Дело № 2а-5303/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2017 года г.Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Ваулиной А.В.,
при секретаре Кумпееве Ч.Х.,
с участием представителя административного истца Афанасьевой Е. Д., действующей на основании доверенности от ...,
представителя административного ответчика Краснослободцевой Л. Г., действующей на основании доверенности от ... N,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пустоваловой Э. Р. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца,
УСТАНОВИЛ:
Пустовалова Э.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к УМВД России по Оренбургской области, в котором просит восстановить её в статусе вынужденного переселенца.
В обоснование своих требований указывает, что в начале сентября 2016 года получила уведомление об утрате статуса вынужденного переселенца. С таким решением органа государственной власти она не согласна, так как считает, что все основания, которые необходимы для продления статуса вынужденного переселенца, ею соблюдены. Кроме того, оно нарушает её права как вынужденного переселенца. Также указала, что в полученном ею уведомлении основание принятия органом государственной власти такого решения не приводилось.
В ходе судебного разбирательства Пустовалова Э.Р. заявленные требования к УМВД России по Оренбургской области изменила, просила признать незаконным решение от 28 июля 2016 года, оформленное протоколом N, об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
В судебное заседание Пустовалова Э.Р. не явилась, о времени и месте его проведения, была извещена надлежащим образом, в своём заявлении просила о рассмотрении дела в своё отсутствие.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Представитель административного истца Афанасьева Е.Д., действующая на основании доверенности от 19 июля 2017 года, заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить. Дополнительно указала, что ввиду болезни её доверитель не имела возможности ранее обратится в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Представитель УМВД России по Оренбургской области Краснослободцева Л.Г., действующая на основании доверенности от ... N, с заявленными требованиями не согласилась, возражала против их удовлетворения. Указала, что оспариваемое решение органа государственной власти закону соответствует и прав административного истца не нарушает.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, и сторонами не оспаривалось, что Пустовалова Э.Р., ... года рождения, и члены её семьи ... и ... в мае 2000 году прибыли из Республики ... для постоянного проживания в Российской Федерации. В связи с принятием в гражданство Российской Федерации 16 февраля 2001 года они были документированы паспортами Российской Федерации.
Решением Территориального органа Минфедерации России в Оренбургской области от 17 июля 2001 года Пустовалова Э.Р. признана вынужденным переселенцем, в подтверждение чего ей выдано удостоверение вынужденного переселенца серии АБ N и заведено дело вынужденного переселенца N.
Установлено также, что Пустовалова Э.Р. была включена в сводный список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Жилое помещение для постоянного проживания, возвратная ссуда, безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья, компенсация за утраченное жильё за указанный выше период действия статуса вынужденного переселенца административному истцу не предоставлялись.
С 2007 года действия статуса вынужденного переселенца административному истцу ежегодно продлевался, и последний раз был продлён решением УФМС Р. по Оренбургской области от 19 июля 2016 года на срок до 17 июля 2017 года.
На основании указания Первого заместителя Министра генерал-полковника полиции Горового А.В. от 14 июня 2016 года N уполномоченными сотрудниками УВМ УМВД России по Оренбургской области поведены дополнительные проверочные мероприятия, по результатам которых решением УМВД России по Оренбургской области от 28 июля 2016 года, занесённым в протокол N:
- отменено решение комиссии УФМС России по Оренбургской области по определению правового положения мигрантов и их обустройства от 19 июля 2016 года (протокол N) в части продления срока действия статуса вынужденного переселенца Пустоваловой Э.Р. до 17 юля 2017 года, как не обустроенной на новом месте жительства;
- в связи с отсутствием у Пустоваловой Э.Р. одновременно оснований для продления срока действия статуса вынужденного предусмотренных пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» ей отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца; в соответствии подпунктом 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» Пустовалова Э.Р. признана утратившей статус вынужденного переселенца, снята с учёта вынужденных переселенцев, исключена из сводного списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье); в её учётные документы внесена соответствующая запись; выданное ей удостоверение вынужденного переселенца признано недействительным.
19 августа 2016 года УМВД России по Оренбургской области издан соответствующий приказ N об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Не согласившись с таким решением органа государственной власти, Пустовалова Э.Р. 21 июля 2017 года, обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно частей 1, 7, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судом установлено, что 02 августа 2016 года в адрес Пустоваловой Э.Р. направлено уведомление N об утрате статуса вынужденного переселенца, которое административным истцом было получено в сентябре 2016 года, как указано в административном исковом заявлении. В связи с чем, обжаловать принятое органом государственной власти решение административный истец имела право в течение трёх месяцев с момента получения данного уведомления.
Поскольку настоящее административное исковое заявление Пустоваловой Э.Р. подано 21 июля 2017 года, то суд приходит к выводу о том, что установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок на обжалование решения УМВД России по Оренбургской области от 28 июля 2016 года, занесённого в протокол N, Пустоваловой Р.Э. пропущен.
В обоснование уважительности причин пропуска срока сторона административного истца ссылалась на перенесённое Пустоваловой Р.Э. заболевание и нахождении в связи с этим в медицинском учреждении.
На основании медицинской справки ГБУЗ «ООКПБ N» от ... судом установлено, что в данном медицинском учреждении административный истец находилась на лечении в период с 21 декабря 2016 года по 23 марта 2017 года.
20 апреля 2017 года Пустоваловой Э.Р. установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, в подтверждении чего ей выдана справка об инвалидности серии N.
Данные обстоятельства, по мнению суда, в качестве уважительных причин пропуска Пустоваловой Э.Р. срока на обращение в суд расценены быть не могут. Так по окончании лечения в течение трёх месяцев административным истцом решение от 28 июля 2017 года обжаловано не было. На наличие каких-либо препятствий к этому сторона административного истца не указывала и доказательств тому не приводила. А обстоятельства установления инвалидности, также не указывают на отсутствие у Пустоваловой Э.Р. возможности обратился в суд за защитой своего нарушенного права.
Учитывая изложенное, а также то, что иных уважительных причин пропуска срока обжалования решения органа государственной власти судом в ходе судебного разбирательства не установлены, то в удовлетворении настоящего административного искового заявления Пустоваловой Р.Э. суд отказывает на основании части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Такое решение принимается судом в случае установления, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не нарушает права и свободы заявителя, а также соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
Прежней редакцией данного закона, действовавшей до 30 декабря 2015 года, в пункте 4 статьи 5 также предусматривалось, что при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Редакцией Закона № 12 от 30 декабря 2015 года указанное положение было исключено, при этом статья 5 дополнена пунктом 5 (основания продления статуса вынужденного переселенца), пунктам 6 (перечень документов, необходимых для продления статуса вынужденного переселенца), пунктом 7 (порядок подачи заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца).
Так пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривается, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Из изложенного следует, что отсутствие хотя бы одного из установленных пунктов 5 статьи 5 Закона «О вынужденных переселенцах» оснований препятствует продлению срока действия статуса вынужденного переселенца.
Принимая во внимание такое положение закона на территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, возлагается обязанность в ходе процедуры рассмотрения заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца проверить наличие указанных оснований, а в случае выявления обстоятельства наличия в собственности членов семьи вынужденного переселенца, не имеющих статуса вынужденного переселенца, жилого помещения на территории Российской Федерации, принять решение об отказе в продлении срока действия такого статуса.
В силу пункта 56 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утверждённого Приказом ФМС России от 29 июня 2012 года № 218 (в редакции от 10 февраля 2014 года) решение о продлении либо об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца принимается руководителем территориального органа или его заместителем в течение 21 дня с даты регистрации заявления о продлении срока действия статуса в территориальном органе и оформляется протоколом, в котором указываются основания продления либо отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Протокол утверждается руководителем территориального органа либо его заместителем.
На основании утвержденного протокола о продлении либо отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца издается соответствующий приказ территориального органа.
Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156 упразднена Федеральная миграционная служба и её территориальные органы, функции и полномочия упразднённого органа государственной власти переданы правопреемнику МВД России.
По смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах» лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса, в том числе в случае, когда компетентным органом принято решение об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Из изложенного следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный, целевой и срочный характер, на что также обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2002 года № 15-П.
Судом на основании справки о составе семьи N от ..., выданной МАУ «МФЦ» установлено, и сторонами не оспаривалось, что Пустовалова Э.Р. с 24 января 2004 года, зарегистрирована и постоянно проживает в жилом помещении по адресу: .... Вместе с ней, в том числе, зарегистрирована и проживает: её мать ...
Согласно выписке из ЕГРП от 19 июля 2016 года собственником данной однокомнатной квартиры является ...., которая является матерью Пустоваловой Э.Р., то есть членом семьи вынужденного переселенца в смысле пункта 3 статьи 1 Закона «О вынужденных переселенцах», с которым административный истец проживает совместно и постоянно. Обстоятельства родственных отношений стороной административного истца не оспаривалось.
Принимая во внимание, что на момент вынесения 28 июля 2016 года у территориального органа государственной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, имелись сведения о постоянном совместном проживании вынужденного переселенца в жилом помещении на территории Российской Федерации, в том числе принадлежащего на праве собственности матери, являющейся членом семьи вынужденного переселенца, не имеющего статуса вынужденного переселенца, то совокупность оснований, установленных пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» для продления административному истцу срока действия статуса вынужденного переселенца, отсутствовала.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решением УМВД России по Оренбургской области от 28 июля 2016 года, оформленным протоколом N, правомерно отменено решение комиссии УФМС России по Оренбургской области по определению правого положения мигрантов и их обустройства от ... (протокол N) в части продления срока действия статуса вынужденного переселенца Пустоваловой Э.Р. до 17 июлю 2017 года, как не обустроенной на новом месте жительства. Также принято новое решение об отказе административному истцу в продлении срока действия имевшегося статуса вынужденного переселенца.
В связи с чем, основаниям оспариваемым решением обоснованно применены правовые последствия принятого решения, а именно: Пустовалова Э.Р. признана утратившей статус вынужденного переселенца, снята с учёта вынужденных переселенцев, исключении из сводного списка вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в её учётные документы внесена соответствующая запись, а выданное удостоверение вынужденного переселенца признано недействительным.
В связи с чем, суд признаёт решение УМВД России по Оренбургской области от 28 июля 2016 года, оформленным протоколом N соответствующим закону и не нарушающим права Пустоваловой Э.Р.
Доводы представителя административного истца Афанасьевой Е.Д. о том, что с момента приобретения её доверителем статуса вынужденного переселенца какие-либо обстоятельства не изменились, гарантии, положенные ей в связи с этим статусом, фактически ею реализованы не были, в связи с чем, по указанным основаниям срок действия статуса неоднократно ежегодно продлевался, судом во внимание не принимаются ввиду следующего.
Судом установлено, что статус вынужденного переселенца Пустовалова Э.Р. получила и срок его действия продляла в период действия Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в редакциях до 30 декабря 2015 года, не связывающих обстоятельства пребывания в таком статусе с наличием у членов семьи вынужденного переселенца прав (социального найма или собственности) на жилое помещение в Российской Федерации, и, соответственно, не возлагавших на компетентный орган обязанность проверки таких фактов. Как указывалось выше, с 30 декабря 2015 года требования закона в указанной части были изменены. Обстоятельства, препятствующие продлению срока действия статуса вынужденного переселенца Пустовалова Э.Р., а равно ведущие к утрате ею такого статуса, снятию с учёта вынужденных переселенцев, исключении из сводных списков вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании удостоверения вынужденного переселенца незаконным, были выявлены административным ответчиком только в июле 2016 года при проведении дополнительных проверочных мероприятий.
Учитывая изложенное, а также то, что действующим законодательством на административного ответчика возлагаются обязанности проверить наличие предусмотренной пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» совокупности оснований для продлении действия срока статуса вынужденного переселенца, в том числе приобретённого ранее, а при отсутствии любого из них отказать в продлении срока действия статуса, признав гражданина утратившим статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока действия, то приведённые выше доводы являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах в удовлетворении настоящего административного искового заявления Пустоваловой Э.Р. суд отказывает.
Руководствуясь статьями 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении административного искового заявления Пустоваловой Э. Р. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о признании незаконным решения от 28 июля 2017 года об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, оформленное протоколом N, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца после изготовления решения в окончательной форме.
Судья: подпись. А.В.Ваулина
Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2017 года.
Судья: подпись. А.В.Ваулина