Дело №2а-4845/2017 (5) изготовлено 13.03.2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2017 года г. Екатеринбург
Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н.,
при секретаре Сафиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рыбакова <данные изъяты> к Министерству общественной безопасности Свердловской области, директору департамента Клешнину <данные изъяты>, начальнику отдела Малишевскому <данные изъяты> о признании решения об отказе в проведении публичного мероприятия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратилсяв Ленинский районный суд города Екатеринбурга с административным иском к Министерству общественной безопасности Свердловской области о признании отказа в проведении публичного мероприятия незаконным.
В обоснование иска указано, что 27.02.2017 года истец планировал провести пикет с целью– информирование населения о криминальных друзьях Губернатора. Пикетирование планировалось провести в период времени с 14.00 ч. до 15.00 ч., с использованием 20 транспортных средств, как средств наглядной агитации.
21.02.2017 года было подано уведомление о проведение публичного мероприятия.
Уведомлением от 22.02.2017 года отказано в проведении публичного мероприятия в виде пикета, поскольку, как указано, административным ответчиком, использование транспортных средств подразумевает проведение демонстрации.
Считает, что данное уведомление является отказом в проведении пикета, незаконно, нарушает конституционные права истца, ограничивает его право.
В судебном заседании административный истец, его представитель, допущенный судом к участию в деле, настаивали на доводах, изложенных в иске, считая уведомление незаконным отказом в проведении пикета, ссылаясь на то, что автомобили планировалось использовать как иное средство агитации без передвижения.
Представитель административного ответчика, административный ответчикМалишевский О.П. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска по доводам отзыва, указав, что истцу направлено уведомление с предложением устранить, допущенные нарушения, то есть указать точное наименование проводимого публичного мероприятия и разъяснено, что с использованием автомобилей проводится демонстрация, истец повторно не обратился, просьбу о предоставлении регламента проведения мероприятия, не отреагировал, регламент не предоставил, каких либо дополнительных сведений уведомление о проведении публичного мероприятия не содержит.
Заслушав явившихся лиц, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 (в редакции от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдены ли сроки обращения в суд. В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
В соответствии со ст. 219 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Судом установлено, что срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В то же время необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при его проведении публичного мероприятия. При этом требования к обеспечению общественного порядка и безопасности адресуют как к органам государственной власти, так и к организаторам, и участникам публичного мероприятия. В этих целях предусмотрено "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти", которое по своему по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 484-О-П).
В частности, в случае невозможности выполнения требований закона о соблюдении общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после получения уведомления от организатора проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группойлиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 2 Федерального закона пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Регламент проведения публичного мероприятия - документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информацию об использовании транспортных средств.
Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия, обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 7, Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются, в том числе, форма проведения публичного мероприятия, место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств.
Постановлением Правительства Свердловской области от 06.02.2013 №138-ПП «Об определении Департамента общественной безопасности Свердловской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере подготовки и проведения публичных мероприятий и внесении изменений в Положение о Департаменте общественной безопасности Свердловской области, утвержденное Постановлением Правительства Свердловской области от 09.12.2010 № 1762-1111» определен уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере подготовки и проведения публичных мероприятий - Департамент общественной безопасности Свердловской области
В связи с принятием Закона Свердловской области от 20 июля 2015 года №68-03 «О внесении изменений в статью 8 Закона Свердловской области «Об отдельных вопросах подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области» (далее - Закон № 68-03) Департамент с 3 августа 2015 года является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере подготовки и проведения публичных мероприятий в случаях:
- если публичное мероприятие планируется одновременно провести в двух или более муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области;
- если публичное мероприятие планируется провести на
территории муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, с численностью населения свыше 500 тысяч человек.
21.02.2017 года в Министерство общественной безопасности Свердловской области поступило уведомление о проведении публичного мероприятия пикетирования с предполагаемым количеством участников 20 человек и использования транспортных средств 20. Местом проведения мероприятия указано - ул. Ленина около памятника В.И.Ленина площадь 1905 года.
Министерством общественной безопасности Свердловской областиподготовлен и направлен ответ (Исх. № 25-06-01/259 от 22.02.2017) организатору публичного мероприятия предложено уточнить форму проведения публичного мероприятия, поскольку организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации является демонстрацией, а не пикетированием, как указано в уведомлении.
Указанный ответ подготовлен в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Вопреки доводам административного истца, уведомление об устранении допущенных нарушений вынесено в рамках предоставленных полномочий, при принятии решения, было учтено, что согласно п. 7 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» указывает, что уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка, таким образом, неоднозначная трактовка способа использования транспортных средств, может послужить отсутствием надлежащего обеспечения правопорядка в месте проведения пикета.
Доказательств того, что передвижение транспортных средств во время пикетирования не подразумевалось организатором мероприятия, материалы дела не содержат, регламент отсутствует, после предложения уточнить форму проведения мероприятия, административный истец вновь уведомление не подал, форму проведения мероприятия не уточнил.
При таких обстоятельствах, суд считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств нарушения прав и интересов административного истца оспариваемым ответом, представлено не было.
Оспариваемое решение принято в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом соблюдения баланса интересов организатора заявленного мероприятия, обеспечения безопасности граждан и общественного порядка и нет оснований утверждать о нарушении прав административного истца, гарантированных среди прочего статьей 31 Конституции Российской Федерации
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления Рыбакова <данные изъяты> к Министерству общественной безопасности Свердловской области, директору департамента Клешнину <данные изъяты>, начальнику отдела Малишевскому <данные изъяты> о признании решения об отказе в проведении публичного мероприятия незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: