Дело № 2а-4720/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2017 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Медной Ю.В.,
при секретаре Забабурове И.А.,
с участием административного истца Майорова А.Г.,
административного ответчика государственного инспектора регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по городу Саратову Кабанкова К.Ю.,
представителя административного ответчика Управления Министерства внутренних дел России по городу Саратову Головченко Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Майорова ФИО6 к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Саратову, государственному инспектору регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по городу Саратову Кабанкову К.Ю. о признании незаконным решения об отказе в допуске к сдаче экзамена на право управления транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Майоров А.Г. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года обучался в автошколе ООО «<данные изъяты>» по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В», по результатам обучения ему выдано свидетельство о профессии водителя от ДД.ММ.ГГГГ года. После этого он записался в регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по городу Саратову (далее РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову) на сдачу экзамена на право управления транспортными средствами на ДД.ММ.ГГГГ года, предоставив все необходимые документы, а именно: медицинское заключение серии №, выданное ГБУЗ «<данные изъяты>», свидетельство о профессии водителя и соответствующее заявление.
Однако ДД.ММ.ГГГГ года ему было отказано в допуске к экзамену по причине того, что представленное им медицинское заключение оформлено не в соответствии с требованиями Приказа Минздрава РФ от 15 июня 2015 года № 344н, т.к. в соответствующих графах таблицы «Медицинские ограничения к управлению транспортными средствами» и «Медицинские показания к управлению транспортными средствами» проставлен знак «Z», который, по мнению государственного инспектора РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову Кабанкова К.Ю., свидетельствует о наличии выявленных медицинских ограничений и показаний к управлению транспортными средствами и при отсутствии указанных ограничений и показаний данные графы должны оставаться пустыми.
Считает решение об отказе в допуске его к экзамену на право управления транспортными средствами незаконным, поскольку представленное им медицинское заключение в строке 5 содержит указание на отсутствие каких-либо медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Простановка знака «Z» в ячейках таблицы «Медицинские ограничения к управлению транспортными средствами» и «Медицинские показания к управлению транспортными средствами» свидетельствует не о наличии выявленных ограничений и показаний, а служит средством перечеркивания незаполненных граф для предотвращения дальнейшего вписывания в документ посторонней информации. Таким образом, медицинское заключение полностью соответствует требованиям действующего законодательства.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства и нормы действующего законодательства, Майоров А.Г. просит признать решение государственного инспектора РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову Кабанкова К.Ю. об отказе в допуске к сдаче экзамена на право управления транспортными средствами.
Административный истец Майоров А.Г. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Также пояснил, что само по себе наличие показаний к управлению транспортными средствами, не может служить основанием для отказа в допуске к сдаче экзамена на право управления транспортными средствами.
Административный ответчик государственный инспектор РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову Кабанков К.Ю. и представитель административного ответчика УМВД РФ по г. Саратову Головченко Ю.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признали в полном объеме, пояснив, что отказ в допуске к сдаче экзамена на право управления транспортными средствами был обусловлен несоответствием представленного Майоровым А.Г. медицинского заключения Порядку выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, утвержденному Приказом Минздрава РФ от 15 сентября 2015 года № 344н, которое не предусматривает проставления знака «Z» в графах «Медицинские ограничения к управлению транспортными средствами» и «Медицинские показания к управлению транспортными средствами». Также пояснили, что принятое решение соответствует положениям Федерального закона «О безопасности дорожного движения в Российской Федерации» и административного регламента.
Суд, выслушав объяснения административного истца, административного ответчика и представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ года Майоров А.Г. обратился в РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову с заявлением сдаче экзамена на право управления транспортными средствами, приложив к нему копию паспорта, свидетельство о профессии водителя №, выданное ДД.ММ.ГГГГ года ООО «<данные изъяты>», а также медицинское заключение серии № о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, от ДД.ММ.ГГГГ года, выданное ГБУЗ «<данные изъяты>».
Однако административному истцу отказано в допуске к экзамену на право управления транспортными средствами со ссылкой на приложения 1,2,3,4 Приказа Минздрава РФ от 15 сентября 2015 года № 344н.
Полагая данное решение об отказе в допуске к экзамену на право управления транспортными средствами, Майоров А.Г. указывает на то, что проставление знака «Z» в графах медицинского заключения «Медицинские ограничения к управлению транспортными средствами» и «Медицинские показания к управлению транспортными средствами» не свидетельствует о его несоответствии требованиям Приказа Минздрава РФ от 15 сентября 2015 года № 344н и поэтому не может служить основанием для отказа в допуске к экзамену, а также на то, что само по себе наличие медицинских ограничений и показания также не может являться причиной для отказа в допуске к экзамену.
Разрешая требования административного истца Майорова А.Г., суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу ч. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств.
В соответствии со ст. 23.1 Закона № 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Медицинскими показаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), при которых управление транспортным средством допускается при оборудовании его специальными приспособлениями, либо при использовании водителем транспортного средства специальных приспособлений и (или) медицинских изделий, либо при наличии у транспортного средства определенных конструктивных характеристик.
Медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности безопасного управления транспортным средством определенных категории, назначения и конструктивных характеристик.
Часть 1 ст. 29 Закона № 196-ФЗ предусматривает, что к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений регламентируется Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" (вместе с "Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений").
Пункт 17 названных Правил определяет, что к сдаче экзаменов допускаются предусмотренные статьей 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" лица, достигшие установленного этой статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
В ст. 23 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в допуске к экзаменам, выдаче российского национального и международного водительского удостоверения и обмене иностранного водительского удостоверения:
а) обращение по вопросам допуска к сдаче экзаменов лица, не соответствующего требованиям, установленным пунктом 17 настоящих Правил;
б) обращение по вопросам выдачи российского национального и международного водительского удостоверения, обмена иностранного водительского удостоверения лица, не соответствующего требованиям, установленным пунктом 26 настоящих Правил;
в) наличие сведений о лишении лица права на управление транспортными средствами;
г) представление документов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию;
д) представление документов, имеющих признаки подделки, а также находящихся в числе утраченных (похищенных).
Согласно п. 83 административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденного Приказом МВД России от 20.10.2015 N 995 (далее Административный регламент), основанием для начала административной процедуры по проведению теоретического экзамена является решение должностного лица о допуске кандидата в водители к сдаче теоретического экзамена, принятое по результатам административных процедур в соответствии с пунктами 60 - 75 Административного регламента.
В соответствии с п. 60 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя в экзаменационное подразделение с заявлением и прилагаемыми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги.
Представленные документы проверяются на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и наличие признаков подделки (п. 62).
В силу п. 71 Административного регламента при наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 27 Административного регламента заявителю направляется соответствующий мотивированный отказ в письменной форме либо вручается лично.
В п. 27 Административного регламента в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги предусмотрено представление документов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию.
Порядок выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами установлен Приказом Минздрава России от 15.06.2015 N 344н "О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)".
Так, согласно п. 1 указанного Порядка Медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами по форме N 003-В/у (далее - Заключение) заполняется медицинским работником при предъявлении гражданином документа, удостоверяющего личность гражданина.
В соответствии с п. 8 Порядка в строке 5 "Медицинское заключение" путем подчеркивания отмечается наличие или отсутствие медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами у водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
В соответствующих категориям и подкатегориям транспортных средств графах таблицы "Категории и подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется право на управление транспортными средствами" выбранное отмечается знаком "V", в иных строках таблицы проставляется знак "Z" (п. 9).
В соответствующих строках таблицы "Медицинские ограничения к управлению транспортными средствами" выбранное ограничение отмечается знаком "V" (п. 10).
В соответствующих строках таблицы "Медицинские показания к управлению транспортными средствами" необходимое медицинское показание отмечается знаком "V" (п. 11).
Анализ приведенных положений Порядка в их совокупности позволяет суду сделать вывод о том, что проставление знака «Z» предусмотрено только в таблице "Категории и подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется право на управление транспортными средствами" в тех графах, где не проставлен знак «V». Проставление знака «Z» в иных таблицах и графах Порядком не предусмотрено.
Вместе с тем, как следует из содержания медицинского заключения, представленного Майоровым А.Г. в РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову, во всех графах таблиц "Медицинские ограничения к управлению транспортными средствами" и "Медицинские показания к управлению транспортными средствами" проставлен знак «Z». При таком положении суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что названное медицинское заключение не соответствует установленным Порядком требованиям к его содержанию, т.е. требованиям законодательства Российской Федерации.
Довод административного истца о том, что в строке 5 указанного медицинского заключения подчеркнуты графы об отсутствии медицинских противопоказаний, на выводы суда не влияют. Нельзя признать обоснованной и ссылку Майорова А.Г. на то, что, само по себе наличие медицинских показаний к управлению транспортными средствами не может являться основанием для отказа в допуске к экзамену на право управления транспортными средствами, поскольку причиной отказа в допуске Майорова А.Г. к данному экзамену послужило несоответствие медицинского заключения требованиям законодательства Российской Федерации.
При этом отказ РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову в допуске к экзамену не нарушает прав административного истца, поскольку в случае устранения причин, послуживших основанием для отказа, Майоров А.Г. не лишен возможности повторно обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания отказа должностного лица РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову в допуске к экзамену на право управления транспортными средствами не имеется.
На основании изложенного суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований Майорову А.Г. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении административных исковых требований Майорову ФИО7 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Срок составления мотивированного решения – 22 мая 2017 года.
Судья Ю.В. Медная