Дело № 2а-4531\2017
Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2017 года г. Екатеринбург
Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Васильковой О.М.,
при секретаре Комбаровой Т.В.,
с участием административного истца Заикина П..В., представителя административного истца Трач В.К., представителя административного ответчика Котельниковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Заикина П. В. к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора <данные изъяты> области об оспаривании решения, понуждении включить в реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на территории <данные изъяты> области,
УСТАНОВИЛ:
Заикин П.В. обратился в суд с иском к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора <данные изъяты> области об оспаривании решения от <данные изъяты> <данные изъяты> об отказе во включении истца в реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на территории <данные изъяты> области и понуждении ответчика включить Заикина П.В. в данный реестр.
В обоснование заявленного иска указано, что на основании договора о порядке выплаты паевого взноса <данные изъяты>, заключенного между ЖСК «Третья столица» и Заикиным П.В., последний внес денежные средства в размере <данные изъяты> на строительство жилого помещения проектной площадью <данные изъяты> кв.м., строительный номер <данные изъяты> в жилом многоквартирном доме (таунхаусе) строительный номер <данные изъяты> строительство которого должно быть осуществлено ООО «Строительная компания «Третья столица» в поселке <адрес>. В рамках дела о банкротстве ООО «Строительная компания «Третья столица» обязательства застройщика взял на себя ЖСК «Третья столица». В соответствии с мировым соглашением права на объекты строительства приобрел ЖСК «Снегири», которым и было завершено строительство. От получения жилого помещения при предложенном кооперативом увеличении стоимости Заикин П.В. отказался. Решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от <данные изъяты> <данные изъяты> с учетом изменений апелляционной инстанции Свердловского областного суда, в удовлетворении иска о признании права собственности на жилое помещение было отказано, со взысканием стоимости в счет уменьшения площади объекта в размере <данные изъяты> см ЖСК «Снегири». Решением <данные изъяты> районного суда г.Екатеринбурга <данные изъяты> с ЖСК «Снегири» была взыскана остальная сумма в счет возврата стоимости жилого помещения в размере <данные изъяты>. По мнению заявителя, оспариваемое решение не соответствует требованиям закона, поскольку Заикиным П.В. были представлены все необходимые документы в подтверждение недобросовестности застройщика, нарушении прав заявителя от его действий в связи с не предоставлением жилого помещения и не возвращением взысканной на основании судебного акта денежной суммы, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании административный истец Заикин П.В. и его представитель на доводах административного иска настаивали.
В судебном заседании представитель административного ответчика просила в удовлетворении требований отказать, поскольку Заикин П.В., во-первых. Отказался от получения жилого помещения, строительство которого завершено, с возвращением уплаченного паевого взноса. Также Заикиным П.В. не были представлены сведения от судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по взысканию суммы паевого взноса.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив в совокупности все представленные доказательства, и по итогам их оценки суд частично удовлетворяет административный иск по следующим основаниям.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В силу статьи 17 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, как относящееся к основным, неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, что предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
В силу ст. 2 Закона Свердловской области от 24.06.2011 № 50-ОЗ «О поддержке граждан, пострадавших от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах» поддержка гражданам, пострадавшим от деятельности недобросовестных застройщиков, предоставляется в форме освобождения от оплаты по договору, заключаемому с целью приобретения жилого помещения в строящемся или построенном многоквартирном доме, стоимости количества квадратных метров жилого помещения, равного количеству квадратных метров жилого помещения, стоимость которых оплачена гражданином по договору, предусматривающему привлечение недобросовестным застройщиком денежных средств этого гражданина, за вычетом количества квадратных метров, стоимость которых гражданину была возмещена в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 3, 4 названного Закона в целях предоставления поддержки гражданам, пострадавшим от деятельности недобросовестных застройщиков, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области по государственному контролю (надзору) в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области (далее - уполномоченный орган) формирует и ведет реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков (далее - реестр).
Граждане, пострадавшие от деятельности недобросовестных застройщиков, включаются в реестр на основании их заявлений или заявлений их законных представителей, поданных в уполномоченный орган. Форма заявления о включении гражданина, пострадавшего от деятельности недобросовестного застройщика, в реестр утверждается Правительством Свердловской области.
В случае, если привлечение недобросовестными застройщиками денежных средств гражданина связано с возникновением у этого гражданина права собственности на два и более жилых помещения, указанных в подпункте 1 статьи 4 настоящего Закона, в заявлении о включении его в реестр указываются сведения об одном из таких помещений по выбору гражданина.
К заявлению о включении гражданина, пострадавшего от деятельности недобросовестного застройщика, в реестр прилагаются документы, подтверждающие соблюдение условий, указанных в статье 4 настоящего Закона. Перечень таких документов устанавливается Правительством Свердловской области.
Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления о включении гражданина, пострадавшего от деятельности недобросовестного застройщика, в реестр направляет такое заявление в экспертную комиссию для предварительного рассмотрения.
Экспертная комиссия по результатам предварительного рассмотрения заявления о включении гражданина, пострадавшего от деятельности недобросовестного застройщика, в реестр подготавливает заключение о необходимости включения гражданина в реестр либо о необходимости отказа во включении гражданина в реестр.
Порядок формирования и деятельности экспертной комиссии устанавливается Правительством Свердловской области.
Уполномоченный орган рассматривает заявление о включении гражданина, пострадавшего от деятельности недобросовестного застройщика, в реестр и заключение экспертной комиссии не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом такого заявления и принимает мотивированное решение о включении гражданина в реестр либо об отказе во включении гражданина в реестр. Копия решения направляется лицу, подавшему заявление, в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения.
Граждане, пострадавшие от деятельности недобросовестных застройщиков, включаются в реестр при соблюдении следующих условий: 1) привлечение недобросовестным застройщиком денежных средств гражданина связано с возникновением у этого гражданина права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, расположенном на территории Свердловской области, который на момент привлечения таких денежных средств не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности; 2) привлечение недобросовестным застройщиком денежных средств гражданина совершено до вступления в силу настоящего Закона; 3) недобросовестным застройщиком гражданину не предоставлено жилое помещение, которое этот недобросовестный застройщик должен был предоставить в соответствии с договором, предусматривающим привлечение им денежных средств этого гражданина, в связи: с ликвидацией недобросовестного застройщика; с утратой недобросовестным застройщиком права аренды земельного участка, на котором планировалось построить многоквартирный дом, указанный в подпункте 1 настоящей статьи; с незаключением недобросовестным застройщиком договора аренды земельного участка, на котором планировалось построить многоквартирный дом, указанный в подпункте 1 настоящей статьи, при условии, что органом государственной власти Свердловской области или органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, было принято решение о предоставлении недобросовестному застройщику этого земельного участка; с иными обстоятельствами - в случае, если факт непредоставления гражданину жилого помещения, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, установлен судебным актом, вступившим в законную силу; 4) гражданину не возмещена либо возмещена не в полном объеме стоимость того количества квадратных метров жилого помещения, которое гражданин оплатил по договору, предусматривающему привлечение недобросовестным застройщиком, от деятельности которого пострадал гражданин, денежных средств этого гражданина; 5) гражданину ранее не предоставлялась поддержка в соответствии с настоящим Законом; 6) уступка требования, направленная на возникновение у гражданина права собственности на жилое помещение, указанное в подпункте 1 настоящей статьи, совершена до вступления в силу настоящего Закона - в случае, если такая уступка требования имела место; 7) требование о передаче жилого помещения или денежное требование, которое гражданин имеет к недобросовестному застройщику, не может быть погашено способами, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве); 8) заявление о включении гражданина, пострадавшего от деятельности недобросовестного застройщика, в реестр подано в уполномоченный орган до <данные изъяты>
Формирование и ведение реестра осуществляется в соответствии с Порядком, установленным Постановлением Правительства Свердловской области от 03.10.2011 № 1317-ПП, согласно п. 10 которого внесение сведений в Реестр о гражданах, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, осуществляется на основании мотивированного решения Уполномоченного органа по ведению Реестра, принимаемого по результатам рассмотрения заявления о внесении граждан в Реестр с представленными к заявлению документами, и предварительного заключения экспертной комиссии по предварительному рассмотрению заявлений граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков жилья в Свердловской области (далее - Экспертная комиссия), о необходимости включения гражданина в Реестр либо о необходимости отказа во включении гражданина в Реестр.
В силу п. 17 Порядка основаниями для Уполномоченного органа по ведению Реестра об отказе во включении гражданина в Реестр являются:
1) заявление о включении в Реестр подано лицом, не имеющим в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка права на включение в Реестр;
2) представленные документы, предусмотренные главой 6 настоящего Порядка, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и настоящего Порядка;
3) документы, предусмотренные главой 6 настоящего Порядка, представлены гражданином, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, не в полном объеме;
4) заключение Экспертной комиссии о необходимости отказа во включении гражданина в Реестр, содержащее выводы о возможности завершения строительства жилого дома силами недобросовестного застройщика или с привлечением иных инвестиционных механизмов с дальнейшей передачей объекта долевого строительства гражданину, пострадавшему от действий недобросовестного застройщика;
5) гражданину была возмещена в соответствии с законодательством Российской Федерации стоимость количества квадратных метров жилого помещения, оплаченных гражданином по договору, предусматривающему привлечение недобросовестным застройщиком денежных средств этого гражданина;
6) право собственности на не завершенный строительством объект в многоквартирном доме перешло от гражданина, пострадавшего от действий недобросовестных застройщиков, к другому лицу после вступления в силу Закона;
7) право требования к недобросовестному застройщику гражданина, пострадавшего от действий недобросовестных застройщиков, перешло к другому лицу после вступления в силу Закона;
8) многоквартирный дом, участником строительства которого является гражданин, пострадавший от действий недобросовестных застройщиков, введен в эксплуатацию в установленном порядке, и застройщиком (заказчиком) обязательства по передаче объекта долевого строительства перед гражданином исполнены (подписан передаточный акт или иной документ о передаче объекта по договору).
В соответствии с п. 29 Порядка для включения в Реестр граждане, пострадавшие от действий недобросовестных застройщиков, представляют в Уполномоченный орган по ведению Реестра следующие документы:
1) заявление гражданина, пострадавшего от действий недобросовестных застройщиков, по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
2) копию паспорта гражданина;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя гражданина, пострадавшего от действий недобросовестных застройщиков, в случае представления документов, определенных настоящим пунктом, его представителем;
4) копию договора и (или) соглашения с копиями дополнительных соглашений к договору и (или) соглашению (при наличии), подтверждающих право требования гражданина, пострадавшего от действий недобросовестных застройщиков, жилого помещения в объекте долевого строительства в собственность;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 785) копии платежных документов, подтверждающих оплату цены представленного договора гражданином, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков;
6) вступившее в законную силу решение суда об удовлетворении (частичном удовлетворении) требований гражданина к недобросовестному застройщику и (или) приговор суда по уголовному делу, в рамках которого гражданин признан потерпевшим от деятельности недобросовестных застройщиков жилья (копии, заверенные судом), при наличии такового;
7) копии документов о возмещении недобросовестным застройщиком гражданину суммы затрат в соответствии с действующим законодательством, позволяющие произвести расчет количества квадратных метров, стоимость которых возмещена в соответствии с ценой договора, при наличии таковых;
8) выписку из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданную органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии либо об отсутствии у гражданина зарегистрированных прав на недвижимое имущество;
9) справку из Бюро технической инвентаризации о наличии либо об отсутствии у гражданина недвижимого имущества в период до начала функционирования системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
10) судебный акт, подтверждающий соблюдение судебного порядка защиты права требования, основанного на представленном в Уполномоченный орган по ведению Реестра договоре, во исполнение которого гражданином недобросовестному застройщику переданы денежные средства на строительство жилого помещения на территории Свердловской области, а также копию постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, возбужденного на основании указанного судебного акта.
Решением заинтересованного лица <данные изъяты> Заикину П.В. отказано во включении в реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на территории <данные изъяты> области по основаниям, изложенным в отзыве - волеизъявление Заикина П.В. на отказ от получения жилого помещения и возложения на себя дополнительного финансирования, реализация права на возврат паевого взноса к ЖСК «Снегири» в судебном порядке, не представление документов в подтверждение невозможности возврата суммы паевого взноса.
Судом установлено, что <данные изъяты> между ЖСК «Третья столица» и Заикиным П.В. был заключен договор о порядке выплаты паевого взноса <данные изъяты> по которому заявителем внесено <данные изъяты> на строительство жилого помещения проектной площадью <данные изъяты> кв.м., строительный номер <данные изъяты> в жилом многоквартирном доме (таунхаусе) строительный номер <данные изъяты> строительство которого должно быть осуществлено ООО «Строительная компания «Третья столица» <адрес>
Решением Арбитражного суда <данные изъяты> области от <данные изъяты> ООО «Строительная компания «Третья столица» признано банкротом.
<данные изъяты> определением Арбитражного суда <данные изъяты> области утверждено мировое соглашение, заключенное ООО «Строительная компания «Третья столица» (застройщик) с конкурсными кредиторами, в том числе ЖСК «Третья столица».
Согласно указанному мировому соглашению исполнение ООО «Строительная компания «Третья столица» обязательств перед конкурсными кредиторами осуществляется путем передачи права собственности не незавершенные строительством объекты коттеджного поселка «Снегири» в <адрес>, вновь созданному ЖСК «Снегири».
Поскольку стоимость строительства была увеличена, Заикину П.В. было предложено внести дополнительную сумму, однако Заикин П.В. отказался и обратился в последующем в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Заикин П.В. при заключении договора о выплате паевого взноса рассчитывал на получение за обусловленную договором сумму получить в собственность жилое помещение. При этом, действия застройщиков, иных контрагентов, длительность осуществления строительства сами по себе не могли влечь за собой негативные правовые последствия для истца и безусловную обязанность по дополнительному финансированию.
Как указали стороны, строительство жилых домов поселка «Снегири» завершено в <данные изъяты> жилое помещение, на которое ранее претендовал истец, было передано ЖСК «Снегири» по иной сделке.
Решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от <данные изъяты>, с учетом изменений, внесенных судебной коллегией по гражданским делам <данные изъяты> <данные изъяты>, Заикину П.В. отказано в признании права собственности на вышеназванный объект недвижимости, со взысканием с ЖСК «Снегири» <данные изъяты> в счет возврата оплаты излишней площади квартиры.
Заочным решением <данные изъяты> районного суда г.Екатеринбурга в пользу Заикина П.В. с ЖСК «Снегири» было взыскано <данные изъяты> в счет возврата стоимости жилого помещения.
Таким образом, стоимость жилого помещения по решения суда взыскана в пользу Заикина П.В.
В то же время, Заикин П.В. фактически денежные средства, уплаченные по договору не получил.
Согласно постановлениям судебного пристава-исполнителя от <данные изъяты> исполнительные производства в отношении ЖСК «Снегири» окончены в связи с невозможностью исполнения и отсутствием у ответчика имущества, на которое может быть обращено взыскание.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
.
Представленные суду доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что договор с ЖСК «Третья столица» был заключен в целях приобретения заявителем жилого помещения, в связи с чем им была внесена денежная сумма, которая на момент рассмотрения настоящего дела, не возвращена.
Согласно п. 8 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 N 403, одним из таких критериев является установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены.
То обстоятельство, что застройщиком жилое помещение заявителю не предоставлено, выплата соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не произведена, представителем Департамента не оспаривается.
Утверждение представителя административного ответчика о прекращении обязательств застройщика по строительству и предоставлению жилого помещения заявителю в связи с отказом последнего от получения помещения с условием доплаты, не может рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку Заикин П.В. при заключении договора выразил свое намерение на получение жилого помещение в обусловленные сделкой сроки и по определенной цене. Превышение же стоимости жилого помещение было обусловлено прежде всего действиями (бездействием) застройщика.
При таких обстоятельствах отказ во включении заявителя в Реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на территории, выраженный в оспариваемом решении, не соответствует законодательству и нарушает права заявителя.
Удовлетворяя требование о признании решения незаконным, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления в части понуждения административного ответчика включить заявителя в реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на территории Свердловской области, поскольку в силу ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Рассмотрение заявлений граждан о включении в названный реестр является предметом исключительной компетенции Департамента, суд же в рамках юрисдикционных полномочий устанавливает факт нарушения прав субъекта только в пределах заявленных спорных правоотношений и не вправе предопределять решение уполномоченного органа по тем вопросам, которые данным органом не рассматривались.
В данном случае решение суда о признании акта незаконным означает его недействительность с момента принятия как не имеющего юридической силы, поэтому у принявшего его органа (должностного лица) в соответствии с их функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к их компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.
Поэтому суд не вправе совершать действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного органа и тем самым исполнять его функции, в связи с чем суд обязывает заинтересованное лицо повторно, в порядке, установленном законом, с учетом сделанных судом выводов, рассмотреть заявление о включении его в реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на территории Свердловской области.
При этом суд также исходит из того, что документы, на основании которых было принято оспариваемое решение, что не оспорено заявителем, в Департаменте отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ
Заявление Заикина П. В. – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента государственного жилищного и строительного надзора <данные изъяты> области от <данные изъяты> об отказе во включении Заикина П. В. в реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на территории Свердловской области, обязав устранить допущенное нарушение.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области по в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись О.М.Василькова
Копия верна
Судья:
Секретарь: