РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2017 года г.Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Булаткиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4411/2017 по административному исковому заявлению Алашеева Егора Сергеевича к Администрации городского округа Самара о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Алашеев Е.С. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Администрации городского округа Самара о признании незаконным решения об отказе в согласовании публичного мероприятия, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию городского округа Самара с уведомлением о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга в <адрес> в парке культуры и отдыха имени 30 лет Победы ДД.ММ.ГГГГ с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут с предполагаемым количеством участников до 500 человек. ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского округа Самара подготовила письмо №, согласно которому фактически отказала ему (Алашееву Е.С.) в согласовании публичного мероприятия, не предложив альтернативных мест для его проведения. Административный истец полагает, что административный ответчик принял незаконное решение, нарушая его права на проведение публичного мероприятия, установленные ст. 31 Конституции РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» по следующим основаниям. Организатор публичного мероприятия, указанный в уведомлении, не относится ни к одной категории лиц, указанных в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ, и подача им заявки не может являться основанием для отказа в согласовании. Перечень мест, в которых запрещается проведение публичного мероприятия, установлен в ч. 2 и ч. 2.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ. Содержащееся в уведомлении место проведения публичного мероприятия не относится ни к одной из указанных категорий. В письме Административного ответчика не содержится предусмотренных законом оснований для отказа в согласовании публичного мероприятия, в связи с чем отказ в согласовании является незаконным решением, ограничивающим права гражданина. Информация о том, что «в городе ведутся активные ремонтные работы… на всех площадках, спланированы иные мероприятия», не является основанием для отказа в согласовании публичного мероприятия, особенно с учетом того, что обязанность по обеспечению условий для реализации конституционного права граждан возложена на сами органы власти. Они вправе или предложить альтернативное место его проведения или обеспечить его проведение в месте, предложенном организатором. Считает, что письмо Администрации городского округа Самары является незаконным решением, ограничивающим права гражданина. Кроме того, в своем письме административный ответчик ссылается на положения ст. 2 №54-ФЗ, согласно которой целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече с депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. Данным целям полностью соответствует цель, указанная в уведомлении административного истца: «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности». Ссылаясь на то, что у административного ответчика отсутствовали законные основания для отказа в согласовании публичного мероприятия, что делает данный отказ незаконным, письмо административного ответчика нарушает права и законные интересы административного истца, Алашеев Е.С. просил суд признать незаконным решение административного ответчика об отказе в согласовании ему (Алашееву Е.С.) публичного мероприятия в форме митинга в <адрес> в парке культуры и отдыха имени 30 лет Победы ДД.ММ.ГГГГ с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут с предполагаемым количеством участников до 500 человек, обязать Администрацию городского округа Самара не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме митинга в <адрес> в парке культуры и отдыха имени <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с 18.00 часов до 21.00 часа с предполагаемым количеством участников до 500 человек.
В судебном заседании административный истец Алашеев Е.С. заявленные требования уточнил, просил признать незаконным решение административного ответчика об отказе в согласовании ему (Алашееву Е.С.) публичного мероприятия в форме митинга в <адрес> в парке культуры и отдыха имени 30 лет Победы ДД.ММ.ГГГГ с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут с предполагаемым количеством участников до 500 человек, обязать Администрацию городского округа Самара назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия; обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи; информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются. Заявленные требования поддержал по мотивам, изложенным в административном иске и дополнениях к нему.
Представители Администрации городского округа Самара по доверенностям Басова Ю.А. и Корноухов Е.Ю. возражали против удовлетворения заявленных истцом требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет вышепоименованное требование гражданина, если признает, что оспариваемые решения, действия органа местного самоуправления не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (п.1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (п.2).
Положениями ст. 31 Конституции РФ гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст.11) также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции РФ, данного ФЗ, иных законодательных актов РФ, и добровольности участия.
Информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия (п.7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ).
Нормами, изложенными в ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей. Таким образом, данный Закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета).
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия регламентируется соответствующим законом субъекта РФ. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Согласно ст. 12 того же закона орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям закона;
3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями закона.
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны.
В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях или уголовным законодательством РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с тем же законом или законом субъекта РФ проведение публичного мероприятия запрещается.
Положениями ч. 5 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Алашеев Е.С. обратился в Администрацию городского округа Самара с уведомлением о намерении провести публичное мероприятие. В уведомлении указано, что публичное мероприятие планируется провести в форме митинга, цель которого: «Встреча граждан с Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности», ДД.ММ.ГГГГ с 18.00 часов до 21.00 часа, количество участников – до 500 человек. Место проведения митинга избрано в <адрес> в парке культуры и отдыха имени 30 лет Победы. Обеспечение общественного порядка и вопросы организации медицинской помощи организатор оставил за собой. Предполагается использование сцены и звукоусиливающей аппаратуры, плакатов, флагов Российской Федерации и иных средств наглядной агитации.
Указанное уведомление было принято Администрацией городского округа Самара ДД.ММ.ГГГГ в 9.10 часов.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского округа Самара сообщила Алашееву Е.С. о том, что уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 18.00 часов до 21.00 часа публичного мероприятия в форме митинга в парке культуры и отдыха имени 30 лет Победы в <адрес> (предполагаемое количество участников – до 500 человек) рассмотрено. В письме сообщается, что в городе ведутся активные ремонтные и восстановительные работы по плану подготовки к Чемпионату мира по футболу, в том числе благоустройству площадей и скверов, ведутся работы, связанные с проведением отопительного сезона. Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ на всех свободных площадках в городе ранее спланированы к проведению иные мероприятия, в том числе культурно-массовые и спортивные. Также в письме сообщается, что указанная в уведомлении цель публичного мероприятия – встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности не согласуется с положениями Федерального закона №54-ФЗ, поскольку в данном случае речь может идти только об информировании о деятельности специального субъекта – депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования. Кроме того, объективный анализ деятельности организаторов заявленного публичного мероприятия свидетельствует о том, что цель данного публичного мероприятия – обеспечение участия Навального А.А. в избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации 2018 года. Так, на официальном сайте ***, *** содержатся призывы: «Поддержите кампанию по выдвижению Алексея Навального в президенты», размещена предвыборная программа. На указанном интернет источнике также размещена информация о деятельности А.А.Навального, составляющая основу его предвыборной программы, а также информация о возможности поддержки выдвижения А.А.Навального в кандидаты в Президенты Российской Федерации, путем регистрации на сайте. О предвыборном характере заявляемого публичного мероприятия свидетельствует активная работа волонтеров штаба Навального в городском округе Самара, с использованием средств наглядной агитации с символикой «Навальный 2018». Вместе с тем, размещение предвыборной программы в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» осуществляется с момента регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Кроме того, ст.ст.34, 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» проведение кампании в поддержку выдвижения кандидата в Президенты Российской Федерации допускается только после официального опубликования решения о назначении выборов Президента Российской Федерации. Указывают также, что проведение публичного мероприятия с заявленной целью предполагает информирование граждан о деятельности, составляющей основу предвыборной программы, проводимой в целях выдвижения А.А.Навального в качестве кандидата в Президенты Российской Федерации, которая противоречит Федеральный законам «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации». Указанная истцом цель публичного мероприятия противоречит требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», п.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Учитывая, что цель заявленного публичного мероприятия не соответствует требованиям Федерального закона №54-ФЗ, ранее запланированное проведение иного мероприятия в указанном в уведомлении месте, а также заявленное количество участников митинга, указывают, что согласование публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.
Гарантированное положениями ст. 31 Конституции Российской Федерации право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст. 55 Конституции РФ).
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В соответствии с п.1 ст. 2 Закона №54-ФЗ публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Как указывалось выше, согласно п.2 ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Положения п.3 ст. 17 Конституции РФ устанавливают, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу ст. 3 Закона №54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается, в том числе на принципе законности, то есть соблюдении положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
На основании ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона №54-ФЗ проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
Согласно ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.
Согласно п.4 ст. 2 Федерального закона №67-ФЗ агитация предвыборная (предвыборная агитация) – это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Согласно п.19 ст. 2 указанного закона избирательная кампания – это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Положениями п.2 ст. 48 Федерального закона №67-ФЗ установлено, что предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
В п.34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что судам необходимо разграничивать деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации по информированию избирателей от использования средств массовой информации для предвыборной агитации. В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (против них).
Материалами дела подтверждено, что на официальном сайте ***, *** содержатся призывы: «Поддержите компанию по выдвижению Алексея Навального в президенты», размещена предвыборная программа. На указанном интернет источнике также размещена информация о деятельности А.А.Навального, составляющая основу его предвыборной программы, а также информация о возможности поддержки выдвижения А.А.Навального в кандидаты в Президенты Российской Федерации, путем регистрации на сайте. О предвыборном характере заявляемого публичного мероприятия свидетельствует активная работа волонтеров штаба Навального в городском округе Самара, с использованием средств наглядной агитации с символикой «Навальный 2018».
При указанных обстоятельствах, учитывая, перечисленные выше нормы закона и указанную цель запланированного публичного мероприятия, Администрация г.о.Самара пришла к обоснованному выводу о наличии оснований для оценки целей публичного мероприятия как агитации в поддержку А.А.Навального в период, когда решение о назначении выборов не принято, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз.1 п.62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно ч.ч.9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Оспариваемое решение уполномоченного органа власти не лишает административного истца возможности реализовать свое конституционное право путем проведения публичного мероприятия, с соблюдением принципа законности проведения публичного мероприятия.
Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных доказательств позволяет суду признать установленный законом порядок принятия оспариваемого решения соблюденным, а решение в целом – соответствующим требованиям действующего законодательства.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства административным ответчиком представлена информация о том, что на расстоянии менее 150 м от выбранного истцом места проведения митинга расположены МБДОУ детский сад № (<адрес>), МБОУ школа № (<адрес>), частный детский сад «Бригантина» (<адрес> и <адрес>), Храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба (<адрес>). Таким образом, указанное в уведомлении место публичного мероприятия в форме митинга в парке культуры и отдыха <адрес> в <адрес> подпадает под запрет, установленный <адрес> №-ГД.
Данное обстоятельство не было указано административным ответчиком в качестве основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в оспариваемом решении, однако закон не лишает его права ссылаться на него при разбирательстве дела. Указанное обстоятельство в силу п.3 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» также является основанием для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашло свое объективное подтверждение то, что оспариваемое административным истцом решение было принято в пределах предоставленных административному ответчику полномочий в соответствии с действовавшими на день его принятия нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, при наличии необходимых и достаточных к тому оснований.
При этом нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым решением административного ответчика не установлено.
Изложенное в своей совокупности препятствует признанию оспариваемого решения уполномоченного органа власти незаконным и возложении на административного ответчика обязанностей, указанных в административном иске.
Доводы административного истца о том, что Администрацией городского округа Самара не предложены иные альтернативные места проведения заявленного публичного мероприятия, суд не принимает во внимание, поскольку в данном случае, учитывая, что цель заявленного публичного мероприятия не соответствует требованиям закона, предложив альтернативное место для проведения публичного мероприятия административный ответчик тем самым санкционировал бы совершение противоправных деяний со стороны административного истца, что противоречило бы положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому орган местного самоуправления осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Доводы административного истца о том, что целью встречи А.Навального с гражданами является информирование о его политической деятельности, не связанной с предвыборной кампанией, опровергаются предоставленными стороной административного ответчика распечатками с официального сайта А.Навального.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку в удовлетворении административного иска Алашееву Е.С. отказано, у суда не имеется оснований для взыскания с административного ответчика в пользу административного истца расходов по оплате государственной пошлины.
Ходатайство Алашеева Е.С. о вынесении частного определения при выявлении случаев нарушения законности в ходе рассмотрения настоящего дела в соответствии с положениями ст. 200 КАС РФ не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 200 КАС РФ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.
По смыслу указанной нормы вынесение частного определения является правом, а не обязанностью суда, вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти, при этом, оценив обстоятельства дела, в данном случае суд оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 200 КАС РФ, не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Алашеева Егора Сергеевича – оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25.10.2017 года.
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь