8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации № 2а-1924/2017 ~ М-1854/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

№ 2а-1924/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2017 года г.Барнаул

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Подберезко Е.А.

при секретаре Мордвиной А.А.

с участием представителя административного ответчика Вашкарина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Сторожук Анатолия Николаевича к ГУ МВД России по Алтайскому краю о признании незаконными решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Гражданин Республики Украина Сторожук А.Н. обратился в суд с административным иском к ГУ МВД России по Алтайскому краю о признании незаконными решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указывает, что согласно ответам Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Алтайскому краю на обращение его представителя Балтыбаева Т.Б., ему стало известно о том, что в отношении него принято решение об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Административный истец считает указанное решение незаконным, представляющим вмешательство в его личную и семейную жизнь, поскольку его гражданская супруга и сын являются гражданами Российской Федерации, находятся на территории Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю.

В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, на уважительность причин неявки не ссылались, доказательств уважительности причин их неявки суду не представители, в связи с чем, а также учитывая истечение срока рассмотрения дела ходатайство административного истца об отложении рассмотрения дела отклонено судом.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Алтайскому краю в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность принятого в отношении административного истца решения миграционного органа, указывал, что в период ранее предоставленного истцу временного убежища он не предпринял мер к надлежащему оформлению в установленном порядке своего пребывания на территории России, на момент принятия оспариваемого решения угроза жизни истца отсутствовала, наличие у истца семьи не может рассматриваться в качестве обстоятельства, влекущего за собой предоставление временного убежища, в данном случае, истец имеет цель легализовать свой статус на территории Российской Федерации.

Представитель административного соответчика УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения представителя административного ответчика, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав позицию представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 4528-1 «О беженцах», а также в связи со сложной внутриполитической ситуацией на Украине и продолжающимся ростом количества граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации в поисках убежища, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке» утверждены Временные правила предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке.

Основания, порядок и условия предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 4528-1 «О беженцах».

В соответствии с п. 1, 2, 4 и 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 4528-1 «О беженцах» предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации. Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Лицо утрачивает временное убежище: в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища; при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства; при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 1 указанного Федерального закона беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. К лицам, не имеющим оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим законом, относятся: лицо, которому отказано в рассмотрении ходатайства по существу на основании п. 1 ст. 5 Федерального закона "О беженцах"; лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца на основании п. п. 1 - 2 ст. 9 Федерального закона "О беженцах", при отсутствии у них законных оснований для пребывания в Российской Федерации.

В развитие указанных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» утвержден Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (далее - Порядок).

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 4528-1 «О беженцах» временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В силу п. 12 Порядка временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища. Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Из приведенных положений нормативно-правовых актов следует, что предоставление временного убежища допускается в случае, если имеются основания для признания беженцем лица, который ограничивается заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; либо не имеется оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 4528-1 "О беженцах", но из гуманных побуждений лицо не может быть выдворено (депортировано) за пределы территории Российской Федерации.

При этом, причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Из материалов дела следует и судом установлено, Сторожук А.Н. является гражданином <адрес> до прибытия в Российскую Федерацию постоянно проживал по адресу <адрес>, <адрес>.

После прибытия на территорию Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сторожук А.Н. находился на территории Российской Федерации в нарушение положений ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ Сторожук А.Н. обратился в УФМС России по Алтайскому краю с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в упрощенном порядке в связи с проведением военных действий на территории <адрес>

Решением УФМС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Сторожук А.Н. было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации сроком на 1 год, продленное ДД.ММ.ГГГГ еще на один год – до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Сторожук А.Н. снят с учета лиц, имеющих временное убежище на территории Российской Федерации в связи с истечением срока действия.

ДД.ММ.ГГГГ Сторожук А.Н. обратился в УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Решением УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю, утвержденным начальником ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ гражданину <адрес> Сторожук А.Н. отказано в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации по тем основаниям, что миграционным органом при проведении проверки не было установлено обстоятельств, влекущих необходимость в предоставлении Сторожук А.Н. временного убежища, миграционный орган пришел к выводу о том, что обратившись с заявлением о предоставлении временного убежища, заявитель имел цель легализовать свое пребывание в Российской Федерации.

Суд, разрешая заявленные требования, проанализировав нормы права, регулирующие возникшие спорные правоотношения, приходит к выводу о том, что решение миграционного органа ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Сторожук А.Н. временного убежища на территории Российской Федерации, является законным и обоснованным.

При этом суд исходит из того, что доказательств наличия у Сторожук А.Н. признаков беженца и возможности подвергнуться негуманному обращению на территории государства гражданской принадлежности им не представлено.

Административным истцом не приведено конкретных фактов того, что в случае возвращения на родину существует реальная угроза его безопасности, также не заявлялось о наличии у него тяжелых заболеваний и нуждаемости в срочной медицинской помощи, или о том, что Сторожук А.Н. лично подвергался преследованиям на территории <адрес>

Таким образом, поданное Сторожук А.Н. в территориальный орган исполнительной власти в сфере миграции заявление направлено на предоставление временного убежища не вследствие наличия признаков беженца либо гуманных побуждений, а исключительно в целях создания искусственных условий для дальнейшей легализации пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации в упрощенном порядке без проведения проверочных мероприятий, характерных при разрешении вопроса о выдаче разрешения на временное пребывание (проживание) или вида на жительство в Российской Федерации.

Вместе с тем, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены иные правовые механизмы легализации нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации, в частности, путем выдачи разрешения на временное пребывание (проживание) иностранного гражданина на территории Российской Федерации либо получения вида на жительство в Российской Федерации.

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.

Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории; в вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать воссоединение членов семьи на своей территории (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (Abdulaziz, Cabales and Balkandali) против Соединенного Королевства", § 68; от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Тюль (Gul) против Швейцарии", § 38; от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Киютин (Kiutin) против России", § 53 и др.).

Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Беррехаб (Berrehab) против Нидерландов", § 28; от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Бугханеми (Boughanemi) против Франции", § 41; от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Эль-Бужаиди (El Boujaidi) против Франции", § 39; от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Юнер (Uner) против Нидерландов", § 54; от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Лю и Лю (Lui and Liu) против России", § 49; решение от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу о приемлемости жалобы "Андрей Шебашов (Andrey Shebasnov) против Латвии" и др.).

Из дела усматривается, что Сторожук А.Н. имеет сына, являющего гражданином Российской Федерации и родившегося у него ДД.ММ.ГГГГ, а также состоит в гражданском браке с К. тоже являющейся гражданкой Российской Федерации, таким образом подачу заявления о предоставлении временного убежища миграционный орган правильно расценил как способ легализации иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

Между тем, наличие семьи, само по себе не может являться основанием для удовлетворения требований Сторожук А.Н..

Признавая необходимость обеспечения принципа единства семьи и реализации прав обоих родителей на воспитание детей и заботу о них, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает право иностранных граждан и лиц без гражданства на получение разрешения на временное проживание, а затем вида на жительство в случае, если они состоят в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, либо имеют ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации (подпункты 4 и 6.2 пункта 3 статьи 6, пункт 1 статьи 8). При этом разрешение на временное проживание может быть предоставлено данным категориям граждан без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты. То есть, право иностранных граждан и лиц без гражданства на совместное проживание на территории Российской Федерации с членами семьи (супругом, детьми), являющимися гражданами Российской Федерации, обеспечивается правовыми механизмами, закрепленными в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Поскольку само по себе наличие членов семьи (супруга и ребенка), проживающих в Российской Федерации (в том числе являющихся гражданами Российской Федерации), не относится к обстоятельствам временного характера, а законодательством предусмотрены иные правовые механизмы легализации нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации в целях обеспечения совместного проживания членов семьи, данное обстоятельство не может рассматриваться как единственное и достаточное основание для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах».

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении заявленных требований Сторожук Анатолия Николаевича к ГУ МВД России по Алтайскому краю о признании незаконными решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула.

Председательствующий Е.А. Подберезко

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн