8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об отказе в согласовании публичного мероприятия № 2а-4484/2017 ~ М-4681/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                                             30 октября 2017 г.

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Назаренко И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 4484/2017 по административному исковому заявлению Дементьева М. К. к Администрации городского округа Самара о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Дементьев М.К. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Самара о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. Дементьев М.К. обратился в Администрацию городского округа Самара с уведомлением о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. с <данные изъяты> до <данные изъяты> с предполагаемым количеством участников до <данные изъяты> человек.

ДД.ММ.ГГГГ. Администрация городского округа Самара подготовила письмо №, согласно которому фактически отказала Дементьеву М.К. в согласовании публичного мероприятия, не предложив альтернативных мест для его проведения.

Дементьев М.К. полагает, что административный ответчик принял незаконное решение, нарушая его права на проведение публичного мероприятия, установленные ст. 31 Конституции РФ, Федеральным законом от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» по следующим основаниям.

Организатор публичного мероприятия, указанный в уведомлении, не относится ни к одной категории лиц, указанных в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ, и подача им заявки не может являться основанием для отказа в согласовании.

Перечень мест, в которых запрещается проведение публичного мероприятия, установлен в ч. 2 и ч. 2.2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ. Содержащееся в уведомлении место проведения публичного мероприятия не относится ни к одной из указанных категорий.

В письме Административного ответчика не содержится предусмотренных законом оснований для отказа в согласовании публичного мероприятия, в связи с чем, отказ в согласовании является незаконным решением, ограничивающим права гражданина.

Информация о том, что в городе ведутся активные ремонтные работы на всех площадках, спланированы к проведению иные мероприятия, не является основанием для отказа в согласовании публичного мероприятия, особенно с учетом того, что обязанность по обеспечению условий для реализации конституционного права граждан возложена на сами органы власти. Они вправе или предложить альтернативное место его проведения или обеспечить его проведение в месте, предложенном организатором. В связи с указанным письмо Администрации городского округа Самары является незаконным решением, ограничивающим права гражданина.

Кроме того, в своем письме Административный ответчик ссылается на положения ст. 2 № 54-ФЗ, согласно которой целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече с депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Данным целям полностью соответствует цель, указанная в уведомлении Административного истца, а именно встреча с политиком <данные изъяты> с целью информирования о его деятельности.

Ссылаясь на то, что у административного ответчика отсутствовали законные основания для отказа в согласовании публичного мероприятия, что делает данный отказ незаконным, письмо административного ответчика нарушает права и законные интересы административного истца, Дементьев М.К. просил суд признать незаконным решение административного ответчика об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. с <данные изъяты> до <данные изъяты> с предполагаемым количеством участников до <данные изъяты> человек, обязать Администрацию городского округа Самара не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме митинга в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> до <данные изъяты> с предполагаемым количеством участников до <данные изъяты> человек.

Дементьев М.К. в судебное заседание не явился, был уведомлен, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Администрации городского округа Самара В.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца, по основаниям, указанным в отзыве.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).

Согласно ст. 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1). Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2).

Частью 5 статьи 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям названного Федерального закона.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Дементьев М.К. обратился в Администрацию городского округа Самара с уведомлением о намерении провести публичное мероприятие.

В уведомлении указано, что публичное мероприятие планируется провести в форме митинга, цель: «Встреча граждан с <данные изъяты> с целью информирования о его деятельности», ДД.ММ.ГГГГ. с <данные изъяты> до <данные изъяты>, количество участников – до <данные изъяты> человек. Место проведения митинга избрано в г. <адрес>.

Обеспечение общественного порядка и вопросы организации медицинской помощи организатор оставил за собой. Предполагается использование сцены и звукоусиливающей аппаратуры, плакатов, флагов Российской Федерации и иных средств наглядной агитации.

Указанное уведомление было принято Администрацией городского округа Самара ДД.ММ.ГГГГ

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация городского округа Самара сообщила Дементьеву М.К. о том, что уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ. с <данные изъяты> до <данные изъяты> часов публичного мероприятия в форме митинга на <адрес> рассмотрено.

В письме сообщается, что в городе ведутся активные ремонтные и восстановительные работы по плану подготовки к Чемпионату мира по футболу, в том числе благоустройству площадей и скверов, ведутся работы, связанные с проведением отопительного сезона. Кроме этого ДД.ММ.ГГГГ. на всех свободных площадках в городе ранее спланированы к проведению иные мероприятия, в том числе культурно-массовые и спортивные.

Также в письме указано, что указанная в уведомлении цель публичного мероприятия – встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности не согласуется с положениями Федерального закона № 54-ФЗ, поскольку в данном случае речь может идти только об информировании о деятельности специального субъекта – депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования.

Кроме того, объективный анализ деятельности организаторов заявленного публичного мероприятия свидетельствует о том, что цель данного публичного мероприятия – обеспечение участия А.А. в избирательной кампании по выборам президента Российской Федерации 2018г.

Так на официальном сайте <данные изъяты> содержатся призывы: «Поддержите кампанию по выдвижению <данные изъяты> в президенты», размещена предвыборная программа. На указанном Интернет источнике также размещена информация о деятельности А.А., составляющая основу его предвыборной программы, а также информация о возможности поддержки выдвижения А.А. в кандидаты в Президенты Российской Федерации, путем регистрации на сайте.

О предвыборном характере заявляемого публичного мероприятия свидетельствует активная работа волонтеров штаба <данные изъяты> в городском округе Самара, с использованием средств наглядной агитации с символикой «<данные изъяты>».

Вместе с тем, размещение предвыборной программы в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» осуществляется с момента регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Кроме того, ст. 34,36 Федерального закона от 10.01.2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» проведение кампании в поддержку выдвижения кандидата в Президенты Российской Федерации допускается только после официального опубликования решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Таким образом, проведение публичного мероприятия с заявленной целью предполагает информирование граждан о деятельности, составляющей основу предвыборной программы, проводимой в целях выдвижения А.А. в качестве кандидата в Президенты Российской Федерации, которая противоречит Федеральный законам «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации».

Указанная истцом цель публичного мероприятия противоречит требованиям Федерального закона от 10.01.2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», п. 1 ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Принимая во внимание, что цель заявленного публичного мероприятия не соответствует требованиям Федерального закона № 54-ФЗ, ранее запланированное проведение иного мероприятия в указанном в уведомлении месте, согласование публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ. не представляется возможным.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Гарантированное статьей 31 Конституции Российской Федерации право является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Пункт 3 ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со ст. 3 Закона N 54-ФЗ, проведение публичного мероприятия основывается, в том числе, на принципе законности, то есть соблюдении положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

На основании ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 54-ФЗ, проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

В силу положений п. 4 ст. 2 Закона N 67-ФЗ, агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В соответствии с п. 19 ст. 2 Закона N 67-ФЗ избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Как установлено п. 2 ст. 48 Закона N 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Как разъяснено в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 «О практике рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» судам необходимо разграничивать деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации по информированию избирателей от использования средств массовой информации для предвыборной агитации. В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (против них).

На официальном сайте <данные изъяты> содержатся призывы: «Поддержите компанию по выдвижению <данные изъяты> в президенты», размещена предвыборная программа. На указанном Интернет источнике также размещена информация о деятельности А.А., составляющая основу его предвыборной программы, а также информация о возможности поддержки выдвижения А.А. в кандидаты в Президенты Российской Федерации, путем регистрации на сайте.

О предвыборном характере заявляемого публичного мероприятия свидетельствует активная работа волонтеров штаба Навального в городском округе Самара, с использованием средств наглядной агитации с символикой «<данные изъяты>».

При указанных обстоятельствах, учитывая, перечисленные выше нормы закона и указанную цель запланированного публичного мероприятия, Административный ответчик пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для оценки целей публичного мероприятия как агитации в поддержку А.А. в период, когда решение о назначении выборов не принято, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, Федеральному закону от 12.06.2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» Федеральному закону от 10.01.2003г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с разъяснениями, приведенными в абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Оспариваемое решение уполномоченного органа власти не лишает административных истцов возможности реализовать свое конституционное право путем проведения публичного мероприятия, с соблюдением принципа законности проведения публичного мероприятия.

Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных доказательств позволяет суду признать установленный законом порядок принятия оспариваемого решения соблюденным, а решение в целом – соответствующим требованиям действующего законодательства.

В ходе судебного разбирательства нашло свое объективное подтверждение то, что оспариваемое административными истцами решение было принято в пределах предоставленных административному ответчику полномочий в соответствии с действовавшими на день его принятия нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, при наличии необходимых и достаточных к тому оснований.

При этом нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым решением административного ответчика своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашло.

Изложенное в своей совокупности препятствует признанию оспариваемого решения уполномоченного органа власти незаконным и возложении на административного ответчика обязанностей, указанных в иске.

Доводы административного истца о том, что Администрацией городского округа Самара не предложены иные альтернативные места проведения заявленного публичного мероприятия, суд не принимает во внимание. Поскольку в данном случае, учитывая, что цель заявленного публичного мероприятия не соответствует требованиям закона, предложив альтернативное место для проведения публичного мероприятия административный ответчик тем самым санкционировал бы совершение противоправных деяний со стороны административного истца, что противоречило бы положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому орган местного самоуправления осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного искового заявления Дементьева М. К. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательном виде 30.10.2017г.

Судья                                                                                                         Е.А. Борисова

Копия верна

Судья

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн