8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об оспаривании решения, возложении обязанности № 2а-2920/2017 ~ М-2721/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-2920/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Кузнецовой Е.В., с участием представителя административного истца Егоровой Т.В., представителя административного ответчика Князевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске

19 июля 2017 года

административное дело по административному иску Усмонов У.Г. к УВМ УМВД России по Омской области, УМВД России по Омской области об оспаривании решения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Усмонов У.С. обратился в суд с исковыми административными требованиями к УВМ УМВД России по Омской области, УМВД России по Омской области об оспаривании решения, возложении обязанности. Мотивируя обращение истец указал, что 13.02.2017 года он обратился к ответчику с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации. Решением от 12.05.2017 года в признании беженцем было отказано, о чем заявитель уведомлен 26.05.2017 года, без вручения ему решения, что нарушило его право на обжалование решения. 07.06.2017 года он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении решения об отказе в признании беженцем, ответ на который не получен до момента обращения в суд. Указывает, что решением УВМ УМВД России по Омской области является незаконным, поскольку вынесено без учета обстоятельств, имеющих важное значение для рассмотрения настоящего дела, а потому подлежит отмене. Ответчиком не изучена доступная информация о ситуации с преследованием этнических узбеков в Киргизии и пытками, не учло интересов истца о рисках в случае принудительного возвращения в Киргизию. Риски которым истец подвергается на родине- то есть ожидаемые последствия принудительного возвращения на родину проанализированы не были. Миграционные органы, при принятии решения исходят из презумпции обоснованности уголовного преследования и сути обвинения, хотя это имеет решающее значение при определении существования риска. Правоохранительные органы Кыргызской Республики обвинили Усмонова У.С. в розыск и добиваются его выдачи для привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений к совершению которых он не причастен. В июне 2010 года в <адрес> Кыргызской Республики произошли массовые беспорядки на этнической почве. Эти массовые беспорядки сопровождались большими жертвами со стороны киргизов и узбеков. При отказе в предоставлении статуса беженца УВМ УМВД России по Омской области не учло предсказуемые последствия для истца в результате его принудительного возвращения в Кыргызскую Республику. Истец полагает, что по возвращении в Кыргызстан он подвергнется преследованию по этнической принадлежности, незаконному уголовному преследованию. Указывает, что при принятии решения ответчиком не исследованы актуальные материалы авторитетных источников, которые независимо друг от друга свидетельствуют о том, что проблемы нарушения прав человека в Кыргызской Республике не утратили своей актуальности. Ответчик проигнорировал принадлежность истца к группе лиц особо уязвимой к применению пыток и не привели оценку наличия для него индивидуального риска подвергнуться преследованиям в связи с этнической принадлежностью. Полагает, что УВМ УМВД России по Омской области уклонился от обязанности провести тщательное всестороннее и объективное исследование обстоятельств заявленных истцом. Просит признать незаконным и отменить решение УВМ УМВД России по Омской области от 12.05.2017 года, которым Усмонову У.С. отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации. Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения, путем признания его беженцем на территории Российской Федерации.

Административный истец Усмонов У.С. участия в судебном разбирательстве не принимал, о дате и месте рассмотрения заявленных требований уведомлен надлежащим образом.

Представитель административного истца адвокат Егорову Т.В., действующая на основании ордера и доверенности, заявленные административные требования поддержала. Суду пояснила, что Усмонов У.С. незаконно прибыл в Российскую Федерацию в 2016 году, за что был осужден в Российской Федерации. Усмонов У.Ч. является этническим узбеком, проживавшим в Республике Кыргызстан. При этнических беспорядках вынужден был выехать в Узбекистан. В Киргизии у него осталась супруга, которую избили, впоследствии она выехала в Российскую Федерацию. Место ее нахождения истцу неизвестно. Прибыв в Узбекистан Усмонов У.С. не выбрал эту страну местом своего проживания, для себя посчитал, что безопаснее проживать в России. В Кыргызской Республике Усмонова У.С. преследуют по этническим мотивам обвиняя в совершении тяжких преступлений, которые он не совершал. В этнических беспорядках он участия не принимал, о том, что находится в розыске своей страны узнал в 2012-2013 году, когда был на территории Узбекистана. Полагает истцом доказана реальная опасность применения пыток и этнических гонений. Просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель административного ответчика Князева Е.В., действующая по доверенности, заявленные требования не признала. Суду пояснила, что 13 февраля 2017 года в УВМ УМВД России по Омской области обратился с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации гражданин Кыргызской Республики Усмонов Улугбек Солижанович, 25.02.1981 года рождения, через своего представителя Егорову Татьяну Валерьевну, действующую по доверенности от 17.06.2016 года, удостоверенной начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области, так как Усмонов У.С. содержится под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области в рамках экстрадиционной проверки. При заполнении Анкеты лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации Усмонов У.С. указал, что является этническим узбеком. До 2012 года проживал в Кыргызстане с. Сузак, Сузакского района, Джалал-Аба?дской области с женой и тремя детьми. В настоящее время место нахождения жены ему не известно, предположительно выехала в Российскую Федерацию в г. Новосибирск. Дети Усмонова У.С. проживают с его отцом в г. Джалал-Абаде, политическим репрессиям и преследованию не подвергались, выезжать за пределы Кыргызстана не планируют. В период с 2011 года по 2013 год Усмонов У.С. выезжал за пределы Республики Кыргызстан с целью осуществления трудовой деятельности в Турции, России и Узбекистане. Из Кыргызстана выехал в 2012 году по национальным мотивам. В анкете указал, что проживал на территории Узбекистана в период с 2013 по 2016 год. С ходатайством о признании беженцем на территории Узбекистана не обращался. Так как в Узбекистане жил без документов, удостоверяющих личность, в марте 2016 года незаконно въехал в Российскую Федерацию. В п.18 анкеты указал, что с 2012 года разыскивается Кыргызской Республикой за национализм, объявлен в розыск, причину розыска до момента задержания в марте 2016 года Усмонов У.С. не знал. После задержания узнал, что разыскивается правоохранительными органами Республики Кыргызстан за убийство. Не желает возвращаться в Республику Кыргызстан из-за недоверия властям, боится наказания без суда и следствия, подвергнуться пыткам со стороны правоохранительных органов Республики Кыргызстан, необъективного правосудия (п. 48 анкеты). Считает, что в случае возращения в Кыргызскую Республику его ждет незаконное уголовное преследование по этническим мотивам (п. 50 анкеты). Местом для проживания рассматривает только Российскую Федерацию. В этой связи он обратился с ходатайством о признании беженцем в Российской Федерации. Иных причин в качестве обоснования своего ходатайства заявитель не представил, утверждает, что сам в политических, религиозных либо иных общественных организациях не состоял (п. 44 анкеты). В ходе проверочных мероприятий в рамках уголовного дела установлено, что по учетам ГИАЦ МВД России в отношении Усмонова У.С. имеются сведения об объявлении в федеральный розыск, избрана мера пресечения арест, ст. 97 ч. 2 УК Республики Кыргызстан, дело № 468/12 возбуждено 10.08.2012 г. ОВД Сузакского района, УВД Джалал-абадской области. Постановлением Сузакского районного суда Жалал-Абадской области Кыргызской Республики от 24.07.2012 в отношении Усмонова У.С. заочно применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Постановлением руководителя следственной группы прокуратуры Сузакского района Жалал-Абадской области Кыргызской Республики от 24.07.2012 Усмонов У.С. объявлен в розыск. Усмонов У.С. на территории Кыргызской Республики привлечен к уголовной ответственности: за соучастие в незаконном приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозки или ношении огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств организованной группой по предварительному сговору по ч. 3 ст. 30, ч. 2, 3 ст. 241 Кыргызской Республики, соучастие в организации массовых беспорядков по ч. 3 ст. 30, ч. 1,2 ст. 233 УК Кыргызской Республики, соучастие в убийстве двух или более лиц, способом, опасным для жизни, совершенное организованной группой или преступным сообществом по предварительному сговору по ч. 3 ст. 30, пп.1,5,6,9,15,16 ч. 2 ст. 97 УК Кыргызской Республики, соучастие в умышленном уничтожении или повреждении имущества путем поджога, иным общеопасным способом, с причинением тяжких последствий по ч. 3 ст. 30, пп.1,2,3 ч. 2 ст. 174 УК Кыргызской Республики, соучастие в разбое, совершенным по предварительному сговору, с целью завладения имуществом в значительном размере, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего организованной преступной группой по ч. 3 ст. 30, пп.1,2,3 ч. 2, пп.1,2,3 ч. 3, п.2 ч. 2 ч. 4 ст. 168 УК Кыргызской Республики. Полагает, что Усмонов У.С. покинул свою страну не по причинам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах», а вследствие уклонения от привлечения к уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений против жизни, здоровья и общественного порядка на территории страны гражданской принадлежности. С учетом вышеизложенного, Решением УМВД России по Омской области от 12 мая 2017 года гражданину Республики Киргизстан Усмонову У.С. отказано в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу на основании подпункта 6 п. 1 ст. 5 Федерального закона, как лицу, покинувшему государство своей гражданской принадлежности не по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 п. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, и не желающему возвращаться в государство своей гражданской принадлежности из опасения понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за совершенное в нем правонарушение. Сведений об осуществлении преследования в отношении Усмонова У.С. по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений – не установлено. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим мотивам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений; лицо, ходатайствующее о признании беженцем, - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа: иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на адрес; лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на адрес; иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на адрес на законном основании.

Вопросы обращения лица с ходатайством и предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем урегулированы положениями статьи 4 Федерального закона №4528-1 от 19.02.1993 года "О беженцах", которыми предусмотрено, что лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме, в частности, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; предварительное рассмотрение ходатайства лица, находящегося на адрес, осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства; по результатам предварительного рассмотрения ходатайства и при принятии решения о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на адрес по существу выдается свидетельство, которое является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, в части, не противоречащей настоящему правовому положению данных лиц. При принятии решения о выдаче свидетельства территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, оформляет на лицо и членов его семьи личное дело и в течение суток со дня принятия решения вручает или направляет данному лицу свидетельство установленной формы. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании беженцем.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», приказами МВД России от 27 апреля 2016 года № 214 «Об утверждении Типового положения о подразделении по вопросам миграции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне», от 27 апреля 2011 года № 310 «Вопросы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области», приказом УМВД России по Омской области от 13.07.2016 № 522 утверждено Положение об Управлении по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области (далее – Положение).

Согласно пункту 13.2.4 Положения УВМ УМВД России по Омской области правомочно принимать решения о признании иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем, о продлении и лишении статуса беженца, о предоставлении и лишении временного убежища на территории Российской Федерации, о приеме к рассмотрению ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также о выдаче проездного документа, выдаваемого беженцу.

В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В случае отсутствия обстоятельств, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем.

Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие указанных норм международного права Федеральным законом "О беженцах" от 19.02.1993.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Данный порядок признания лица беженцем является исчерпывающим и не предусматривает представление заявителями доказательств о том, что они испытывали обоснованные опасения стать жертвой преследований по указанным в пп. 1 п. 1 ст. 1 Закона признакам.

Согласно положениям ч. 9 статьи 7 Федерального закона от 19.02.1993 г. N 4528-1 "О беженцах", поскольку статус беженца имеет ограниченный срок действия, устанавливается на срок до трех лет, и может быть продлен на каждый последующий год только при сохранении в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) лица обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 указанного Федерального закона, чего в данном случае органами федеральной миграционной службы установлено не было.

Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 года), которая вступила в силу для России 1 февраля 1993 г., в статье 1 дала определение понятия "беженец". В указанной Конвенции под термином "беженец" подразумевается лицо, которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Конвенция 1951 г. распространяется только на тех лиц, которые стали беженцами в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года. Пунктом 2 статьи 1 Протокола, касающегося статуса беженцев (Нью-Йорк, 31 января 1967 года) были внесены изменения в определение понятия "беженец". Исходя из смысла указанного Протокола под термином "беженец" имеется в виду любое лицо, подпадающее под определение статьи 1 Конвенции о статусе беженцев с опущением в статье 1 "А" (2) этой Конвенции слов "в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года..." и слов "... в результате подобных событий". Россия присоединилась к данному Протоколу 2 февраля 1993 года (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 13 ноября 1992 года N 3876-1).

Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие указанных норм международного права Федеральным законом "О беженцах" от 19 февраля 1993 года.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Данный порядок признания лица беженцем является исчерпывающим и не предусматривает представление заявителями доказательств о том, что они испытывали обоснованные опасения стать жертвой преследований по указанным в пп. 1 п. 1 ст. 1 Закона признакам.

Согласно Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему он лично опасается стать жертвой преследования (п. 45 Руководства).

Для установления статуса беженца требуется в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждение об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).

Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).

Судом установлено, что Усмонов У.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения гражданин Республики Кыргызстан.

07.03.2016 года Усмонов У.С. следуя в полувагоне грузового состава, незаконно пересек государственную границу Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию, без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

09.03.2016 года в отношении Усмонова У.С. возбуждено уголовное дело №821696 по признакам преступления предусмотренного ч. 1 ст. 322 УК РФ (л.д.51). Избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и содержится по настоящее время в ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Омской области.

За совершение преступления предусмотренного ч. 1 ст. 322 УК РФ Усмонов У.С. осужден приговором Исилькульского районного суда Омской области от 11.05.2016 года, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб. Приговор вступил в законную силу 24.05.2016 года.

Решением УФМС России по Омской области от 01 апреля 2016 года гражданину Усмонову У.С. отказано в рассмотрении по существу ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации, так как по итогам предварительного рассмотрения ходатайства установлены основания, предусмотренные пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах».

Решением Куйбышевского районного суда г.Омска от 22 февраля 2017 года административное исковое заявление Усмонова У.С. к УВМ УМВД России по Омской области оставлено без удовлетворения, решение от 01.04.2016 года признано законным.

13 февраля 2017 года в УВМ УМВД России по Омской области обратился с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации гражданин Кыргызской Республики Усмонов У.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, через своего представителя Егорову Т.В., действующую по доверенности от 17.06.2016 года, удостоверенной начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области, так как Усмонов У.С. содержится под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Омской области в рамках экстрадиционной проверки.

Решением от 26.05.2017 года по итогам рассмотрения ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации гражданину Республики Кыргызстан Усмонову У.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в признании беженцем на территории Российской Федерации отказано в соответствии с пунктом 6 статьи 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О беженцах».

Не согласившись с принятым решением, истец обратился в суд с настоящими административными исковыми требованиями.

Из представленной Анкеты лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации следует, что Усмонов У.С. указал, что является этническим узбеком. До 2012 года проживал в Кыргызстане <адрес>, Джалал-Аба?дской области с женой и тремя детьми. В настоящее время место нахождения жены ему не известно, предположительно выехала в Российскую Федерацию в г. Новосибирск. Дети Усмонова У.С. проживают с его отцом в г. Джалал-Абаде, политическим репрессиям и преследованию не подвергались, выезжать за пределы Кыргызстана не планируют. В период с 2011 года по 2013 год Усмонов У.С. выезжал за пределы Республики Кыргызстан с целью осуществления трудовой деятельности в Турции, России и Узбекистане. Из Кыргызстана выехал в 2012 году по национальным мотивам. В анкете указал, что проживал на территории Узбекистана в период с 2013 по 2016 год. С ходатайством о признании беженцем на территории Узбекистана не обращался. Так как в Узбекистане жил без документов, удостоверяющих личность, в марте 2016 года незаконно въехал в Российскую Федерацию. В п.18 анкеты указал, что с 2012 года разыскивается Кыргыской Республикой за национализм, объявлен в розыск, причину розыска до момента задержания в марте 2016 года Усмонов У.С. не знал. После задержания узнал, что разыскивается правоохранительными органами Республики Кыргызстан за убийство. Не желает возвращаться в Республику Кыргызстан из-за недоверия властям, боится наказания без суда и следствия, подвергнуться пыткам со стороны правоохранительных органов Республики Кыргызстан, необъективного правосудия (п. 48 анкеты). Считает, что в случае возращения в Кыргызскую Республику его ждет незаконное уголовное преследование по этническим мотивам (п. 50 анкеты). Местом для проживания рассматривает Российскую Федерацию. В политических, религиозных либо иных общественных организациях не состоял (п. 44 анкеты).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Так же судом установлено, что установлено, что по учетам ГИАЦ МВД России в отношении Усмонова У.С. имеются сведения об объявлении в федеральный розыск, избрана мера пресечения арест, ст. 97 ч. 2 УК Республики Кыргызстан, дело № 468/12 возбуждено 10.08.2012 г. ОВД Сузакского района, УВД Джалал-Абадской области.

Постановлением Сузакского районного суда Жалал-Абадской области Кыргызской Республики от 24.07.2012 в отношении Усмонова У.С. заочно применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Постановлением руководителя следственной группы прокуратуры Сузакского района Жалал-Абадской области Кыргызской Республики от 24.07.2012 Усмонов У.С. объявлен в розыск

Усмонов У.С. на территории Кыргызской Республики привлечен к уголовной ответственности:

- за соучастие в незаконном приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозки или ношении огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств организованной группой по предварительному сговору по ч. 3 ст. 30, ч. 2, 3 ст. 241 Кыргызской Республики,

- соучастие в организации массовых беспорядков по ч. 3 ст. 30, ч. 1,2 ст. 233 УК Кыргызской Республики, соучастие в убийстве двух или более лиц, способом, опасным для жизни, совершенное организованной группой или преступным сообществом по предварительному сговору по ч. 3 ст. 30, пп.1,5,6,9,15,16 ч. 2 ст. 97 УК Кыргызской Республики,

- соучастие в умышленном уничтожении или повреждении имущества путем поджога, иным общеопасным способом, с причинением тяжких последствий по ч. 3 ст. 30, пп.1,2,3 ч. 2 ст. 174 УК Кыргызской Республики,

- соучастие в разбое, совершенным по предварительному сговору, с целью завладения имуществом в значительном размере, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего организованной преступной группой по ч. 3 ст. 30, пп.1,2,3 ч. 2, пп.1,2,3 ч. 3, п.2 ч. 2 ч. 4 ст. 168 УК Кыргызской Республики.

Доводы истца о том, что миграционным органом дана оценка обоснованности уголовного преследования и вины Усмонова У.С. в преступления, в совершении которых он обвиняется в государстве гражданином которого является, не нашли своего подтверждения представленными в дело доказательствами. Оспариваемое решение оценочных суждений и выводов по указанному факту не содержит.

В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В случае отсутствия обстоятельств, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем.

Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие указанных норм международного права Федеральным законом "О беженцах" от 19.02.1993.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Данный порядок признания лица беженцем является исчерпывающим и не предусматривает представление заявителями доказательств о том, что они испытывали обоснованные опасения стать жертвой преследований по указанным в пп. 1 п. 1 ст. 1 Закона признакам.

Согласно положениям ч. 9 статьи 7 Федерального закона от 19.02.1993 г. N 4528-1 "О беженцах", поскольку статус беженца имеет ограниченный срок действия, устанавливается на срок до трех лет, и может быть продлен на каждый последующий год только при сохранении в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) лица обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 указанного Федерального закона, чего в данном случае органами федеральной миграционной службы установлено не было.

Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие указанных норм международного права Федеральным законом "О беженцах" от 19 февраля 1993 года.

Согласно Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев, Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему он лично опасается стать жертвой преследования (п. 45 Руководства).

Для установления статуса беженца требуется в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждение об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).

Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).

Таким образом, суд пришел к выводу, что Усмонов У.С. свое ходатайство обосновал тем, что он может подвергнуться на родине преследованиям.

В деле имеются данные, что такую проверку (оценку) сведений, сообщенных Усмоновым У.С., УВМ УМВД России по Омской области провели. При этом не установлено доказательств преследования Усмонова У.С. по религиозным, политическим или национальным мотивам.

Суд отмечает тот факт, что УВМ УМВД России по Омской области при принятии решения учтено, что Кыргызстан является участником Конвенции ООН против пыток 1984 года, которая обязывает власти проводить оперативное и беспристрастное расследование при наличии разумных оснований предполагать факт пыток (статья 12) и признавать недопустимыми любые заявления, сделанные под пытками, если только они не используются в качестве доказательства против лица, обвиняемого в пытках (статья 15); статья 326 Уголовного кодекса Республики Кыргызстан предусматривает уголовную ответственность за принуждение к даче показаний со стороны лица, производящего предварительное расследование или дознание, "путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий".

14 апреля 2008 года Кыргызстан ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток, предусматривающий регулярные посещения пенитенциарных учреждений международными экспертами и создание национального механизма по борьбе с пытками и жестоким обращением.

В июне 2007 года в Кыргызстане была официально отменена смертная казнь.

При этом Усмонов У.С. не привел убедительных доводов, свидетельствующих о том, что его опасения за свою безопасность в Киргизии являются более существенными, чем у других жителей страны.

При таких обстоятельствах суд, пришел к выводу о том, что ответчик, проведя анализ материалов личного дела заявителя, сведений сообщенных самим ходатайствующим и информации представленной в УВМ УМВД по Омской области пришли к обоснованному выводу о том, заявленные опасения ходатайствующего о том, что он может подвергнуться преследованиям по политическим мотивам и своей религиозной принадлежности, обоснованными не являются (отсутствуют свидетельства вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по политическим мотивам и религиозной принадлежности) и единственными мотивами, побудившими Усмонова У.,С. обратиться в УВМ УМВД России по омской области с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации, являются попытка избежать предусмотренной уголовной ответственности в стране исхода.

По смыслу названных положений Федерального закона "О беженцах", иностранные граждане и лица без гражданства, которые обращаются с соответствующими заявлениями и ходатайствами, рассматриваются как лица, находящиеся на территории чужого им государства в сложной жизненной ситуации, вызванной особыми, в том числе политическими, причинами. Этим продиктована необходимость оперативного устранения неопределенности в их правовом статусе, с тем чтобы, с одной стороны, были эффективно защищены права данных лиц, а с другой - соблюдались интересы Российской Федерации в надлежащем миграционном контроле.

Изложенное свидетельствует об отсутствии у Усмонова У.С. нуждаемости в предоставлении статуса беженца на момент пересечения государственной границы России.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение УВМ УМВД России по Омской области от 26.05.2017 года об отказе гражданину Республики Кыргызстан Усмонову У.С. 25.02.1981 года рождения в признании беженцем на территории Российской Федерации соответствуют Федеральному закону от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом. Оснований для отмены обжалуемого решения судом не установлено.

Кроме того, суд указывает, что законодательством Российской Федерации полномочия о принятии решения в признании беженцем или отказе в признании возложены исключительно на миграционный орган в лице УВМ УМВД России по Омской области и вмешательство суда в деятельность названного органа – виде возложения обязанности предоставить статус беженца не имеет под собой правовых оснований.

В пункте 11 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.

Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных требовании.

С учетом изложенного, административное исковое заявление Усмонов У.Г. к УВМ УМВД России по Омской области, УМВД России по Омской области об оспаривании решения об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, возложении обязанности признать Усмонова У.С. беженцем на территории Российской Федерации, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Усмонов У.Г. к УВМ УМВД России по Омской области, УМВД России по Омской области об оспаривании решения об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, возложении обязанности признать Усмонова У.С. беженцем на территории Российской Федерации, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путём подачи жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья М.Л. Жидкова

В окончательной форме решение изготовлено 24 июля 2017 года.

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн