8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении № 2а-12912/2017 ~ М-9073/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-112912/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснодар                                21 июня 2017 г.

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего                Глущенко В.Н.,

при секретаре                        Сенцовой И.А.,

с участием представителя административного ответчика – администрации муниципального образования город Краснодар – ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и имеющей диплом о высшем юридическом образовании № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Ермоленко З. И. к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

В Первомайский районный суд г. Краснодара обратилась Ермоленко З.И. с вышеуказанными административными требованиями к администрации муниципального образования город Краснодар, мотивировав их тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в управление по жилищным вопросам с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по списку ветеранов войны и приравненных к ним лиц. По результатам рассмотрения заявления ей было отказано в постановке на такой учет.

Решение ответчика истец считает незаконным, поскольку она имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах», в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жилым помещением.

Истец указывает, что проживает в квартире общей площадью 59,6 кв.м., жилой площадью 37,9 кв.м., в которой зарегистрировано шесть человек. В то же время на территории муниципального образования город Краснодар установлена учетная норма 10 кв.м., таким образом, имеющейся площади недостаточно для принятия решения об отказе в принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку на каждого члена семьи приходится по 6,31 кв.м. Собственником квартиры является ее сын и, проживая в данной квартире, она фактически не ограждена от ухудшения жилищных условий в случае изменения отношений с сыном.

Сама она не является ни собственником, ни нанимателем жилого помещения в г. Краснодаре, от участия в приватизации отказалась.

Тот факт, что у зарегистрированного в квартире ее племянника ФИО7 имеется в собственности жилой дом, не препятствует признанию ее нуждающейся в жилом помещении, поскольку она в отношении данного дома не обладает никакими правами. В заявлении о принятии на учет ФИО7 указан не был, кроме того, он не относится к членам ее семьи в силу положений ст. 31 ЖК РФ.

Таким образом, основания, предусмотренные ст. 54 ЖК РФ для отказа в принятии на учет, отсутствуют.

На основании изложенного, истец просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования город Краснодар № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признав ее нуждающейся в жилых помещениях и обязав ответчика поставить ее на такой учет по категории «Ветеран Великой Отечественной войны» с даты и времени подачи заявления в уполномоченный орган, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец Ермоленко З.И. не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, заявленные требования поддерживает.

    Представитель ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар ФИО6 в судебном заседании требования иска не признала, полагая отказ Ермоленко З.И. в постановке на учет нуждающихся законным и обоснованным. Просила в удовлетворении требований отказать.

    Выслушав представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд считает, что административный иск заявлен необоснованно и подлежит отказу в удовлетворении в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, государственного или муниципального служащего…, если полагают, что нарушена или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Из материалов дела установлено, что Ермоленко З. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ через Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг обратилась в Управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по списку ветеранов войны и приравненных к ним лиц (л.д. 15).

Оспариваемым постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ № Ермоленко З.И. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по причине обеспеченности общей площадью жилых помещений (л.д. 14).

Давая оценку доводам и возражениям сторон, суд учитывает следующее.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, право на предоставление жилого помещения за счет государства имеют определенные законом категории лиц и только при наличии установленных законодательством оснований.

Судом установлено, что истец проживает в жилом помещении, расположенном в доме по ул. Новаторов, 23, кв. 40 в г. Краснодаре, зарегистрирована в нем по постоянному месту жительства.

Собственником указанной квартиры является сын истца - ФИО8 (л.д. 19, 20).

Таким образом, административный истец Ермоленко З.И. является членом семьи собственника жилого помещения.

Из технического паспорта квартиры усматривается, что общая площадь жилого помещения составляет 59,6 кв.м., жилая - 37,9 кв.м. (л.д. 21-23).

Истец Ермоленко З.И. жилых помещений на праве собственности не имеет (л.д. 13).

Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения, в квартире по вышеуказанному адресу помимо истца зарегистрированы также: собственник – сын истца ФИО8, а также в качестве членов семьи собственника ФИО7 (дядя), ФИО9 (племянница), ФИО10 (внук) и ФИО11 (внучка) (л.д. 11).

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ.

Пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

На основании ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

Часть 4 ст. 50 ЖК РФ определяет понятие учётной нормы площади жилого помещения (далее - учётной нормы), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 ст. 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Оценивая конституционно-правовой смысл приведённого положения закона Конституционный Суд Российской Федерации, в частности в Определении от 23 октября 2014 г. №2329-О, указал, что в соответствии со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам.

Жилые помещения на условиях социального найма предоставляется нуждающимся в жилых помещениях гражданам и членам их семей.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления в соответствии с ч. 5 ст. 50 ЖК РФ.

Решением городской Думы г. Краснодара от 15.12.2005 № 4 п.7 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договору социального найма» (с изменениями на дату подачи заявления о принятии на учет) учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 10 и менее квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи.

В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 6 Закона Краснодарского края от 29.12.2009 № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях признания гражданина и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении (далее - уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения) производится в отношении гражданина, подавшего заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и каждого члена его семьи, указанного в таком заявлении.

При определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) жилых помещений, и (или) части жилого(ых) помещения(ий), принадлежащих на праве собственности следующим гражданам (далее - суммарный размер общей площади жилых помещений):

1) указанным в заявлении о принятии на учет;

2) не указанным в заявлении о принятии на учет супругам граждан, указанных в заявлении о принятии на учет, а также не указанным в заявлении о принятии на учет их общим несовершеннолетним детям и не состоящим в браке совершеннолетним нетрудоспособным детям, несовершеннолетним детям и не состоящим в браке совершеннолетним нетрудоспособным детям таких граждан и их супругов независимо от места жительства супругов и детей таких граждан;

3) проживающим по месту жительства совместно с гражданином(ами), указанным(и) в заявлении о принятии на учет, за исключением граждан, занимающих соответствующие жилые помещения по договору поднайма жилого помещения жилищного фонда социального использования, по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования или по договору безвозмездного пользования жилым помещением индивидуального жилищного фонда.

Как установлено, ФИО7, зарегистрированный по месту жительства с административным истцом, приходящийся ей племянником, является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом индивидуального жилищного фонда общей площадью 183,7 кв.м., жилой площадью 91,4 кв.м. по <адрес>, в котором зарегистрировано два человека.

Таким образом, административным ответчиком установлено, что суммарная обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного члена семьи Ермоленко З.И. составляет более учетной нормы. Следовательно, она не подлежит признанию нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Иных установленных законом оснований, в силу которых истец могла бы быть принята на учет, не приведено.

Положение части 2 ст. 51 ЖК РФ направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закреплённого в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в административном иске.

Ссылки в иске на то, что ФИО7 не является членом ее семьи, не был указан в заявлении о принятии на учет, прав на принадлежащее ему помещение она не имеет, в связи с чем площадь находящегося в его собственности жилого дома не должна была учитываться при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.

Исходя из вышеназванных положений действующего законодательства, определяющее значение в данном случае имеет регистрация ФИО7 по одному адресу с истцом и наличие в его собственности жилого помещения. Данные обстоятельства бесспорно установлены в судебном заседании, истцом не опровергнуты.

Разъясняя судам вопросы применения части 1 ст. 31 ЖК РФ, Верховный Суд Российской Федерации в пункте 11 Постановления Пленума от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал на то, что фактически членами одной семьи могут быть признаны родственники без ограничения дальности степени родства.

При этом в отношении родственников близкого родства - супруг, а также дети и родители собственника, Верховный Суд Российской Федерации указывал на то, что достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.

В отношении родственников дальних степеней родства требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям.

Как следует из выписки из лицевого счета, ФИО7 вселен ФИО8 (сыном истца) в принадлежащее ему в жилое помещение по <адрес> качестве члена семьи собственника.

Более того, все указанные в выписке из лицевого счета лица находятся в родстве, при этом вселены в качестве членов одной семьи, поскольку иное не следует из материалов дела.

Таким образом, для решения вопроса о том, имеет ли истец право на жилищное обеспечение со стороны государства, следовало определить жилищную обеспеченность её с учетом прав всех проживающих с нею членов семьи на все имеющиеся у них в собственности объекты.

В этой связи принадлежащее ФИО7 на праве собственности жилое помещение подлежало учёту при определении жилищной обеспеченности истца согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ, Закона Краснодарского края от 29.12.2009 г. № 1655-КЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 вышеназванного закона Краснодарского края, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории малоимущих граждан допускается по основаниям, установленным частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, по отдельной категории - по основаниям, установленным частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 2 настоящей статьи.

При установленных обстоятельствах, нарушений при принятии оспариваемого постановления ответчиком не допущено, решение об отказе в принятии Ермоленко З.И. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Также суд считает необходимым указать следующее.

Обращаясь в суд с рассматриваемым иском, а также при обращении с заявлением о принятии на учет в Управление по жилищным вопросам, Ермоленко З.И. просила принять ее на учет по категории «Ветераны Великой Отечественной войны».

Между тем, доводы истца о том, что она является ветераном Великой Отечественной войны и имеет соответствующие льготы, не могут являться основаниями для признания ее нуждающейся в жилом помещении, поскольку не порождают субъективного права на постановку ее на жилищный учет и получение ею мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в качестве меры социальной поддержки предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

На основании анализа изложенных правовых норм, судом сделан вывод о том, что необходимым условием для обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.

В то же время, положения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», на который ссылается истец, не регулируют порядок признания ветеранов ВОВ нуждающимися в улучшении жилищных условий, следовательно, порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановки на учет.

Между тем, оснований для признания истца нуждающейся в жилом помещении в соответствии с действующим жилищным законодательством судом не установлено.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

    В удовлетворении административных исковых требований Ермоленко З. И. к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение месяца.

Судья Первомайского

районного суда г. Краснодара                В.Н. Глущенко

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн