Дело № 2а-3864/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2017 г. г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Вербицкой Т.А.,
при секретаре Репине А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальной политики Красноярского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Министерство социальной политики Красноярского края (далее Министерство), обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее Управление Росреестра) о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации, возложении обязанности, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в Министерство поступило обращение Эмрих С.В. об определении ее доверительным управляющим имуществом Юрловой Ю.М., признанной безвестно отсутствующей решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Имущество безвестно отсутствующей Юрловой Ю.М. состоит из жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Эмрих С.В. были представлены в Министерство все необходимые документы, предусмотренные Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №. По результатам рассмотрения представленных документов приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № Эмрих С.В. определена доверительным управляющим имуществом Юрловой Ю. М., признанной безвестно отсутствующей. Договор № доверительного управления имуществом был заключен между Министерством и Эмрих С.В. ДД.ММ.ГГГГ. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Министерством и Эмрих С.В. ДД.ММ.ГГГГ были представлены все необходимые документы на государственную регистрацию прав в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Управлением по результатам рассмотрения представленных сторонами документов было вынесено уведомление № о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что не представлено заявление о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. Указанное обстоятельство, по мнению Управления, являлось препятствием для государственной регистрации доверительного управления в отношении вышеуказанного объекта недвижимого имущества. Осуществление действий по государственной регистрации доверительного управления было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ уведомлением № в государственной регистрации отказано, в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации. Министерство считает уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации доверительного управления незаконным, полагая, что в соответствии со статьей 69 Федерального закона № 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Объект доверительного управления - жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> состоит в государственном кадастре недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кадастровым паспортом помещения, вышеуказанная квартира зарегистрирована на праве собственности за Юрловой Ю.М. на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Юрлова Ю.М. признана безвестно отсутствующей, представить лично заявление о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости не представляется возможным, передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Отказом, содержащимся в уведомлении нарушаются права и обязанности Министерства как органа исполнительной власти края при исполнении им установленной Правительством Красноярского края компетенции, просили признать уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации незаконным и подлежащим отмене, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю осуществить государственную регистрацию договора доверительного управления и государственную регистрацию права собственности за Юрловой Ю.М. на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца Евстифеева Н.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ) представила заявление об отказе от требований в части возложения на ответчика обязанности по государственной регистрации права собственности за Юрловой Ю.М. на объект недвижимого имущества, квартиру, в остальной части заявленные требования поддержала в полном объеме, указывая, что у Управления Росреестра не имелось оснований для приостановления государственной регистрации, отказе в государственной регистрации, на удовлетворении требований настаивала.
Определением ДД.ММ.ГГГГ отказ принят судом, производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Красноярскому краю Зоркина И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком по ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, ссылаясь на отсутствие законных оснований для его удовлетворения, дополнительно представитель Управления пояснила, что в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлен договор доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому в доверительное управление Эмрих С.В. переходит квартира по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве собственности Юрловой Ю.М., признанной безвестно отсутствующей. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и указанным выше федеральным законом. При проведении проверки на предмет отсутствия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на вышеуказанный объект недвижимого имущества установлено, что в ЕГРН отсутствуют записи о государственной регистрации права собственности за Юрловой Ю.М. на указанную выше квартиру, в Управление не представлено заявление о регистрации права собственности на указанный объект, что является препятствием для государственной регистрации доверительного управления в отношении квартиры, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Управлением заявителям направлено уведомление об отказе в государственной регистрации, полагает, что отказ в регистрации права прав заявителей не нарушает, просила в удовлетворении требований административному истцу отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо Эмрих С.В. в судебном заседании требования министерства поддержала в полном объеме, суду пояснила, что Юрлова Ю.М. приходится ей тетей. ДД.ММ.ГГГГ её тетя ушла из дому и до настоящего времени о ней ничего не известно. Решением Советского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ Юрлова Ю.М. признана безвестно отсутствующей. В квартире Юрловой Ю.М. никто не проживает, за период отсутствия тёти накопился долг по коммунальным услугам, которые она хотела бы оплатить из причитающейся тёте пенсии. Для заключения договора доверительного управления она обратилась в Министерство, с которым заключила договор, однако договор в Управлении Росреестра зарегистрировать отказались, хотела бы, чтобы всё было по закону.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствие с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре (ЕГРН) и возникает с момента внесения соответствующей записи в данный реестр. При этом государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 131 ГК РФ; ч. 5 ст. 1 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Перечень лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, установлен статьей 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации ограничений прав и обременений объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26).
Статьей 54 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что любые права на недвижимое имущество, связанные с распоряжением этим имуществом на условиях доверительного управления или опеки, должны регистрироваться только на основании документов, определяющих эти отношения, в том числе на основании актов государственных органов, органов местного самоуправления, договоров или решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Юрлова Ю.М. решением Советского районного суда г. Красноярска от 02.08.2016 г. признана безвестно отсутствующей (л.д.29).
Свидетельством о приватизации жилого помещения №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что Юрловой Ю.М. на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ в порядке приватизации приобретена квартира по адресу: <адрес> (л.д.32).
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Красноярским отделением Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федерального БТИ», следует, что <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, № зарегистрирована на праве собственности за Юрловой Ю.М. (л.д.33).
Юрлова Ю.М. завещала принадлежащую ей на праве собственности квартиру по указанному выше адресу Эмрих С.В., что подтверждается завещанием от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.34).
Согласно уведомлению Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества на объект: квартиру по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д.31).
В статье ст. 43 ГК РФ изложены последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Так, пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" предусмотрено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Статьей 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ определены полномочия органов опеки и попечительства, у числе которых заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации(ч.1 п.7).
В соответствии с Положением о министерстве социальной политики Красноярского края (далее - министерство), утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 № 30-п, министерство является органом опеки и попечительства в части осуществления полномочий в отношении имущества граждан, признанных безвестно отсутствующими.
Министерство выступает учредителем доверительного управления в отношении имущества граждан, признанных безвестно отсутствующими, определяет доверительных управляющих данным имуществом и заключает с ними договоры доверительного управления имуществом.
ДД.ММ.ГГГГ Эмрих С.В. обратилась в Министерство с заявлением об определении ее доверительным управляющим имуществом Юрловой Ю.М., признанной безвестно отсутствующей.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и Эмрих С.В. был заключен договор № доверительного управления имуществом.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством и Эмрих С.В. в Управление Росреестра на государственную регистрацию прав были представлены документы: приказ министерства №, которым Эмрих С.В. определена доверительным управляющим имуществом Юрловой Ю.М.; договор доверительного имущ6ства,копия решения Советского суда от ДД.ММ.ГГГГ; уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений на квартиру; копия свидетельства о приватизации; копия завещания; копия кадастрового паспорта помещения; копия договора на передачу квартиры в собственность Юрловой Ю.М.
ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ, о чем заявителям направлено уведомление №, где указано, что право собственности на квартиру не зарегистрировано, на регистрацию не представлено заявление о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества квартиру.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра отказало в государственной регистрации доверительного управления в отношении указанной выше квартиры.
Рассматривая требование стороны административного истца о признании отказа в регистрации доверительного управления незаконным, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 131 указанного Кодекса, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
По смыслу указанных выше норм права, единственным доказательством существования зарегистрированного права является его государственная регистрация (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Статьей 26 Закона о регистрации предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей, (часть 2 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Так, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра вынесено уведомление о приостановлении до ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрации доверительного управления, поскольку при проведении проверки на предмет отсутствия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на указанный выше объект установлено, что в ЕГРП отсутствуют записи о государственной регистрации права собственности Юрловой Ю.М. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Учитывая, что право Юрловой Ю.М. на квартиру зарегистрировано не было, Юрлова Ю.М. с заявлением о государственной регистрацией за ней права собственности на жилое помещение квартиру, по указанному выше адресу не обращалась, сведения о ней, как о собственнике жилого помещения в ЕГРП не вносились, в Управления Росреестра отсутствовала обязанность по государственной регистрации обременения (доверительного управления) несуществующего права.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра заявителям Министерству социальной политики Красноярского края и Эмрих С.В. было отказано в государственной регистрации права доверительного управления.
Поскольку решение об отказе государственной регистрации доверительного управления принято государственным регистратором в пределах своих полномочий, предоставленных действующим законодательством, в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", оснований для признания незаконным приостановления государственной регистрации не имеется.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что обязательному выяснению судом подлежит факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение принято органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствии с законом и в пределах его полномочий, а права либо свободы истца нарушены не были.
В удовлетворении требований министерству социальной политики Красноярского края в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в государственной регистрации, возложении обязанности, надлежит отказать.
При этом суд учитывает, что Эмрих С.В. не лишена права в силу с п. 1 ст. 43 ГК РФ обратиться с заявлением в суд о передаче ей в доверительное управление имущества безвестно отсутствующей Юрловой Ю.М.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 181, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении требования Министерства социальной политики Красноярского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации, возложении обязанности осуществить регистрацию договора доверительного управления отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с даты вынесения решения в окончательной форме, 07.10.2017 г.
Судья Т.А. Вербицкая