8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об отказе в выдаче лицензии на оружие № 2а-1904/2017 ~ М-2017/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-1904/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2017 года                                город Омск

Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кирилюк З.Л., при секретаре судебного заседания Абрамкиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Омского транспортного прокурора к Управлению Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации по Омской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче лицензии на оружие,

УСТАНОВИЛ:

Омский транспортный прокурор обратился в суд с названным административным иском, в обоснование требований указав, что транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об оружии должностными лицами Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии РФ (далее по тексту - ЦЛРР), в результате которой установлены нарушения при осуществлении функций по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Омский аэропорт» обратилось в ЦЛРР с заявлением о выдаче лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов к нему, предоставив пакет документов, предусмотренных Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, которые были приняты должностными лицами ЦЛРР без каких-либо замечаний.

ДД.ММ.ГГГГ ЦЛРР отказано ОАО «Омский аэропорт» в выдаче лицензии на приобретение служебного оружия и патронов к нему, со ссылкой на отсутствие установленных соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации норм обеспечения служебным оружием работников подразделений авиационной безопасности, что в свою очередь повлекло предоставление Обществом недостоверных сведений в части произведенного расчета потребного количества оружия.

Считает данный отказ незаконным, поскольку ОАО «Омский аэропорт», имеющий в своей структуре службу авиационной безопасности (далее по тексту – САБ), отвечающую всем предъявляемым к ней требованиям, что подтверждено органами по сертификации в сфере осуществления деятельности по обеспечению авиационной безопасности, является юридическим лицом с особыми уставными задачами. Предметом его деятельности являются в том числе: обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, грузов, почты при внутренних и международных воздушных перевозках; обеспечение авиационной безопасности; обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта путем осуществления мер по защите от актов незаконного вмешательства в деятельность общества в соответствии с нормами и процедурами по авиационной безопасности; деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов; эксплуатация взлетно-посадочных полос, ангаров т.п.; деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами.

Согласно сведений ЗС МТУ Росавиации в сфере воздушного транспорта на поднадзорной территории расположен объект транспортной инфраструктуры – Международный аэропорт Омск (Центральный), относящийся к 1 категории с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Таким образом, ОАО «Омский аэропорт» является юридическим лицом с особыми уставными задачами, наделено правом получения разрешения на приобретение, хранение и ношение служебного оружия.

Отсутствие Постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего нормы обеспечения служебным оружием и боеприпасами для служб авиационной безопасности, не может служить препятствием в реализации права, закреплённого в нормах Закона об оружии.

Кроме этого, данный отказ ЦЛРР делает невозможным исполнение решения Кировского районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ, которым на ОАО «Омский аэропорт» возложена обязанность по оснащению сотрудников службы авиационной безопасности служебным оружием в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время в аэропорту Омск (Центральный) создана критическая ситуация, когда охрана аэропорта осуществляется безоружными сотрудниками САБ ОАО «Омский аэропорт», в связи с этим не может быть гарантирована авиационная безопасность, снижена степень защищенности от угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в том числе террористических актов.

Просит признать незаконным решение заместителя начальника Управления Росгвардии по Омской области - начальника ЦЛРР № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ОАО «Омский аэропорт» в выдаче лицензии на приобретение оружия и патронов к нему; возложить на административного ответчика обязанность в месячный срок с момента принятия решения суда устранить нарушения прав, свобод и законных интересов, а также препятствия в реализации законных интересов ОАО «Омский аэропорт», принять меры к выдаче лицензии на приобретение служебного оружия и патронов к нему ОАО «Омский аэропорт».

В судебном заседании помощник Омского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Пугаев В.С. заявленные требования поддержал. Полагает, что САБ является подразделением транспортной безопасности.

Представитель Управления Росгвардии по Омской области Мусакулова Д.З., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска. Поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск и дополнениях к нему.

В судебном заседании представитель ОАО «Омский аэропорт» Заречная Т.В., действующая на основании доверенности, просила заявленные требования удовлетворить. Указала, что расчет оружия производился ими по нормам для службы транспортной безопасности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

Представитель ЦЛРР Управления Росгвардии по Омской области Гоман О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Указала, что кроме отсутствия Постановления Правительства РФ устанавливающего нормы обеспечения служебным оружием и боеприпасами для служб авиационной безопасности, в остальном представленный аэропортом пакет документов соответствует требованиям действующего законодательства. Представленный расчет потребности оружия не проверялся, поскольку в отсутствие нормативного акта это сделать невозможно. Однако даже методом простого сравнения видно несоответствие количества заявленного оружия количеству человек, для которых оно требуется. Проверить расчет по аналогии с другими нормативными актами они не могут, поскольку оружие – это предмет ограниченного оборота. Более того, представленный расчет не соответствует даже и Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Вопросы, связанные с оформлением, выдачей, продлением срока действия и аннулированием лицензии на приобретение, в том числе служебного оружия и патронов, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» (далее по тексту – Закон об оружии), Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему»), Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №».

В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 9 Закона об оружии приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии.

Согласно пункту 3 статьи 9 Закона об оружии заявление, о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечить условия безопасности производства, учет и сохранность оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные Законом об оружии основания.

Согласно п. 19 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, право на приобретение оружия на территории Российской Федерации по лицензиям, выдаваемым органами внутренних дел, имеют субъекты, указанные в статьях 10 и 15 Закона об оружии, за исключением государственных военизированных организаций.

Статьей 10 Закона об оружии определен круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия на территории РФ, к которым относятся, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами.

Из содержания ст. 83, 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 4, 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что юридические лица, деятельность которых связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, входят в категорию юридических лиц с особыми уставными задачами применительно к пункту 2 статьи 4 и статьи 10 Закона об оружии.

В силу ст. 12 Закона об оружии юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел.

Согласно ст. 4 Закона об оружии к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия.

Исчерпывающий Перечень служебного оружия и боеприпасов к нему, вносимых в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия, утвержден распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно указанному кадастру (раздел 1), к служебному оружию отнесены: пистолет ИЖ-71 кал.9*17, револьвер кал. 9*18, револьвер «ДОГ-1» кал. 12,5*35, револьвер РСЛ-1 кал. 9*17 «Курц».

Пунктом 2 ст. 4 Закона об оружии установлено, что предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее - юридические лица с особыми уставными задачами).

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 и частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно части 3 статьи 4 указанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

Воздушный кодекс РФ в пунктах 1 и 3 статьи 83 определяет авиационную безопасность как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, то есть противоправных действий (бездействия), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавших угрозу наступления таких последствий.

Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 84 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции»; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

Согласно пункту 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения установлены Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденными Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которые согласно пункту 1 Правил, если не указано иное, обязательны для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

Согласно п. № Правил, САБ аэропорта, САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.

Из материалов дела следует, ОАО «Омский аэропорт» в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве юридического лица.

Аэропорт города Омска - Омск (Центральный), имеет статус международного аэропорта и относится к 1 категории с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Согласно п. № ст. № Устава общества, утвержденного общим собранием акционеров ОАО «Омский аэропорт» от ДД.ММ.ГГГГ, одними из основных видов деятельности является обеспечение авиационной безопасности; обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта путем осуществления мер по защите от актов незаконного вмешательства в деятельность общества в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности; участие в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов и иными проявлениями терроризма на воздушном транспорте (л.д. №).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

ОАО «Омский аэропорт» имеет в своем составе в качестве структурного подразделения САБ, действующую на основании Положения, утвержденного генеральным директором ОАО «Омский аэропорт» ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. № Положения САБ является самостоятельным структурным подразделением аэропорта, она осуществляет в аэропорту комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливает дополнительные меры авиационной безопасности в период повышенной угрозы. САБ в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Воздушным кодексом РФ, нормами правилами и процедурами по авиационной безопасности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, стандартами и рекомендациями ИКАО и другими нормативными документами по вопросам авиационной безопасности. Типовым положением, утвержденным приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. №).

ДД.ММ.ГГГГ Федеральным агентством воздушного транспорта ОАО «Омский аэропорт» выдан сертификат соответствия № № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому общество соответствует требованиям, предписанным нормативными документами, относящимися к сфере деятельности, в том числе по обеспечению авиационной безопасности (л.д. №).

До ДД.ММ.ГГГГ года ОАО «Омский аэропорт» имел лицензию на приобретение оружия, после внесения изменений в законодательство лицензия была отозвана.

Решением Кировского районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ на ОАО «Омский аэропорт» признано незаконным бездействие ОАО «Омский аэропорт» в части несоблюдения требований воздушного законодательства, законодательства о транспортной и авиационной безопасности, о противодействии терроризму в части не оснащения сотрудников САБ служебным оружием; на Общество возложена обязанность по оснащению служебным оружием сотрудников САБ в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).

Определением Кировского районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Омский аэропорт» предоставлена отсрочка исполнения решения Кировского районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно (л.д. №).

Решением Ленинского районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, признано незаконным решение Омского линейного управления МВД РФ об отказе в приеме заявления ОАО «Омский аэропорт» о выдаче разрешения на приобретение гражданского, служебного оружия и необходимого пакета документов к нему, предусмотренных Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №; на управление возложена в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения прав, свобод и законных интересов, а также препятствия в реализации законных интересов ОАО «Омский аэропорт», принять к рассмотрению по существу в установленном законом порядке заявление ОАО «Омский аэропорт» о выдаче разрешения на приобретение гражданского, служебного оружия и необходимый пакет документов к нему, предусмотренный Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. №).

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» на Росгвардию возложена задача по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ в сфере оборота оружия.

Настоящим Постановлением нормы Правил получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами приводятся в соответствие с Указом Президента РФ. В частности, устанавливается, что решения о выдаче организациям с особыми уставными задачами боевого ручного стрелкового оружия выносится Росгвардией на основании ходатайств организаций. Кроме того, Росгвардия наделяется полномочиями по осуществлению проверок мест хранения боевого оружия в организациях, а также рядом иных полномочий в сфере обеспечения организаций оружием.

Ранее указанные полномочия были закреплены за МВД России.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Омский аэропорт» обратилось в ЦЛРР с заявлением на получение лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов к нему, предоставив пакет документов, а именно: доверенность представителя, устав ОАО «Омский аэропорт», свидетельство о государственной регистрации права собственности на помещения для хранения оружия и патронов, приказ о назначении лица ответственного за сохранность оружия и патронов, приказ о назначении лиц ответственных за сохранность оружия, список работников, допущенных к работе с оружием, расчет потребного количества оружия и патронов, акт обследования технического состояния объекта, согласие на обработку персональных данных (л.д. №).

Согласно заключению об отказе в выдаче лицензии на приобретение оружия и патронов, утверждённого начальником Управления Росгвардии по Омской области ДД.ММ.ГГГГ, документы ОАО «Омский аэропорт» представлены в полном объеме. Достоверность предоставленного ОАО «Омский аэропорт» расчета потребного количества гражданского и служебного оружия и патронов не представляется возможным определить и не учитывает положений действующего законодательства, что влечет предоставление ОАО «Омский аэропорт» недостоверных сведений. Виды, типы и модели оружия, патронов к нему и нормы обеспечения ими работников подразделений авиационной безопасности Правительством Российской Федерации не установлены, следовательно, сотрудник не имеет установить необходимое количество оружия и патронов. Полномочий по принятию решений вне правового поля у сотрудников не имеется (л.д. №).

В тот же день – ДД.ММ.ГГГГ, в адрес генерального директора ОАО «Омский аэропорт» направлено уведомление об отказе в выдаче лицензии на приобретение оружия и патронов (л.д. №).

Данный отказ был обжалован ОАО «Омский аэропорт» вышестоящему должностному лицу, и согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника Управления Росгвардии по Омской области, заявление ОАО «Омский аэропорт» о выдаче лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов к нему рассмотрено в сроки и в порядке, установленным Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов к нему, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, при этом права и законные интересы заявителя в процессе рассмотрения обращения нарушены не были (л.д. №).

Оценивая обоснованность отказа в выдачи лицензии, суд исходит из следующего.

Как установлено в ходе рассмотрения и подтверждается материалами дела, что одной из уставных задач ОАО «Омский аэропорт» является обеспечение мер авиационной безопасности, следовательно, в силу вышеприведенных положений законодательных и нормативных актов общество является юридическим лицом с особыми уставными задачами, осуществляющим деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности непосредственно через свое структурное подразделение - службу авиационной безопасности.

Такая деятельность предусматривает возможность применения силы, в том числе оружия, в отношении лиц, совершающих или намеревающихся совершить акт незаконного вмешательства в деятельность авиации. По этим причинам эти службы являются службами с особыми уставными задачами, регламентированными специальными нормативными актами, предоставляющими сотрудникам этих служб особые права (в том числе право применять оружие) и возлагающие на них особые обязанности.

Сотрудникам САБ при исполнении служебных обязанностей положениями статьи 84 Воздушного кодекса РФ разрешено ношение и применение служебного оружия.

Данное обстоятельство стороной административного ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Основанием отказа в выдаче лицензии явилось то обстоятельство, что Правительством Российской Федерации нормы обеспечения служебным оружием для юридических лиц с особыми уставными задачами, имеющих структурные подразделения - службы авиационной безопасности, не установлены.

Между тем, неурегулированность на законодательном уровне вопроса об утверждении расчета потребного количества оружия и патронов к нему, не является надлежащим основанием для отказа заявителю в выдаче лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов, необходимых для осуществления уставных задач подразделения аэропорта, выполняющего особые уставные задачи. С заявлением о выдаче лицензии обществом в ЦЛРР представлен расчет потребного количества оружия и патронов, который выполнен с учетом количества сотрудников службы безопасности, осуществляемой деятельности, возможности предприятия по хранению оружия.

Отсутствие утвержденных уполномоченными органами норм обеспечения САБ оружием и патронами к нему само по себе не свидетельствует о неверности представленного аэропортом расчета потребного количества оружия и патронов к нему.

Данный расчет лицензирующим органом не проверен, анализ содержащихся в нем сведений не проведен, в связи с чем недостоверность данного расчета лицензирующим органом не доказана.

При этом суд учитывает то обстоятельство, что в судебном заседании представитель ЦЛРР указала, что даже при простом сравнении представленных аэропортом документов видно несоответствие испрашиваемого количества оружия количеству сотрудников, допущенных к работе с оружием. А также указала, что представленный расчет не соответствует даже и Постановлению Правительства №, по аналогии с которым он производился.

Полнота и правильность оформления заявителем пакета документов, кроме расчета потребного оружия, административным ответчиком не оспаривается.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) должностных лиц Министерства внутренних дел РФ и территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в рамках процедуры по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов определены Административным регламентом Министерства внутренних дел РФ, утвержденным Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №.

При этом, согласно п. № Административного регламента для получения лицензии на приобретение оружия и патронов юридические лица, не относящиеся к числу указанных в подпунктах № Административного регламента, при первичном обращении к заявлению, представляемому в подразделение лицензионно-разрешительной работы территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровне (по месту регистрации юридического лица), прилагают документы, предусмотренные подпунктом № Административного регламента, а также (если такая обязанность установлена законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) расчет потребного количества оружия (приложение № к Административному регламенту).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что компетентный орган при рассмотрении вопроса о выдаче лицензии не реализовал свои полномочия и не выполнил соответствующие обязанности по соблюдению процедуры рассмотрения заявления и выдаче лицензии, в связи с чем отказ в выдаче лицензии на оружие признается незаконным, на административного ответчика возлагается обязанность рассмотреть заявление ОАО «Омский аэропорт» о выдаче лицензии на оружие и принять по нему решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Ссылки стороны административного ответчика на то, что действующим законодательством обязанность по обеспечению безопасности аэропорта возложена на подразделения ведомственной охраны Минтранса Российской Федерации, ОАО «Омский аэропорт» не лишен возможности для осуществления охраны заключить соответствующий договор, не могут быть приняты во внимание, поскольку исполнение администрацией аэропорта требований пункта 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», предусматривающих оснащение службы авиационной безопасности аэропорта служебным оружием, является обязательным в силу пункта 1 данных Федеральных авиационных правил, и не поставлено в зависимость от осуществления подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ охраны границ территории (периметра) аэропорта и отдельных объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта.

Более того, согласно пункту 21 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации должны патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности.

Согласно п. № Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Согласно пункту 20 указанных Федеральных авиационных правил под постоянной охраной в контролируемой зоне аэропорта должны находиться: воздушные суда; территории отдельно стоящих объектов и транспортные средства с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами; почтово-грузовые терминалы; цеха бортового питания; коммерческие склады; склады хранения опасных грузов; КПП.

При этом в соответствии с пунктами 45 и 46 указанных Федеральных авиационных правил все гражданские воздушные суда, вылетающие из аэропортов Российской Федерации, подлежат обязательному предполетному досмотру в целях выявления посторонних лиц, а также обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Предполетный досмотр воздушного судна проводится специально подготовленными для этой цели сотрудниками САБ.

Пункт 51 названных Федеральных авиационных правил предусматривает, что воздушные суда после досмотра должны находиться под постоянной охраной сотрудников САБ до момента закрытия всех дверей и отхода трапа.

Пунктом 13 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлена обязанность службы авиационной безопасности аэропорта обеспечить выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Пунктом 1 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, приложения к указанному постановлению предусмотрено, что территория аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением должны регулярно патрулироваться нарядами службы авиационной безопасности. С этой целью вдоль внутренней стороны ограждения аэропорта и к выделенным объектам управления воздушным движением должны устраиваться дороги, а служба авиационной безопасности аэропорта - иметь в своем распоряжении специальные патрульные автотранспортные средства.

В соответствии с пунктом 4 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности. При подготовке самолета к вылету службой авиационной безопасности осуществляется предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также выявления посторонних лиц.

Из изложенного следует, что охрана воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц, предполетного досмотра воздушных судов осуществляется сотрудниками САБ. Наличие каких-либо договоров на охрану не освобождает аэропорт от обязанности обеспечения патрулирования указанных объектов нарядами службы авиационной безопасности аэропорта, поскольку при общей цели обеспечения требований авиационной безопасности охрана и патрулирование не являются тождественными действиями, в связи с чем предусмотрены вышеуказанными нормами как самостоятельные меры безопасности.

Руководствуясь ст. ст. 174-180, 186, 298 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

признать незаконным решение Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче лицензии на оружие ОАО «Омский аэропорт».

Возложить на Центр лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Омской области обязанность рассмотреть заявление ОАО «Омский аэропорт» о выдаче лицензии на оружие и принять по нему решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                    Решение суда не вступило в законную силу

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн