8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об оспаривании решения призывной комиссии № 2а-933/2017 ~ М-815/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело №2а-933/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ульяновск                                          26 июня 2017 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

    судьи Земцовой О.Б.,

    при секретаре Прокудиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а933/17 по административному иску Мерша В.В. к Военному комиссариату (Железнодорожного и Ленинского районов города Ульяновска Ульяновской области), Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск», Призывной комиссии Ульяновской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» об оспаривании решения призывной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Мерш В.В. обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с административным иском к Военному комиссариату (Железнодорожного и Ленинского районов города Ульяновска Ульяновской области) об оспаривании решения призывной комиссии. Исковые требования мотивированы тем, что он является студентом Ульяновского института гражданской авиации по профилю подготовки - Летная эксплуатация гражданских воздушных судов квалификации «бакалавр» по очной форме обучения по основной образовательной программе на 1 курсе. Ранее обучался в <данные изъяты>. В настоящее время состоит на воинском учете в г. Ульяновске в РВК по Ленинскому и Железнодорожному району. Прибыв в мае 2017 года в указанный военкомат ему сообщили о том, что в настоящее время ему не может быть предоставлена отсрочка по очной форме обучения в связи с тем, что данная отсрочка ему уже предоставлялась РВК по Кулундинскому и Ключевскому району Алтайского края в декабре 2014 года. Решением призывной комиссии от 16 мая 2017 г. он был признан подлежащим призыву, с чем не согласен поскольку полагает, что у него имелось право на отсрочку в связи с обучением.

Полагает, что указанные действия призывной комиссии: должностных лиц, в нее входящих, являются незаконными, поскольку ранее за предоставлением указанной отсрочки он не обращался, на каком основании она была предоставлена ему неизвестно. В связи с чем полагает что какого-либо правового основания отказа в предоставлении отсрочки у РВК не имеется. Предоставление отсрочки является правом, а не обязанностью РВК, исходя из смысла Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предоставление отсрочки поставлено в зависимость от волеизъявления призывника. В противном случае Военкомат препятствует лицу служить в рядах вооруженных сил. В связи с чем, административный истец просит признать незаконным решение призывной комиссии Военного комиссариата по Железнодорожному и Засвияжскому району г. Ульяновска от 16 мая 2017 г. в части признания его подлежащим военному призыву, признать право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Призывная комиссия муниципального образования «город Ульяновск», Призывная комиссия Ульяновской области, Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области», в качестве заинтересованных лиц отделение подготовки и призыва граждан на военную службу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», Призывная комиссия по Железнодорожному и Ленинскому районам г.Ульяновска, ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева», Военный комиссариат Кулундинского и Ключевского районов Алтайского края, Призывная комиссия Военного комиссариата Кулундинского и Ключевского районов Алтайского края.

В судебное заседание истец Мерш В.В. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного истца – адвокат Мингачев Р.Р. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель Военного комиссариата (Железнодорожного и Ленинского районов города Ульяновска Ульяновской области) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлены возражения на административное исковое заявление, в котором с административными исковыми требованиями не согласились в связи с тем, что административным истцом право на отсрочку было реализовано.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном суду отзыве просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Представители административных ответчиков Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск», Призывной комиссии Ульяновской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц отделения подготовки и призыва граждан на военную службу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», Призывной комиссии по Железнодорожному и Ленинскому районам г. Ульяновска, ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева», Военный комиссариат Кулундинского и Ключевского районов Алтайского края, Призывную комиссию Военного комиссариата Кулундинского и Ключевского районов Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.

Из материалов дела следует, что Мерш В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приказом № лс/ст от 11 августа 2014 г. зачислен в <данные изъяты> на 1 курс очной формы обучения электромеханического факультета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, курс направления подготовки бакалавров 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

23 января 2013 г. Мерш В.В. принят на воинский учет отделом военного комиссариата Алтайского края по Кулундинскому и Ключевскому районам.

Заключением врача, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию от 22 декабря 2014 г. был признан А - годен к военной службе. Протоколом № от 22 декабря 2014 г. призывнику Мершу В.В. была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы на основании п.п. «а» п.2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

На основании приказа № лс/ст от 02 марта 2015 г. Мерш В.В. был отчислен из числа студентов <данные изъяты>

Согласно приказа № от 01 апреля 2015 г. Мерш В.В. был зачислен в <данные изъяты> на очную форму обучения по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (очная форма обучения).

Согласно приказа № от 13 июля 2015 г. Мерш В.В. отчислен из <данные изъяты> как утративший связь с университетом.

Согласно приказа № от 07 августа 2015 г. Мерш В.В. был зачислен с 01 сентября 2015 г. в <данные изъяты> на 1 курс факультета «Мобильная радиосвязь и мультимедиа» для очного обучения по основной образовательной программе высшего образования бакалавриата по направлению 11.03.01. «Радиотехника», на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Согласно приказа № Мерш В.В. был отчислен из университета 17 марта 2016 г. по собственному желанию.

Согласно приказа № от 29 июля 2016 г. с 01 сентября 2016 г. Мерш В.В. был зачислен в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» на 1 курс очной формы обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по направлению подготовки бакалавров 25.03.03 Аэронавигация профиль подготовки 25.03.03.01 – Летная эксплуатация гражданских воздушных судов квалификации «Академический бакалавр». Окончание обучения в образовательном учреждении – 20 июля 2020 г. Мерш В.В. продолжает обучение в данном образовательном учреждении по настоящее время.

26 января 2017 г. Мерш В.В. был принят на воинский учет Военным комиссариатом (Железнодорожного и Ленинского районов города Ульяновска Ульяновской области).

Решением призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» 16 мая 2017 г. (протокол №) Мерш В.В. призван на военную службу.

29 мая 2017 г. Мершу В.В. был направлен ответ на заявление, в котором ему сообщалось о том, что вопрос о предоставлении отсрочки от призыва рассматривается на заседании призывной комиссии, после прохождения гражданином медицинской комиссии, а также о том, что он призван на военную службу в соответствии с вышеуказанным решением.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии с требованиями п. 6 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.

В силу п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.

Согласно ст. ст. 22, 25, 26, 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссариата.

Как следует из материалов дела 23 октября 2014 г. Мерш В.В. достиг совершеннолетия, принят на воинский учет отделом военного комиссариата Алтайского края по Кулундинскому и Ключевскому районам. 11 августа 2014 г. зачислен в <данные изъяты>

Таким образом истец знал, что по достижении 18 лет он подлежал призыву на военную службу.

Как следует из приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400, которым утверждена Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в перечне, приведенном в приложении № 32 к настоящей Инструкции. Для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов:

а) обучающегося по очной форме обучения:

б) имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении среднего (полного) общего образования - справка согласно приложению № 1 к настоящему Перечню;

в) имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования - справка согласно приложению № 2 к настоящему Перечню.

Копии указанных в настоящем приложении документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, а также справки с места жительства и места работы (учебы), приобщаются к материалам личного дела призывника.

Мерш В.В. был информирован о том, что лицам, проходящим обучение по очной форме в образовательных организациях, имеющих аккредитацию, предоставляется отсрочка от военной службы.

22 декабря 2014 г. призывнику Мершу В.В. была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы на основании п.п. «а» п.2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В протоколе заседания призывной комиссии Кулундинского района № от 22 декабря 2014 г. имеется указание на справку <данные изъяты> за № от 09 сентября 2014 г.

В соответствии с подп. а п.2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется обучающимся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

       - образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

       - федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования;

        - образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:

        - программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;

        - программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;

        - программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

           Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:

         - получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год.

Как следует из материалов дела истец 02 марта 2015 г. отчислен из числа студентов <данные изъяты>). 13 июля 2015 г. Мерш В.В. отчислен из <данные изъяты> как утративший связь с университетом.

Зачислен с 01 сентября 2015 г. в <данные изъяты>

17 марта 2016 г. Мерш В.В. был отчислен из университета по собственному желанию.

29 июля 2016 г. Мерш В.В. зачислен в ФГБОУ ВО УИ ГА в рамках целевого приема АО «Комиавиатранс». Перевод курсанта в УИ ГА из другого учебного заведения не осуществлялся.

Таким образом, право на отсрочку от призыва на военную службу за Мерш В.В. не сохранилось.

Кроме того, Военной прокуратурой Ульяновского гарнизона по жалобе Мерш В.В. обусловленной обжалованием действий должностных лиц военного комиссариата (Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска Ульяновской области), выразившихся в отказе в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в высшем учебном заведении была проведена проверка. В ходе проверки нарушений не установлено, 21 июня 2017 г. в адрес Мерша В.В. направлен ответ. Как следует из ответа, ранее предоставленная Мерш В.В. отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением прекратила свое действие, в связи с чем оснований для предоставления повторной отсрочки от призыва на военную службу по данному основанию не имеется.

Доводы истца о том, что он не присутствовал на заседании призывной комиссии от 22 декабря 2014 г. и о решении о предоставлении отсрочки не был уведомлен, являются необоснованными, не подтвержденными материалами дела, кроме того, данное решение не отменено.

Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения административного иска Мерша В.В. к Военному комиссариату (Железнодорожного и Ленинского районов города Ульяновска Ульяновской области), Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск», Призывной комиссии Ульяновской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании незаконным решения Призывной комиссии Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска от 16 мая 2017 г. и о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении административного иска Мерша В.В. к Военному комиссариату (Железнодорожного и Ленинского районов города Ульяновска Ульяновской области), Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск», Призывной комиссии Ульяновской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о признании незаконным решения Призывной комиссии Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска от 16 мая 2017 г. и о признании права на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                    О.Б. Земцова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн