8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об отказе в выдаче разрешения на строительство № 2а-2979/2017 ~ М-2330/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

№ 2а-2979/17 публиковать

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2017 года                             г. Ижевск

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Владимировой А.А., при секретаре Мерзляковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лыкова С.Г. к Администрации муниципального образования «Ягульское», Главе муниципального образования «Ягульское» Баженову С.А. о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Лыков С.Г. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Ягульское», Главе муниципального образования «Ягульское» Баженову С.А. о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Лыкову С.Г. на основании Постановления Главы Ягульской сельской администрации Завьяловского района УР от <дата>. № на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 2450 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес>, кадастровый №, о чем внесена запись в ЕГРП <дата>.

Указанный земельный участок имеет целевое назначение- индивидуальное жилищное строительство. Согласно градостроительного плана земельного участка, утвержденного Постановление Главы муниципального образования «Ягульское» от <дата>. №, разрешенное использование земельного участка- для строительства индивидуальных жилых домов до 3-х этажей. Право собственности административного истца на земельный участок никем не оспорено. Постановления Главы Ягульской сельской администрации Завьяловского района УР от <дата>. № не отменено, недействительным не признавалось, оснований для подачи и удовлетворения виндикационного иска не имеется, в том числе и в связи с пропуском срока исковой давности.

В конце <дата> года административный истец обратился в Администрацию МО «Ягульское» с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке. Решением Главы Муниципального образования «Ягульское» С.А. Баженова № от <дата> истцу отказано в выдаче разрешения на строительство по следующим причинам: Постановление Главы Ягульской сельской администрации Завьяловского района УР от <дата>. № вызывает сомнение, так как изготовлено с использованием компьютерной техники, а не с помощью печатной машинки; указанный земельный участок предоставлен не постоянному сельскому жителю; с превышением предельно максимальных размеров, в противоречие ст. 60 и 61 ЗК УР от 07.05.1996г. №208-I.

Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем административному истцу земельном участке основан не на п.2.9.2. Административного регламента «Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги».

Кроме того такое основание как изготовлено не с помощью печатной машинки, значения не имеют. Такое основание, как предоставление земельного участка превышающее предельно максимальный размер, является несостоятельным.

Решением Завьяловской районной Думы УР второго созыва от 19.10.2000г. №157 утверждено Положение о порядке выделения земельных участков в Завьяловском районе, по которому земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставлялись Постановлением Главы сельской администрации, при этом каких-либо предельных размеров земельных участков данным решением не предусмотрено.

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, были установлены позднее, а именно Законом УР от 16.12.2002г. №69-РЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории УР».

Решением Завьяловской районной Думы УР от 30.04.2003г. №82, установлены максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, в т.ч. для ИЖС- 0,20 га. (или 2000 кв.м.). Таким образом предельные размеры земельных участков для ИЖС гражданам установлены с 2003 г., т.е. после предоставления административному истцу в 2001г. земельного участка.

Законом УР от 16.12.2002 г., Земельный кодекс УР признан утратившим силу.

С отказом главы муниципального образования «Ягульское» о выдаче разрешений на строительство не согласен по следующим основаниям. Исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство, предусмотрен п.13 ст. 51 ГрК РФ.

Законных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, как это указано в решении, нормами действующего законодательства не предусмотрено, в результате чего для административного истца были созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод. В отношении принадлежащего ему земельного участка, на момент приобретения и в последующем какого-либо ограничения прав не существовало. Для признания незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом, удовлетворение требований административного истца возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

Отказ Главы Администрации муниципального образования «Ягульское» в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома для проживания одной семьи является незаконным, создает препятствия к осуществлению прав и свобод по строительству дома, нарушает право административного истца на жилище.

Просит признать незаконным решение главы Муниципального образования «Ягульское» С.А. Баженова от <дата> № об отказе Лыкову С.Г. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: УР, <адрес>. Обязать Администрацию муниципального образования «Ягульское» выдать Лыкову С.Г. разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: УР, <адрес>.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Архитектуры и Градостроительства Администрации г. Ижевска.

В судебном заседании административный истец Лыков С.Г., поддержал требования, ссылаясь на доводы искового заявления. Пояснил, что в <дата> года он обратился в Ягульскую администрацию за получением разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства. Архитектор дала ему перечень документов, которые необходимо предоставить. Все документы у него были в оригинале, она сделала копии и приложила к материалам. Никаких претензий к документам не было. Все документы были приложены и приняты. Впоследствии ему вручили уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома, других документов не выдавали. Он был вынужден подать заявление о неправомерных действиях главы. Они подали заявление на выделение земельного участка, очень долго ждали решения, около 2-3 лет. Сначала хотели отказаться от земельного участка, но потом решили доделать все. Инфраструктуру начали делать в МО «Ягульское», тогда и решили заняться земельным участком, дом построить. Строительный паспорт ранее не оформил, потому что ранее собирался отказаться от земельного участка, там болото было, не обрабатывали земельные участки.

Представитель административного истца Новиков А.П., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что имеется отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома Лыкову С.Г. по основанию, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо. Регистрация собственности земельного участка проведена, Лыков С.Г. является надлежащим собственником. Просит обратить внимание на те основания, которые указаны в отказе. Это никак не связано с законными основаниями, это субъективное мнение главы администрации, хотя он и должностное лицо. Предельные нормы земли были введены в 2002 году, в 2003 году они были доведены до 2000 кв.м. Ранее были только указаны лица, кому платно предоставлять земельные участки, а кому бесплатно. То, что истцу выдали земельный участок бесплатно, это все законно и обоснованно. Истец никак не отвечает за постановления администрации. Регистрация права собственности на земельный участок была произведена законно. Отказ в выдаче разрешения на строительство на таком основании, как указано в уведомлении, не допускается. Просит административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации МО «Ягульское» Лирник И.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что сначала истец должен получить градостроительный план. Само разрешение на строительство выдается только собственнику земельного участка. Градостроительный план истцу выдали, земельный участок существует, имеются границы, что подлежит застройке. Постановление было изготовлено в <дата>, до ведения в действие Земельного кодекса УР. В этом постановлении указано, что на основании личного заявления выдается земельный участок. Из-за того, что земельный участок был оформлен в <дата> и до настоящего времени никакой строительный паспорт не оформлялся, появились сомнения по поводу подлинности документа. Считают, что истец не является надлежащим собственником. Запрашивали документы в архиве. При подаче заявления о выдаче разрешения на строительство, должны запросить правоустанавливающие документы на земельный участок, что и было сделано. Считают, что постановление о предоставлении земельного участка незаконное. Административный регламент в Администрации есть, основанием для отказа послужил п.2.9.2 п.п.3 Регламента. Ненадлежащее лицо обратилось в суд, это лицо не является собственником земельного участка. Документы о праве собственности были истцом предоставлены, основанием являлось Постановление Главы Ягульской сельской администрации Завьяловского района УР от <дата>. №, которое было подписано Бутолиным В.С. Он был главой сельской администрации. Человек регистрирует право собственности, когда уже существовала Администрация Муниципального образования «Ягульское». Право собственности истца на земельный участок в суде не оспаривали. На сегодняшний день если его признают надлежащим лицом, то разрешение на строительство будет выдано. Заявление от истца поступало о выдаче разрешения на строительство, документы все были предоставлены. Это единственное основание, что неуполномоченное лицо предоставило ему земельный участок. Других оснований нет. Доказательством, что не уполномоченное лицо предоставило участок, является то, что площадь превышает установленную норму. Была категория граждан которым предоставляли земельные участки- это постоянным сельским жителям. Земельный участок был выдан на основании генерального плана, 43 места выделили. Но там за плату предоставлялись земельные участки. Раньше не было полномочий у администрации района по платности решать вопрос о предоставлении земельных участков. Адреса были присвоены гораздо позже даты выдачи земельных участков.

Глава Администрации Муниципального образования «Ягульское» Баженов С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ГУАиГ, уведомленного о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что главой Ягульской Сельской Администрации Завьяловского района УР Бутолиным В.С. вынесено постановление № от <дата>, согласно которого Лыкову С.Г. предоставлен земельный участок из земель поселений в собственность бесплатно, площадью 2450 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, по адресу: УР, <адрес>

Согласно свидетельства о государственной регистрации права № от <дата>., Лыкову С.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 2450 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес> Кадастровый (или условный) №. Ограничение права на земельный участок не зарегистрировано.

Архитектором Администрации муниципального образования «Ягульское» Гизатдиновой Н.Н. <дата>. подготовлен градостроительный план земельного участка площадью 2450 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес>

Лыков С.Г. обратился в Администрацию муниципального образования «Ягульское» с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: УР, <адрес>.

<дата> глава муниципального образования «Ягульское» Баженов С.А. вынес решение № об отказе Лыкову С.Г. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Указано, что в соответствии с Постановлением от <дата>. заявителю необходимо было зарегистрировать право на земельный участок и оформить строительный паспорт. Право собственности было зарегистрировано <дата>. на земельный участок с кадастровым номером №, границы земельного участка определены <дата> в другом кадастровом квартале. Улица с названием <адрес> расположена в мкр.Восточный, расположенном в кадастровом квартале <дата>, название улиц было присвоено на основании постановления Ягульской сельской администрации от <дата>. №. Постановление от <дата>. № вызывает сомнение по причине того, что изготовлено с использованием компьютерной техники, постановления того периода времени изготавливались с помощью печатных машин, а также то, что указанный земельный участок был предоставлен бесплатно не постоянному сельскому жителю, с превышением предельно максимальных размеров в противоречие ст. 60 и ст. 61 Земельного Кодекса УР от 07.05.1996г. №208-I.

Эти обстоятельства следуют из содержания административного иска, представленных сторонами документов, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.

Административный иск о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления связанного с отказом в выдаче разрешения на строительство, необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

При рассмотрении настоящего дела условия создания препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод нашли свое подтверждение.

В соответствии с ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Согласно п.20 ч. 1 ст. 7 и п.20 ч. 1 ст. 34 Устава МО «Ягульское», принятого решением совета депутатов МО «Ягульское» от 13.12.2005г. №3/1 (ред. от 25.05.2012г.) выдача разрешения на строительство жилого дома относится к вопросам местного значения и полномочиям Администрации МО «Ягульское», где Глава администрации МО «Ягульское» возглавляет администрацию и осуществляет подписание документов.

Постановлением Администрации МО «Ягульское» от 29.04.2016г. №178 утвержден Административный регламент предоставления Администрацией МО «Ягульское» муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство».

Согласно п.1.2. Административного регламента, с заявлением о выдаче разрешения на строительство вправе обратиться физические или юридические лица, их уполномоченные представители (далее-заявители) в случае, если строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства планируется осуществить на территории МО «Ягульское».

Ответственным за предоставление муниципальной услуги, являются должностные лица Администрации МО «Ягульское» (п.2.2. Административного регламента).

Пунктом 2.6.2 Административного регламента установлен необходимый перечень документов для предоставления услуги по выдаче разрешения на индивидуальное жилищное строительство.

В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ, целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Согласно ст. 40 ЗК РФ, собственники земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участка является осуществление строительства в соответствии с целевым назначением земельного участка (его разрешенным использованием).

В судебном заседании установлено, что Лыкову С.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 2450 кв.м., который находится на землях населенных пунктов, разрешенное использование- для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с изложенным, Лыковым С.Г. запрашивалось разрешение на строительство в соответствии с целевым назначением земельного участка.

Рассматривая правомерность отказа в выдаче разрешения на строительства индивидуального жилого дома заявителю, суд отмечает следующее.

В силу п.13 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Административным регламентом (п.2.9.2.) установлен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги (выдачи разрешения на строительство): 1) К заявлении не приложены документы, указанные в п.2.6.1. и 2.6.2 настоящего Регламента; 2) представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка или, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции; 3) с заявлением обратилось ненадлежащее лицо (лицо, которое не является заявителем в соответствии с п.1.2 настоящего Регламента); 4) в заявлении не указаны (не поддаются прочтению) фамилия гражданина, направившего заявление, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ заявителю; 5) текст письменного заявления не поддается прочтению; 6) в заявлении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; 7) в заявлении содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми заявлениями, и при этом в заявлении не приводятся новые доводы или обстоятельства; 8) заявитель подал заявление об отказе от предоставления муниципальной услуги.

Так, основаниями для отказа в предоставлении разрешения на строительство индивидуального жилого дома явились: несоответствие кадастрового номера земельного участка с адресом и кадастровым кварталом; постановление о предоставлении Лыкову С.Г. земельного участка вызвало сомнения по причине изготовления с использования компьютерной техники, а не на печатной машинке, а также предоставление земельного участка бесплатно, не постоянному сельскому жителю, с превышением предельно допустимых максимальных размеров предоставляемого земельного участка в противоречие ст. 60 и ст. 61 Земельного кодекса УР. В выдаче разрешения отказано до проведения проверки предоставленных Лыковым С.Г. документов.

Данные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, указанные в решении № от <дата> не основаны на законе, а именно не предусмотрены п.13 ст. 51 ГрК РФ, п.2.9.2. Административного регламента.

На момент рассмотрения дела ответчиками не представлено доказательств несоответствие кадастрового номера земельного участка, принадлежащего Лыкову С.Г., с адресом и кадастровым кварталом.

Ссылка на то, что постановление о предоставлении Лыкову С.Г. земельного участка вызвало сомнения по причине изготовления с использования компьютерной техники, а не на печатной машинке, а также предоставление земельного участка бесплатно, не постоянному сельскому жителю, с превышением предельно допустимых максимальных размеров предоставляемого земельного участка в противоречие ст. 60 и ст. 61 Земельного кодекса УР является необоснованной, поскольку право собственности административного истца на земельный участок до настоящего времени не оспорено. Суду не представлено доказательств недействительности Постановления Главы Ягульской сельской администрации Завьяловского района УР от <дата>. № о предоставлении Лыкову С.Г. земельного участка в МО «Ягульское». То есть, как на момент вынесения решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, так и в настоящее время именно Лыков С.Г. является собственником земельного участка по указанному адресу, в связи с чем довод представителя ответчика о том, что заявление о выдаче разрешения на строительство подано ненадлежащим лицом также является необоснованной.

Исходя из смысла ст.ст. 2, 18, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) возведение индивидуального жилого дома возможно только при наличии разрешения на строительство, выдаваемого уполномоченными органами, в строгом соответствии с генеральными планами поселений и на их основе разработанных Правил застройки и градостроительных регламентов, установивших зонирование территории.

В соответствии с п. 4 ст. 85 ЗК РФ реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Аналогичные права собственника земельного участка закреплены в ст. 260 ГК РФ. Как, земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.

Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ и п. 1 ст. 260 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.

В соответствии с п. 1 и п.п. 4 п. 2, пунктов 3-6 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами и ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, устанавливаются бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Системное толкование вышеперечисленной нормы и статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, только возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение их в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.

В рассматриваемом случае, как усматривается из материалов дела, в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности какие-либо ограничения его прав не существовало, что усматривается из свидетельства о государственной регистрации права от <дата>, в котором каких-либо ограничений в использовании участка не имеется.

К моменту разрешения спора в суде, ответной стороной не представлено ни одного доказательства, подтверждающего введение ограничения прав собственника по отношению к спорному земельному участку.

В связи с чем, намерение административного истца осуществить строительство на данном участке жилого дома не противоречит разрешенному использованию земельного участка.

Что касается положений ст. ст. 2, 18 и 51 ГрК РФ, в них так же не содержится прямого запрета на осуществление и возведение жилого дома, а закрепляются положения о том, что разрешение на строительство должно осуществляться на основе градостроительных норм и должно подтверждать соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Суду не представлено доказательств, что Лыковым С.Г. нарушены какие-либо градостроительные нормы, претензий к представленному градостроительному плану земельного участка не выявлено.

Исследовав, в совокупности, представленные сторонами доказательства суд приходит к выводу о том, что Глава МО «Ягульское» Баженов С.А., действовал не в соответствии с требованиями законодательства, отказывая административному истцу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Оснований для отказа в выдаче разрешения не имелось. Административными ответчиками не представлено доказательств наличия законных оснований в силу п.13 ст. 51 ГрК РФ для отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует об отсутствии оснований для запрета в осуществлении административному истцу строительства индивидуального жилого дома на земельном участке Кадастровый (или условный) № по адресу: УР, <адрес>. Отказ в выдаче разрешения на строительство свидетельствует об ограничении права собственников без предусмотренных на то законных оснований.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Главы муниципального образования «Ягульское» Баженова С.А. № от <дата> об отказе Лыкову С.Г. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: УР, <адрес>, является незаконным.

Следовательно, оспариваемый отказ нарушает права административного истца, предусмотренные статьи 209 ГК РФ, по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, а так же создает препятствия к осуществлению прав на возведение на земельном участке жилого дома, установленного статьей 263 ГК РФ и статей 40 ЗК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление (по данной категории дел) может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В суд с заявлением Лыков С.Г. обратился <дата> При этом отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома датирован <дата>.

Исходя из изложенного судом установлено, что Лыков С.Г. обратился в суд в установленный законом 3-х месячный срок.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует части 13 статьи 51 ГрК РФ, нарушает права Лыкова С.Г. и создает препятствия к осуществлению его прав, следовательно, подлежит признанию незаконным, с последующим восстановлением нарушенного права заявителя - возложением на Администрацию муниципального образования «Ягульское» обязанности выдать административному истцу разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ, с Администрации муниципального образования «Ягульское» в пользу Лыкова С.Г. следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

С учетом изложенного не имеют значения иные доводы сторон и представленные ими доказательства.

Руководствуясь главами 15, 22 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Лыкова С.Г. к Администрации муниципального образования «Ягульское», Главе муниципального образования «Ягульское» Баженову С.А. о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство- удовлетворить.

Признать незаконным решение Главы муниципального образования «Ягульское» Баженова С.А. от <дата> № об отказе Лыкову С.Г. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: УР, <адрес>, кадастровый (или условный) №.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Ягульское» обязанность по выдаче Лыкову С.Г. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: УР, <адрес>, кадастровый (или условный) №.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Ягульское» в пользу Лыкова С.Г. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>.

Судья:                        А.А. Владимирова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн