлекаемое юридическое лицо должно иметь сертификат АУЦ, выданный в соответствии с Правилами, предусматривающий право проводить обучение в части, в которой оно привлекается к обучению.
Действие сертификата АУЦ у ЧПОУ «ЧЛУГА» закончилось <данные изъяты> Кроме того, в связи с истечением срока действия сертификата НОУ «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» от <данные изъяты> исключен Росавиацией из Реестра авиационных учебных центров.
Согласно пункту 5 Правил организациям, не имеющим выданного в соответствии с Правилами сертификата АУЦ, запрещается осуществлять обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала.
Данное обстоятельство учитывалось Управлением в ходе административной процедуры «Рассмотрение представления (заявления) и анализ результатов рассмотрения» Административного регламента при анализе копии документа (документов), подтверждающего прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства, представляемого заявителем, прошедшим обучение в ЧПОУ «ЧЛУГА» после <данные изъяты>, с заявлением о выдаче свидетельства.
ЧПОУ «ЧЛУГА» в силу пункта 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации не имеет в наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие юридического лица требованиям федеральных авиационных правил. Исходя из изложенного, представленные копии документов о прохождении административными истцами подготовки по дополнительной профессиональной образовательной программе «Подготовки коммерческих пилотов» в ЧПОУ «ЧЛУГА» не могут быть приняты в качестве документов, подтверждающих прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства коммерческого пилота.
На основании пункта 24 Административного регламента, в связи с несоответствием представленных документов требованиям Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2013 №670, в части наличия в представленных документах сведений, указывающих на несоответствие кандидата на получение свидетельства требованиям федеральных авиационных правил, в соответствии с пунктом 17 Правил, Управлением по результатам предоставления государственной услуги принято решение отказать административным истцам в выдаче свидетельства коммерческого пилота.
Кроме этого, убедительными являются возражения административного ответчика, сославшегося на положение ч. 2 ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которому требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от <данные изъяты> и содержит лишь перечень специалистов авиационного персонала без предъявления каких-либо дополнительных требований к данным авиационным специалистам.
ЧПОУ «ЧЛУГА» согласно Лицензии <данные изъяты> Министерства образования и науки <данные изъяты> области на осуществление образовательной деятельности имеет право реализации образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности <данные изъяты> Летная эксплуатация летательных аппаратов, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.04.2014 №393 (далее – ФГОС СПО), с применением сетевой формы в порядке, установленном договором реализации образовательных программ с ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)»
Согласно пункту 3.1 ФГОС СПО присваиваемая квалификация по получении СПО по специальности <данные изъяты> Летная эксплуатация летательных аппаратов – ПИЛОТ.
ПИЛОТ согласно Перечню, является специалистом, входящим в состав летного экипажа гражданской авиации.
Таким образом, выпускники ЧПОУ «ЧЛУГА», получившие документ об образовании и о квалификации ПИЛОТ, являясь авиационными специалистами, обращаются в уполномоченные структурные подразделения Росавиации для предоставления государственной услуги по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 №128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее – Правила № 128).
Правила № 128 обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.
Ссылки на пункты 4.23, 4.24, 4.25, 5.84, 5.99 ФАП-128 (указанные в объяснении суду) устанавливают, что эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.
В соответствии с пунктом 2.4.1 Правил № 128 каждый член экипажа воздушного судна отвечает требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным в Федеральных авиационных правилах «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. №147 и имеет действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что подготовку и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации в соответствии с Правилами № 128 проходят лица из числа авиационного персонала имеющие свидетельства.
В соответствии с договором <данные изъяты> о сетевой форме реализации образовательных программ от <данные изъяты> ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)» и ЧПОУ «ЧЛУГА» (далее – Договор <данные изъяты>), размещенном на официальном сайте ЧПОУ «ЧЛУГА» (срок действия договора до <данные изъяты>), предметом договора является деятельность сторон в рамках сетевого взаимодействия между сторонами, направленная на реализацию основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовка специалистов среднего звена <данные изъяты> «Летная эксплуатация летательных аппаратов» специальность ПИЛОТ, с использованием сетевой формы обучения.
В соответствии с п. 2.3 Договора <данные изъяты> ЧПОУ «ЧЛУГА» участвует в реализации программы, указанной в пункте 1.1 настоящего договора, в рамках осуществления обучения студентов в части проведения учебной, производственной (по профилю специальности) и производственной (преддипломной) практик.
В соответствии с пунктом 4.2.2 Договора <данные изъяты> ЧПОУ «ЧЛУГА» обязуется обеспечить методическое и материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса для освоения студентом программ практик, указанным в п.2.3 настоящего договора.
В соответствии с пунктом 4.2.5 ЧПОУ «ЧЛУГА» также обязуется использовать для проведения занятий тренажеры, воздушные суда, а также иное оборудование, соответствующее образовательным нормам и правилам, предъявляемым к летному обучению.
В то же время, для проведения тренажерной и летной практик в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 49 Правил № 289 привлекаемое юридическое лицо должно иметь сертификат АУЦ, выданный в соответствии с Правилами № 289, предусматривающий право проводить обучение в части, в которой оно привлекается к обучению.
Согласно пункту 5 Правил № 289 образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, не имеющим выданного в соответствии с Правилами 289 сертификата АУЦ, запрещается осуществлять обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала.
Кроме того, в связи с истечением <данные изъяты> срока действия сертификата от 28<данные изъяты> НОУ «Учебно-тренировочный центр «ЧелАвиа» был исключен Росавиацией из реестра авиационных учебных центров, осуществляющих обучение специалистов согласно Перечню.
Дипломы ЧПОУ «ЧЛУГА» о прохождении профессиональной переподготовки выданы административным истцам в период отсутствия у ЧПОУ «ЧЛУГА» сертификата, наличие которого предусмотрено требованиями пункта 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункта 5 ФАП-289. Сертификат АУЦ ЧПОУ «ЧЛУГА» на новый срок Росавиацией не выдавался.
Представителем административного ответчика указано также, что некачественное оказание образовательных услуг, связанных с подготовкой пилотов представляет угрозу обеспечения безопасности полетов, а также угрозу жизни и безопасности неопределенного круга лиц, причем не только из числа возможных участников воздушных перевозок.
В связи с этим к образовательным организациям предъявляются повышенные требования, которые основаны на вышеприведенных правовых положениях.
Представитель административных истцов указал на наличие обращений и разъяснений различных публичных субъектов, как Министерство транспорта Российской Федерации, а также надзорных органов, однако данные обращения являются позицией административных органов по вопросам толкования норм права, и как таковыми доказательствами по делу не являются.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения административных исков, основанных на неверном, субъективном толковании норм права.
В то же время, суд считает необходимым разъяснить право административных истцов на защиту своих прав и законных интересов при выборе соответствующего и предусмотренного способа судебной защиты, в том числе о возмещении убытков.
Руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Административный иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.М.Василькова