8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об оспаривании решения органа местного самоуправления № 2а-3072/2017 ~ М-2442/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-3072/17-публиковать

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2017 года                             г. Ижевск, УР

Первомайский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего – судьи Тагирова Р.И.,

при секретаре – Булава О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ДВС к Главному Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ДВС (далее по тексту – административный истец) обратился в суд с административным иском к ГУАиГ об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Требования мотивированы следующим. Административный истец является собственником вышеуказанного земельного участка. С целью получения разрешения на строительство жилого дома ДВС обратился в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с соответствующим заявлением. В выдаче разрешения на строительство ему было отказано в связи с тем, представленная истцом схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства не соответствует градостроительным регламентам, указанным в градостроительном плане земельного участка N №, утвержденного приказом Администрации г. Ижевска от <дата> N №, так как земельный участок в соответствии с правилами землепользования и застройки г. Ижевска, утвержденными решением городской Думы г. Ижевска от <дата> N № расположен в зоне общественно-жилой застройки (<адрес>), в которой строительство индивидуальным жилых домов не предусмотрено. Руководствуясь положениями Градостроительного и Земельного кодекса истец просит признать отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным, а также возложить на ответчика обязанность по устранению нарушенного права.

В судебное заседание ДВС не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель административного ответчика Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, о причинах неявки суду не сообщил. В суд поступил отзыв административного ответчика на исковое заявление, согласно которому исковые требования ДВС считает необоснованными, так как положения градостроительного регламента обязательны к исполнению гражданами и организациями. Указанный регламент является нормативным актом, не оспорен, не отменен. Обжалуемое решение принято в соответствии с законом и не подлежит отмене. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, так как решение органа местного самоуправления на момент его вынесения соответствовало закону.

Административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

ДВС является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:26:050991:6, расположенного по адресу: <адрес>.

Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, приложив к нему документы, предусмотренные ч. 9 ст. 51 ГК РФ. Ответчик в выдаче разрешения на строительство отказал на том основании, что представленная истцом схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства не соответствует градостроительным регламентам, указанным в градостроительном плане земельного участка N №, утвержденного приказом Администрации г. Ижевска от <дата> N №, так как земельный участок в соответствии с правилами землепользования и застройки г. Ижевска, утвержденными решением городской Думы г. Ижевска от <дата> N № расположен в зоне общественно-жилой застройки, в которой строительство индивидуальным жилых домов не предусмотрено.

Изложенные обстоятельства следуют из текста административного искового заявления, подтверждены в суде исследованными доказательствами.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст. 219 КАС РФ).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст. 219 КАС РФ).

Административным истцом оспаривается решение ГУАиГ об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от <дата>. С заявлением об оспаривании указанного решения ДВС обратился в суд <дата>, то есть он обратился с административным иском в суд в пределах установленного срока.

Рассматривая требования истца по существу, суд исходит из нижеследующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ч. 3 той же статьи, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:

1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство выдаются органом местного самоуправления.Аналогичное положение содержит статья 44 Устава МО «<адрес>», в соответствии с которой выдача разрешений на строительство относится к компетенции Администрации г. Ижевска.

Пункт 2.7 "Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>", утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от <дата> N 121 (ред. от <дата>) определяет, что выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, осуществляется Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска.

Таким образом, ГУАиГ Администрации г. Ижевска обладает полномочием по принятию решений об отказе в выдаче разрешений на строительство.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Рассматривая вопрос о соответствии отказа в выдаче заявителю разрешения на строительство жилого дома, суд приходит к нижеследующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно пункту 1 статьи 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.

В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.

Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и известны собственнику.

В рассматриваемом случае в отношении земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, какие-либо ограничения его прав не существуют, что усматривается, в том числе из кадастрового паспорта и свидетельства о гос. регистрации права на земельный участок, в которых разрешенное использование обозначено как индивидуальное жилищное строительство.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Городской Думы г. Ижевска <дата> №, определяя территориальные зоны, не содержат ограничения прав собственников по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.

Согласно подпунктам 2 и 6 пункта 7 вышеназванных Правил градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

В соответствии с п. 4 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.

При этом суд отмечает, что в положениях статьей 2, 18 и 51 ГрК РФ также не содержится запрета на осуществление и возведение жилого дома, но предусмотрено, что строительство жилого дома должно осуществляться на основе градостроительных норм, а разрешение на строительство должно подтверждать соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об ограничении прав истца на принадлежащий ему земельный участок. Не содержит указания на наличие каких-либо ограничений прав собственника и Градостроительный план земельного участка, утвержденный Приказом Администрации <адрес> "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 18:26:050991:6 по <адрес>" от <дата> №п.

В связи с этим намерение административного истца осуществить строительство на данном участке нового жилого дома не противоречит разрешенному использованию земельного участка.

Следует признать, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учёта потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определения от <дата> №, от <дата> № и от <дата> №).

Согласно ч. 2. ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов; содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 16 ст. 1 ГрК РФ застройщиком признается физическое или юридическое лицо, обеспечившее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Отказ ответчика в выдаче разрешения на строительство препятствует истцу использовать земельный участок в соответствии с видом его разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, тем самым лишает истца права на улучшение жилищных условий путем строительства индивидуального жилого дома и возможности быть обеспеченным постоянным жильем, поэтому суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома является незаконным и нарушающим права административного истца, в связи с чем, административные исковые требования истца подлежат удовлетворению, с последующим восстановлением нарушенного права административного истца – возложением на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска обязанности выдать административному истцу разрешение на строительство индивидуального жилого дома.

руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ

Исковые требования ДВС к Главному Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска об оспаривании решения органа местного самоуправления – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от <дата> в выдаче ДВС разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанность по выдаче ДВС разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Первомайский районный суд г. Ижевска.

Мотивированное решение изготовлено судьей в совещательной комнате.

Судья –     подпись                         Р.И. Тагиров

Копия верна. Судья -

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн