...
Дело № 2а-5077/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Оренбург 8 августа 2017 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Линьковой В.В.,
при секретаре Тажбеновой Д.В.,
с участием представителя административного истца Голиковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильевой Лолы Талгатовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права, возложении обязанности зарегистрировать право,
УСТАНОВИЛ:
Васильева Л.Т. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что распоряжением от ... N «О предоставлении земельного участка в частную собственность Васильевой Л.Т. для ведения личного подсобного хозяйства и строительства жилого дома» предоставлен земельный участок N, площадью ... кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства и строительства нового жилого дома по адресу: .... Позднее Васильевой Л.Т. получено распоряжение N от ... «О разрешении на строительство частного жилого дома Васильевой Л.Т. на земельном участке в ...». На основании указанных документов административному истцу было выдано разрешение на строительство N от .... Постановлением Администрации МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района от ... N уточнены площадь и почтовый адрес земельного участка площадью ... кв.м. по адресу: ..., кадастровый N. Васильева Л.Т. обратилась в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением о регистрации права на земельный участок с кадастровый N, земельный участок, для ведения личного подсобного хозяйства, строительства жилого дома, общей площадью ... кв.м., по адресу: ....
Уведомлением N Васильевой Л.Т. отказано в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, поскольку согласно ответу из Архива отдела Администрации МО ..., в распоряжении от ... N Васильева Л.Т. не значится по адресу: ....
Административный истец считает отказ незаконным и нарушающим ее права, просит суд признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... об отказе в государственной регистрации от ... N на земельный участок, для ведения личного подсобного хозяйства, строительства жилого дома, общей площадью ... кв.м., по адресу: .... Обязать ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности за Васильевой Л.Т. на указанный земельный участок и выдать свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанные объекты в установленный законом срок.
В судебном заседании представитель административного истца по ордеру Голикова О.Н. поддержала заявленные требования. Просила восстановить срок на подачу административного искового заявления.
Административный истец Васильева Л.Т., представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены о явке в суд надлежащим образом. Административный истец в письменном заявлении, адресованном суду, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как предусмотрено частями 1, 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации прав, иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года № 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 4 статьи 18 названного Закона к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
На основании статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что ... Васильева Л.Т. обратилась в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением о регистрации права на земельный участок с кадастровым номером N, земельный участок, для ведения личного подсобного хозяйства, строительства жилого дома, общей площадью ... кв.м., по адресу: ....
Васильевой Л.Т. на государственную регистрацию прав представлены: заявление о государственной регистрации права, в качестве правоустанавливающего документа на объект недвижимости - экземпляр распоряжения Администрации Подгородне-Покровского сельсовета – территориальный орган муниципального образования «Оренбургский район» N от ....
Согласно пункту 1 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Распоряжением от ... N «О предоставлении земельного участка в частную собственность Васильевой Л.Т. для ведения личного подсобного хозяйства и строительства жилого дома» предоставлен земельный участок N, площадью ... кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства и строительства нового жилого дома по адресу: ...
Позднее Васильевой Л.Т. получено распоряжение N от ... «О разрешении на строительство частного жилого дома Васильевой Л.Т. на земельном участке в ...». На основании указанных документов административному истцу выдано разрешение на строительство N от ....
Постановлением администрации МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района от ... N уточнены площадь и почтовый адрес земельного участка площадью ... кв.м. по адресу: ..., кад. N.
Представленный на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа Васильевой Л.Т. экземпляр распоряжения Администрации Подгородне-Покровского сельсовета – территориальный орган муниципального образования «...» N от ... по форме не соответствует предъявляемым требованиям, что послужило основанием для возникновения сомнений в подлинности данного акта.
В рамках проведения правовой экспертизы сделан запрос в Администрацию муниципального образования Подгородне-Покровского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области. Согласно ответу, полученному в порядке межведомственного взаимодействия, предоставить копию данного распоряжения не представилось возможным, т.к. она на основании постановления Правительства РФ от 03.11.1994 года № 1222 «О приведении в действующих нормативных актов об архивном деле в РФ в соответствии с основами законодательства РФ об Архивном деле РФ и архивах» распоряжения сданы в архив по Оренбургскому району. Был дважды сделан запрос в Архивный отдел Администрации МО Оренбургский район Оренбургской области, но до настоящего времени ответ не поступил.
Однако в архивных делах Росреестра имеется ответ на межведомственный запрос, сделанный ... из Архивного отдела Администрации МО Оренбургский район Оренбургской области, согласно которому в распоряжении от ... N Васильева Л.Т. не значится, участок по адресу: ...-не значится.
Уведомлениями о приостановлении государственной регистрации от ..., от ... Васильевой Л.Т. предложено в срок до ... и до ... предоставить дополнительные доказательства (Сведения, документы) наличия оснований для проведения государственной регистрации (или не будет получено подтверждение подлинности документа, или достоверности указанных в нем сведений).
В период срока приостановления государственной регистрации права Васильевой Л.Т. не было предоставлено в регистрирующий орган дополнительные доказательства.
Уведомлением N от ... Васильевой Л.Т. отказано в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, поскольку представленный на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа административным истцом экземпляр распоряжения Администрации Подгородне-Покровского сельсовета – территориальный орган муниципального образования «Оренбургский район» №186-р от 02.08.2001 года по форме не соответствует предъявляемым требованиям.
Поскольку истица не представила на регистрацию правоустанавливающий документ на земельный участок, у регистрирующего органа отсутствовали основания для проведения государственной регистрации права собственности Васильевой Л.Т..
Принимая во внимание все выше изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права является законным, обоснованным, приятно административным ответчиком в пределах его полномочий, и не нарушает прав и интересов истца.
Доводы истца о том, что она открыто владела и пользовалась земельным участком, осуществила постановку его на кадастровый учет, а также уточняла его границы и адрес, получала разрешение на строительство дома на указанном земельном участке не опровергают законности оспариваемого решения, поскольку правовая экспертиза документов, подтверждающих право истца на земельный участок относится к компетенции административного ответчика, а прохождение истцом иных процедур и согласований не имеет юридического значения при разрешении настоящего административного дела.
Судом проверялось соблюдение административным истцом срока на обращение в суд, установлено, что процессуальные сроки истцом соблюдены, поскольку с административным исковым заявлением о признании незаконным решения от ... истица обратилась в суд ..., то есть в пределах трех месяцев со дня, когда ей стало известно о нарушении права.
Руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления Васильевой Лолы Талгатовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права от 13 июня 2017 года, возложении обязанности зарегистрировать право – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись В.В. Линькова
Решение в окончательной форме принято: 23 августа 2017 года
Судья подпись В.В. Линькова