8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об оспаривании решения органа власти № 2а-2344/2017 ~ М-1861/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06.06.2017 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи     Лобановой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания     Нахапетян И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2344/17 по административному иску Ф.В.Н. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара об оспаривании решения органа власти,

УСТАНОВИЛ:

    Истица обратилась в суд с административным иском, указав, что она обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением на заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером: №..., площадью *** кв.м ( в результате перераспределения -180 кв.м), принадлежащего ей на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата (запись регистрации от дата №.... расположенного по адресу: С. адрес, пом. ж.2.Распоряжением №... от дата административный ответчик отказал административному истцу в заключение соглашения о перераспределении земельных участков, сославшись на принадлежность испрашиваемого земельного участка к местам общего пользования в соответствии с п. 12. ст. 85 Градостроительного кодекса РФ. Распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара №... от дата считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:Право собственности административного истца на земельный участок площадью 151 кв.м возникло на основании Решения Октябрьского районного суда от дата по гр. Делу №.... Решением суда установлено, что первоначально земельный участок выделялся дата для строительства жилого дома, в последствии жилой дом по разным основаниям перешел в общую долевую собственность третьих лиц (Ш.В.М., Р.Ю.Л.) и административного истца (Ф.В.Н.), решением Октябрьского районного суда от дата по гр. Делу №... общая долевая собственность прекращена и каждый из участников общей долевой собственности произвел выдел и оформление части дома в собственность С 1988 года испрашиваемый в порядке перераспределения земельный участок площадью 30 кв.м находится фактическом пользовании истца. Просит признать незаконным Распоряжение Департамента управления имуществом С. округа Самара от дата № РД-64 Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, расположенных по адресу: адрес кадастровый номер: №....Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара заключить с Фридлянд Валентиной Николаевной соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: №... в соответствии с координатами схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории №... подготовленного ООО « Самаратехносервис» дата.

    В судебном заседании представитель административного истца Н.Е.Ю., действующая на основании доверенности от дата. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, просила удовлетворить в полном объеме.

    Представитель административного ответчика Департамента градострпоительствап г.о. Самара – Н.О.В., действующая по доверенности дата., административные требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

    В судебное заседание заинтересованные лица не явились, извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

    Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.

    В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

    По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

    При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

    Административный истец обжалует распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара, вынесенное 17.01.2017г., административный иск согласно почтовому штампу направлен в пределах установленного срока на обращение в суд.

    Законом С. адрес от дата №...-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти С. адрес в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории С. адрес, определении полномочий органов государственной власти С. адрес по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории С. адрес и внесении изменения в статью 1 Закона С. адрес «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями С. адрес» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в С. округе Самара с дата отнесено к компетенции Администрации С. округа Самара.

Пунктом 2 постановления Администрации С. округа Самара от дата №... «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в С. округе Самара» обязанность по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в ее утверждении в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, возложена на Департамент управления имуществом С. округа Самара.

Судом установлено, что Ф.В.Н. является собственником части жилого дома, общей площадью 9,4 кв.м., находящийся по адресу: адрес, пом.ж.2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата. №... №....

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата. №... Ф.В.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью *** кв.м., расположенный по адресу: адрес, пом.ж. 2.

Решением Октябрьского районного суда адрес от дата. за Ф.В.Н.признано право собственности на изолированную часть отдельно стоящего жилого адрес общей площадью *** кв.м., жилой - *** кв.м.. состоящего из помещений: №... (жилая комната) площадью *** кв.м, №... (кухня) площадью *** кв.м., веранда (лит.б) площадью *** кв.м., прекратив право общей долевой собственности с другими совладельцами дома на выделенную истице в натуре часть жилого дома.

Решением Октябрьского районного суда от дата за Ф.В.Н. признано право собственности на земельный участок под частью жилого адрес кв.м., с приусадебным участком площадью *** кв.м., общей площадью земельного участка *** кв.м., по адресу: адрес, пом. ж2, в соответствии с планом границ земельного участка ООО «СТС» от дата.План границ земельного участка ООО «СТС» от дата считать неотъемлемой частью решения суда.

дата административный истец обратился в Департамент с заявлением о перераспределении земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Департамент, рассмотрев указанное заявление, дата принял распоряжение № РД-64 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» в связи с тем, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенная к заявлению о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в частной собственности, разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).

В силу положений п. п. 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Согласно подпункт 12 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Так, согласно сведениям, содержащимся в информационной системе градостроительной деятельности С. округа Самара, земельный участок, образуемый в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером №... и земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена, находится вграницах территории общего пользования, а также между образуемым земельным участком и земельными участками, состоящими на государственном кадастровом учете с кадастровыми №...:224 образуются территории, которые невозможно рационально использовать (чересполосица, вкрапливание).

Пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ установлены случаи и основания перераспределения соответствующих земельных участков. В частности, допускается перераспределение соответствующих земель в случае перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Земельный участок площадью 180 кв. м, согласно Карте правового зонирования, действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением С. от дата №..., находится в зоне Ж-5 - зона жилой застройки и иных видов.

Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности С. округа Самара, указанный земельный участок принадлежит территории общего пользования, поскольку расположен в границах красных линий адрес.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), на которые в соответствии со статьей 36 указанного Кодекса действие градостроительного регламента (территориальные зоны видов разрешенного использования) не распространяются.

В соответствии с частью 5 статьи 37 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительныхрегламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 11.4 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка С. и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП дата-89*» предусмотрено, что улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, обозначаются красными линиями.

Указанная информация содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности С. округа Самара в соответствии с Генеральным планом С. округа Самара, утвержденным решением С. С. округа Самара от дата №..., что предусмотрено пунктом «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ.

В силу указанной нормы Градостроительного кодекса РФ информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснование.

В части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя изсовокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план С. округа, являющийся документом территориального планирования, содержит карты, на которых отображаются, в том числе автомобильные дороги местного значения.

Действующим документом территориального планирования на территории С. округа Самара является Генеральный план С. округа Самара, утвержденный Решением С. С. округа Самара от дата №....

Границы адрес планом С. округа Самара, утвержденным решением С. С. округа Самара от дата №....

Границы адрес планом С. округа Самара, так и ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией.

Выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности С. округа Самара подтверждает, что спорный земельный участок находится в границах красных линий адрес.

Установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков является основанием для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ).

Согласно Методическим рекомендациям по разработке проектов генеральных планов поселений и С. округов, утвержденным Приказом Минрегиона РФ от дата №..., градостроительныеограничения - ряд требований, ограничивающих градостроительную деятельность в конкретном территориальном образовании.

Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Земельным кодексом РФ; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.

Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации названные выше объекты, перечень которых не является закрытым, представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.

В связи с чем, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

Таким образом, на момент рассмотрения заявления Ф.В.Н. были выявлены препятствия в предоставлении заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка кадастровое номера дата, находящегося в частной собственности, потому распоряжение Департамента управления имуществом С. округа Самара № №... от дата. об отказе является правомерным и обоснованным, оснований для признания его незаконным и подлежащим отмене у суда не имеется.

Требование истца об обязании Департамента заключить с истцом соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: №... в соответствии с координатами схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории №..., подготовленного ООО « Самаратехносервис» дата удовлетворению не подлежит, так как законом не предусмотрено возложение судом указанных обязанностей на государственный орган.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ

Административный иск Ф.В.Н. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в С. областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.

В окончательном виде решение суда принято 14.06.2017г.

Судья     Ю.В. Лобанова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн