8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности совершить определённые действия № 2а-4659/2017 ~ М-2503/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-4659/2017                                            21 августа 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи     Уланова А.Н.,

при секретаре                 Кочаряне Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Луценко Екатерины Валентиновны к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности совершить определённые действия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным иском, в котором просит признать незаконным решение администрации Красносельского района Санкт-Петербурга, оформленное письмом от 14 апреля 2017 года №15-02/1031-15 об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; обязать административного ответчика принять Луценко Е.В. на соответствующий учёт.

В обоснование административного иска указал, что обратилась к административному ответчику по вопросу принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; оспариваемым отказом в таком принятии отказано, мотивом чему указано отсутствие доказательств проживания на территории Санкт-Петербурга более десяти лет, а также факт ухудшения административным истцом жилищной обеспеченности.

Луценко Е.В. полагает отказа необоснованным, ссылается на имеющиеся доказательства проживания на территории Санкт-Петербурга более 10 лет, а именно с 2002 года; кроме этого указывала, что проданное жилое помещение только формально зарегистрировано на неё, однако принадлежало её матери.

Административный истец, извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представителя не направил, об отложении судебного заседания не просил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счёл возможным рассматривать дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного ответчика, администрации Красносельского района Санкт-Петербурга – Ефремова И.А., действующая на основании доверенности, явилась в заседание, возражала против требований административного иска.

    Выслушав явившихся в заседание лиц, изучив представленные материалы, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что 26 марта 2017 года Луценко Е.В., через СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», подала заявление и комплект документов для принятия её на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.51).

В заявлении указала, что сделок с жильём в последние пять лет не совершала (л.д.52).

При этом согласно штампам в паспорте административный истец с 9 сентября 2003 года по 21 января 2013 года зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.56).

Обосновывая проживание на территории Санкт-Петербурга на протяжении десяти лет, административный истец представила: трудовую книжку и вкладыш в неё (л.д.59-71); свидетельства о регистрации по месту пребывания за периоды: с 1 декабря 2009 года по 1 сентября 2010 года, с 17 февраля 2015 года по 10 июля 2015 года, с 14 марта 2016 года по 14 сентября 2016 года, с 21 октября 2016 года по 17 апреля 2017 года (л.д.72-73); справку о проживании в общежитии при университете и справку об обучении (л.д.74-76).

Кроме этого 26 марта 2017 года административный истец представил в жилищный отдел поименованные документы, а также письменные пояснения, согласно которым с 2002 года по 2004 года она обучалась в СПб ГУП, а с лета 2003 года по настоящее время постоянно трудоустроена на территории Санкт-Петербурга (л.д.78-80).

Уведомлением от 14 апреля 2017 года №15-02/1031-15 Луценко Е.В. отказано в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.10).

В обоснование отказа администрацией Красносельского района Санкт-Петербурга указано, что с 9 сентября 2003 года по 21 января 2013 года административный истец зарегистрирован в Псковской области, с 20 сентября 2013 года по 15 августа 2014 года в <адрес>, только с 21 октября 2016 года по 17 апреля 2017 года административный истец временно зарегистрирован на территории Санкт-Петербурга.

Такие обстоятельства оценены администрацией района как не свидетельствующие о проживании на территории Санкт-Петербурга на протяжении более десяти лет.

Кроме этого отмечено в уведомлении, что 24 января 2013 года административный истец продал жилое помещение площадью 52,40 кв.м. в городе Пскове, тем самым ухудшил свои жилищные условия.

Суд полагает, что оспариваемый отказ административного ответчика следует признать законным.

Так согласно пункту 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге не менее 10 лет.

Не подтверждение факта проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет при подаче заявления о принятии на учет является самостоятельным основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года №409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» для принятия на жилищный учет граждане представляют в уполномоченный орган заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи, а также документы, в соответствии с которыми устанавливается срок проживания заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.

В соответствии со статьёй 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 (далее - Правила) установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.

Согласно пункту 12 названных Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.

Регистрация подтверждает факт проживания в определенной местности.

Согласно пункту 15 Правил, регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

По смыслу статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 года №409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» необходимым условием для принятия на жилищный учет является проживание в Санкт-Петербурге при наличии постоянной регистрации.

Данная правовая позиция согласуется с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 года №17-О, в котором разъяснено, что при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.

При этом место жительства гражданина, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 октября 2000 года по жалобе гражданина А.М. Кушнарева на нарушение его конституционных прав положениями статьи 40.1 КЗоТ Российской Федерации и статьи 12 Закона Российской Федерации «О занятости населения», может быть установлено судом общей юрисдикции на основе юридических фактов, не обязательно связанных с видом регистрации.

Таким образом, то обстоятельство, что Луценко Е.В. проживала в Санкт-Петербурге, длительный период не имея ни какой регистрации, а непродолжительный период имя временную регистрацию по месту пребывания, не является правовым основанием для включения этого периода времени в срок постоянного проживания в Санкт-Петербурге, поскольку по смыслу вышеприведенных норм права необходимым условием является постоянное проживание в Санкт-Петербурге при наличии постоянной регистрации по месту проживания

Суд также полагает отметить, что Луценко Е.В. не реализовала право на обращение в суд в порядке Главы 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для целей установления соответствующего юридически-значимого факта, а, следовательно, на момент обращения к административному ответчику не имела доказательств проживания на территории Санкт-Петербурга на протяжении более 10 лет.

Обоснованным следует признать и указание административного ответчика на намеренное ухудшение административным истцом своих жилищных условий.

В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В случае, если не истек предусмотренный статьёй 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (подпункт 3 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Вместе с тем, административный ответчик обоснованно указал на недобросовестное поведение административного истца.

Так с 14 сентября 2002 года административному истцу принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 52,40 кв.м. (л.д.41), где административный истец зарегистрирован по месту жительства до 21 января 2013 года.

При этом только 24 января 2013 года административный истец продал названную квартиру.

Доводы о том, что жилое помещение реально принадлежало матери административного истца не находят своего подтверждения в материалах дела, противоречат принципу достоверности зарегистрированного права (статьи 8.1, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Фактически в данной части доводы Луценко Е.В. сводятся к наличию некой сделки (устной договорённости) между нею и её матерью, однако отсутствие письменной сделки делает несостоятельными соответствующие утверждения (статья 162 Гражданского кодекса Российской Федерации), отсутствие же регистрации такого права позволяет отклонить доводы административного истца.

В таких обстоятельствах, даже при условии наличия достаточных доказательств проживания на территории Санкт-Петербурга более 10 лет, административный истец не может быть принят на соответствующий учёт ранее 25 января 2018 года.

В таких обстоятельствах оспариваемое решение не подлежит отмене, административный истец – принятию на учёт, а требования административного иска следует отклонить за отсутствием правовой состоятельности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Луценко Екатерины Валентиновны к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности совершить определённые действия – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение суда в окончательной форме принято 23 августа 2017 года.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн