8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании произвести регистрацию права собственности № 2а-4985/2017 ~ М-4200/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-4985/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2017 года г. Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Сунгатуллина А.Ю.

при секретаре Миграновой Р.К.,

с участием административного истца Ситдиковой Э.Р., представителя административного истца Ситдикова Э.Р. – Гильманшина В.А., действующего по доверенности от 16.02.2017г., представителя административного ответчика Управления Росреестра по Республике Башкортостан Урмановой А.Ф., действующей по доверенности от 17.04.2017г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ситдиковой Э.Р. к Управлению Росреестра по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании произвести регистрацию права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Ситдикова Э.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании произвести регистрацию права собственности.

В обоснование требований Ситдикова Э.Р. указывает, что она 21 января 2017 года подала через Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр г.Уфы, <адрес>, для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в Управление Росреестра по Республике Башкортостан, следующие документы: Заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 21.01.2017 года, доверенность от 29.12.2015 года, Решение Ленинского районного суда г.Уфы от 11.05.2012 года, квитанцию об оплате 2 000 рублей от 21.01.2017 года - для регистрации права собственности на жилой дом под литерой А, веранду под литерой а, расположенные по адресу : <адрес>

08.02.2017 года получила уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ею в адрес Управления Росреестра по Республике Башкортостан было направлено заявление (жалоба) по поводу приостановления государственной регистрации права на недвижимое имущество.

Ей было отказано в государственной регистрации смс сообщением ДД.ММ.ГГГГ года. В письменной форме до сих пор не направлен ответ из Управления Россреестра по Республике Башкортостан об отказе и не отправлены обратно оригиналы документов, которые были направлены в адрес Управления Росреестра по Республике Башкортостан.

Ссылается на подп. 3 п.1 ст. 8 ГК РФ, п.1 ст. 17, п.1 ст. 28, 18 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 58Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017).

Административный истец просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по Республике Башкортостан по регистрации права собственности на мой жилой дом по адресу <адрес>, по решению Ленинского районного суда г.Уфы, обязать произвести государственную регистрацию права собственности на жилой дом по адресу <адрес> веранду под литерой а, за Ситдиковой Эльвирой Рафаковной.

Административный истец Ситдикова Э.Р., представитель административного истца Ситдикова Э.Р. – Гильманшин В.А. административный иск поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Башкортостан Урманова А.Ф. просила в удовлетворении административного иска отказать, представила возражение.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой, суд приходит к следующему.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия ( бездействие ) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статья 227 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Рассматривая доводы административного истца, суд исходит из того, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «"О государственной регистрации недвижимости", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

В случаях, установленных Федеральным законом N 218-ФЗ «"О государственной регистрации недвижимости», актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган нормативно-правового регулирования).

В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости":

2 Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.

Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.

В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.

Судом установлено, 21.01.2017г. Гильманшин В.А., действующий по доверенности от имени Ситдиковой Э.Р., обратился с заявлением к Управлению Росреестра по Республике Башкортостан о проведении государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, <адрес>

Согласно описи от 21.02.2017 представлены следующие документы:

заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 21.01.2017 №

доверенность от 29.12.2015;

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

решение суда от 11.05.2012 № Ленинского районного суда г. Уфы;

квитанция.

Государственным регистратором проведена правовая экспертиза представленных документов в соответствии с п.3 4.1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) и принято решение о приостановлении действий по государственной регистрации права, в соответствии с п. 49 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации. Основания приостановления указаны в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 01.02.2017г. № – противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости. Рекомендовано обратиться с заявлением учета изменений в части адреса объекта с приложением необходимых документов для устранения расхождения по адресу данного жилого дома.

Поскольку причины приостановления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права не были устранены, 02.05.2017 государственный регистратор принял решение об отказе в государственной регистрации.

Суд приходит к выводу о законности принятого решения по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о регистрации, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);

реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);

реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон и др.;

реестровых дел;

кадастровых карт;

книг учета документов.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 8 Закона о регистрации, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно п.7 подраздела II Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости утвержденный приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943 (далее - Порядок ведения ЕГРН), в отношении каждого объекта недвижимого имущества в ЕГРН открывается раздел ЕГРН, состоящий из записей, содержащих:

сведения о характеристиках объекта недвижимости, в том числе позволяющих определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также об ограничении права на данный объект, обременении данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости до вступления в силу Закона (запись кадастра недвижимости);

сведения о праве собственности и иных вещных правах на этот объект недвижимого имущества, в том числе сведения о его правообладателе, о подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации ограничениях прав, обременениях недвижимого имущества и сделках с этим объектом недвижимого имущества (записи реестра прав на недвижимость).

Каждый раздел ЕГРН, запись об объекте недвижимости и данные в кадастре недвижимости идентифицируются кадастровым номером объекта недвижимости.

Согласно п. 1 подраздела III Порядка ведения ЕГРН в записи кадастра недвижимости о здании указываются следующие дополнительные сведения: адрес объекта недвижимости (при его наличии) в структурированном в соответствии с ФИАС виде либо местоположение объекта недвижимости в случаях, установленных федеральными законами, а также в случае, если такие сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости до вступления в силу Закона о регистрации.

Ранее пунктом 32 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №219 от 18 февраля 1998 г. (утратили силу 01.01.2015) для зданий и сооружений было предусмотрено указание «Инвентарного номера» и «Литера», которые вносились в ЕГРП из паспортов технического учета.

С 01.01.2015 Правилами ведения ЕГРП (№765) в отношении зданий и сооружений (с 01.01.2017г. Порядок ведения ЕГРН) не предусмотрена возможность внесения информации о литере объекта недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Руководствуясь п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, одним из оснований для осуществления государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Истцом подано заявление на регистрацию права собственности на жилой дом с кадастровым номером 02:55:050233:600, при этом указан адрес: Республика Башкортостан, г<адрес> на основании решения Ленинского районного суда г. Уфы от 11.05.2012г., в котором указано: признать за Ситдиковой Э.Р. право собственности на жилой дом под литерами «А», веранду под литерой «а», расположенные по адресу: <адрес>

Однако, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, вышеуказанный дом с кадастровым номером № имеет адресную характеристику: Республика Башкортостан, <адрес>

Так же, в Едином государственном реестре недвижимости на жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 85,1 кв.м, расположенный по адресу: г<адрес> зарегистрировано право собственности за Фаизовым Ф.С. на основании вышеуказанного решения Ленинского районного суда г.Уфы от 11.05.2012г.

Государственным регистратором обоснованно сделан вывод о том, что имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости.

Законом прямо не предусмотрена регистрация объектов недвижимости с одинаковыми уникальными адресными характеристиками.

Таким образом, если сведения, содержащиеся в представляемых на государственную регистрацию документах, не сходятся с данными, которыми обладает регистрирующий орган, у регистратора прав отсутствует объективная возможность провести регистрацию.

Следовательно, решение об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом за Ситдиковой Э.Р. принято государственным регистратором в пределах своих полномочий, предоставленных действующим законодательством, в сроки, предусмотренные Законом о регистрации.

Согласно Соглашению о взаимодействии между Республиканским государственным автономным учреждением Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, в случае если в заявлении Заявителем указано на получение документов после оказания соответствующей государственной услуги через МФЦ, Управление, Филиал (Территориальные отделы) обеспечивает представление в МФЦ для выдачи Заявителю документов, сформированных по результатам рассмотрения заявлений и необходимых документов.

МФЦ обеспечивает хранение полученных от Управления документов, предназначенных для выдачи Заявителю, в течение следующих девяноста дней со дня получения таких документов от Управления.

При проверке изложенных фактов в исковом заявлении, Управлением по данному делу, было выяснено, что в представленном заявлении на государственную регистрацию, представитель истца указал, что способ получения документов:    лично, в многофункциональном центре.

В связи с этим, после принятия решения об отказе в государственной регистрации прав, государственный регистратор прав (04.05.2017) направил пакет документов в МФЦ, расположенный по адресу: <адрес>.

Так как срок хранения документов, предназначенных для выдачи в МФЦ истек, документы направлены в архив. В данном случае утверждения административного истца о невыдаче оригиналов являются необоснованными.

Доводы административного истца являются несостоятельными и опровергается вышеизложенными обстоятельствами.

Ввиду признания отказа в государственной регистрации законным, оснований для обязания административного ответчика принять решение о регистрации прав не находит.

Таким образом, проанализировав нормы права, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой суд приходит к выводу - об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного искового заявления Ситдиковой Э.Р. к Управлению Росреестра по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании произвести регистрацию права собственности – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Сунгатуллин А.Ю.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн