Дело №2а-5433/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2017 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе судьи Плетневой О.А., при секретаре судебного заседания Щетинкиной Ю.Н., с участием административного истца Азаева Д.А.о., представителя административного истца Бочкарева С.В., представителя административного ответчика – Кутисовой О.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Азаева Дашгына Алман оглы к ГУ МВД России по Саратовской области в лице Управления по вопросам миграции об оспаривании решения УФМС России по Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным заключения от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему отказано в замене паспорта по достижении 45 летнего возраста, возложении обязанности устранить нарушение прав. Свои требования мотивировал тем, что с июня 1991 года вместе с членами своей семьи проживает на территории <адрес>, куда прибыл после несения службы в Советской Армии. В конце ноября – начале декабря 1991 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, Александров Гай, <адрес> своего старшего брата ФИО2 ФИО1, который умер в 2015 году. ДД.ММ.ГГГГ он получил паспорт в порядке замены паспорта гражданина СССР. В паспорте, выданном ДД.ММ.ГГГГ была проставлена отметка, что это паспорт гражданина Российской Федерации на основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, действующего с ДД.ММ.ГГГГ. В конце 2002 года по заявлению истца его паспорт был вновь заменен, в связи с тем, что предыдущий пришел в негодность. При обмене паспорт была проведена соответствующая проверка, и истцу вновь выдали паспорт гражданина Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 исполнилось 45 лет, в связи с чем он вновь обратился в органы УФМС для замены паспорта, однако в обмене ему без каких-либо объяснений отказали. Впоследствии, при ознакомлении с материалами проверки и вышеуказанным заключением ему стало известно, что в тексте заключения неверно изложены его пояснения, а именно указано, что он был зарегистрирован по месту жительства в Российской Федерации лишь в 1993 году. Полагает, что проверка была проведена не полно, а выводы органа УФМС основаны на обстоятельствах, которые не соответствуют действительности.
В судебном заседании административный истец и его представитель требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Просили также учесть, что ФИО3 проживает в Российской Федерации в течение длительного времени, является плательщиком законно установленных налогов, работает, а также, что в 2014 года на основании его нотариального согласия были приобретено гражданство Российской Федерации малолетними детьми истца.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала. Полагала, что заключение законно и обоснованно, оснований к его отмене не имеется. Кроме того, полагала, что административным истцом пропущен срок обращения в суд.
Представила письменные возражения на иск.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, исследовав материалы дела и иные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частям 1 и 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Частью 2 статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
В соответствии с частью 7 статьи 4 указанного Федерального закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Ранее основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации устанавливались Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 13 Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" в редакции, действовавшей вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №62-ФЗ, гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, в силу ст. 10 указанного Закона Российской Федерации являлись удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.
В целях реализации названного Закона Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ издан Указ N 386, которым утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Пунктом 1 Раздела II этого Положения (порядок оформления документов по вопросам гражданства) установлено, что для лиц, постоянно проживавших на территории Российской Федерации на день вступления Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" в силу и имеющих паспорт гражданина СССР, подача заявлений для оформления гражданства Российской Федерации не требуется. До введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства Российской Федерации или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление N 828, которым утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации (пункт 1). Пункт 10 этого Положения (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) устанавливал, что выдача и замена паспортов производятся органами внутренних дел по месту жительства граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 605 утверждена Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, пунктом 14.4. которой предусмотрено, что для выдачи или замены паспорта гражданин должен представить документы, свидетельствующие о его принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требовалось подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта), пункт 21 Инструкции возлагал на должностных лиц паспортно-визовых подразделений МВД России обязанность по проверке представленных документов.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 обратился в УФМС России по <адрес> по достижении 45-летнего возраста для обмена паспорта гражданина Российской Федерации серии 63 06 №, выданного Новоузенским РОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из паспорта гражданина Российской Федерации серии 63 06 №, выданного Новоузенским РОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, данный паспорт был выдан ФИО3 взамен паспорта гражданина СССР серии ХIII-РУ №, выданного отделом внутренних дел <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно рапорту сотрудника УФМС России по <адрес> в <адрес> в ходе проверки по заявлению ФИО3 о выдаче паспорта по достижению 45-ти летнего возраста было установлено, что ФИО3 был документирован паспортом ДД.ММ.ГГГГ в связи с обменом паспорта, образца 1974 года, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Опрошенный ФИО3 пояснил, что проживал в Российской Федерации с 1991 года, был зарегистрирован с 1993 года. По вопросу приобретения гражданства Российской Федерации ФИО11 Д.А.о. лично в компетентные органы не обращался. По данным ДКС МИД России ФИО3 приобретавшим гражданство Российской Федерации не значится. В базе данных «Гражданство» по <адрес> сведений о наличии у ФИО3 гражданства не имеется, в связи с чем факт принадлежности ФИО3 к гражданству Российской Федерации не подтверждается.
Заключением по результатам вышеуказанной проверки паспорт серии 63 06 №, выданный Новоузенским РОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, признан выданным в нарушение установленного порядка.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Указанным заключением паспорт гражданина СССР серии ХIII-РУ №, выданного отделом внутренних дел <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выданным в нарушение установленного порядка не признавался.
Как следует из представленных суду материалов проверка оснований выдачи данного паспорта уполномоченным органом фактически не проводилась.
В тоже время, паспорт гражданина СССР серии ХIII-РУ №, выданного отделом внутренних дел <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, содержит указание на наличие у ФИО3 гражданства Российской Федерации с указанием соответствующих оснований, что в силу Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Пунктом 1 Раздела II этого Положения (порядок оформления документов по вопросам гражданства), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № являлось основанием к выдаче ФИО3 в 2002 году паспорта гражданина Российской Федерации.
В судебном заседании сам ФИО3 утверждал, что проживал в Российской Федерации с июня 1991 года, был зарегистрирован по месту жительства брата по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ путем внесения записи в домовую книгу. Также утверждал, что объяснения о его регистрации в Российской Федерации с 1993 года им не давались, а паспорт ДД.ММ.ГГГГ выдавался ему в связи с утратой предыдущего паспорта.
Факт проживания и регистрации ФИО3 в Российской Федерации с 1991 года, подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО8, ФИО9, ФИО10
Факт выдачи паспорта ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой ранее выданного паспорта подтверждается материалами проверки, приложенными к заключению, а именно копией страницы журнала выдачи паспортов (запись №).
В соответствии с п.73 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ N 391 основаниями для отказа в выдаче (земене) паспорта являются отсутствие у лица гражданства Российской Федерации; недостоверные сведения, указанные в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (приложение N 1 к Административному регламенту); отсутствие сведений об уплате государственной пошлины, содержащихся в Государственной системе о государственных и муниципальных платежах. Указанный перечень оснований является исчерпывающим.
При этом принадлежность ФИО3 при отсутствии у последнего соответствующих документов, подлежала проверке сотрудниками УФМС.
Однако, из заключения по итогам проверки и материалов проверки следует, что указанная проверка не была проведена в полном объеме.
В заключении отсутствует вывод о документировании ФИО3 паспортом до ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует анализ оснований, по которым ФИО3 была проставлена отметка в паспорте, выданном ДД.ММ.ГГГГ о наличии у него гражданства Российской Федерации, отсутствует вывод о законности либо незаконности выдачи административному истцу вышеуказанного паспорта и паспорта, на основании которого был выдан паспорт1995 года.
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии сведений о приобретении ФИО3 гражданства Российской Федерации в единой базе гражданства суд во внимание не принимает, поскольку указанные обстоятельства бесспорно не свидетельствуют об отсутствии у ФИО3 гражданства Российской Федерации.
В судебном заседании обсуждался вопрос о пропуске ФИО3 срока обращения в суд с данным административным заявлением.
Разрешая вопрос о сроке обращения в суд, суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и пояснений ФИО3 о том, что новый паспорт ему не будет выдан ему стало известно в апреле – августе 2016 года.
В тоже время, основания, по которым уполномоченным органом принято соответствующее решение для его обжалования, ему не были известны вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он не имел возможности получить копию либо ознакомиться с заключением проверки.
Доводы ФИО3 в указанной части подтверждаются материалами дела 2а-2245/2017г., рассмотренным Ленинским районным судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО3 к ГУ МВД России по саратовской области в лице Управления по делам миграции ГУ МВД России по саратовской области о признании незаконным отказа предоставить заключение УФМС России по <адрес>, возложении обязанности предоставить заключение УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
С настоящим заявлением ФИО3 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ ФИО3 не пропущен.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает заключение от ДД.ММ.ГГГГ преждевременным и не основанным на полном и всестороннем исследовании обстоятельств, подлежащих учету при решении вопроса о замене паспорта, в связи с чем подлежит отмене, а указанный вопрос - рассмотрению Управлением по делам миграции ГУ МВД России по <адрес> вновь.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным заключение УФМС России по Саратовской области от 11 апреля 2016 года по результатам проверки определения наличия гражданства Российской Федерации и обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации серии № на имя Азаева Дашгына Алман оглы, 15 января 1971 года рождения.
Апелляционная жалоба может быть подана в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Саратова.
Судья: