Дело № 2а-4150/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2017 года г. Уфа
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,
при секретаре Суфиевой А.К.,
с участием представителя административного истца – Пташко И.А.,
представителя административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан – Бубенновой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Киличбоева З.З. угли к МВД по Республике Башкортостан об оспаривании решения органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
Киличбоев З.З.-у. обратился в суд с административным иском, мотивируя тем, что он является гражданином <данные изъяты>. С 2014 года он неоднократно приезжал в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности, законно осуществлял трудовую деятельность на территории страны пребывания на основании патента. 05.09.2017 г. административный истец при попытке въезда в Российскую Федерацию узнал от сотрудников службы пограничного контроля, что ему запрещен въезд в Российскую Федерацию на 3 года, на основании подпункта 4 ст. 26 Федерального закона № 114-ФЗ от 15.08.1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ). О принятии оспариваемого решения он не был уведомлен надлежащим образом. Считает принятое решение о неразрешении въезда в РФ незаконным, нарушающим его права и права его семьи, порядок принятия решения и уведомления о принятом решении административным ответчиком нарушен.
Представитель административного истца Пташко И.А. в судебном заседании требования по административному исковому заявлению уточнил, просил отменить решение о неразрешении въезда в РФ гражданину <данные изъяты> Киличбоеву З.З.-у.
В судебном заседании представитель административного истца Пташко И.А. поддержал уточненный административный иск по изложенным в нем основаниям.
Административный истец Киличбоев З.З.-у. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела без его участия.
Представитель административного ответчика - МВД по Республике Башкортостан Бубеннова Л.В. возражала против удовлетворения исковых требований.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для отложения разбирательства дела и считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, пришёл к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, пришёл к следующему.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом указано, что лишь 05.09.2017 года ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. В ходе судебного заседания от представителя административного истца Киличбоева З.З.-у. поступило ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока в связи с уважительностью причин его пропуска. В обоснование представителем административного истца указано, что каких-либо доказательств того, что Киличбоев З.З.-у. надлежащим образом уведомлен в установленные законодательством сроки о принятом в отношении него решении о неразрешении въезда в РФ, представителем административного ответчика суду не представлено, каких-либо уведомлений административный истец не получал, под расписку ему указанное уведомление не вручалось.
В связи с этим суд полагает, что процессуальный срок для обращения в суд подлежит восстановлению.
В соответствии с подпунктом 4 статьи 26 Федерального закона № 114-ФЗ от 15.08.1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что решением УВМ МВД по Республике Башкортостан от 15.08.2016 года № гражданину <данные изъяты> Киличбоеву Зухриддину Зокиржон угли закрыт въезд на территорию РФ сроком на 3 года – до 16.09.2019 года. Указанное решение мотивировано тем, что согласно сведениям Автоматической системы центрального банка данных учета иностранных граждан, Киличбоев З.З.-у. неоднократно в течение трех лет привлекался к административной ответственности.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (статья 2). К числу конституционно защищаемых ценностей относится семья (ч. 1 ст. 38).
С учётом вышеуказанных положений Конституции Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, из смысла которых следует, что при решении компетентными органами определенного государства вопросов, касающихся нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства на территории этого государства, гуманитарные соображения, в том числе такие как недопустимость разрыва семьи, должны превалировать над экономическими.
Таким образом, меры государственного принуждения и ограничения, применяемые в области миграционного законодательства, могут затрагивать права иностранного гражданина или лица без гражданства.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1). При этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).
Конституция Российской Федерации, также, предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55). Однако, как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры (Постановление от 14 ноября 2005 г. № 10-П по делу о проверке конституционности положений статей 48 и 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статей 63 и 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
Из изложенного следует, что при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о возможности нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно статьями 3 и 4 Федерального закона № 115-ФЗ, законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 марта 2006 года N 55-О «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разъяснено, что, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Согласно частям 1 и 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Согласно пункту 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.
В соответствии со статьей 9 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступившей в силу 02 сентября 1990 года (для Российской Федерации 15 сентября 1990 года), государства - участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
С февраля 2015 года Киличбоев З.З.-у. проживает на территории Российской Федерации со своей гражданской женой, гражданкой <данные изъяты> ФИО11.
Из свидетельства о заключении брака серии № следует, что Киличбоев З.З. и ФИО15 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ года.
Свидетельством о рождении серии № что ФИО16 родилась ДД.ММ.ГГГГ года, в графе «отец» указан Киличбоев З.З..
Указанные обстоятельства свидетельствуют о прочных и устойчивых семейных и социальных связях Киличбоева З.З.-у. в Российской Федерации.
Поскольку административный истец имеет на территории РФ семью – жену, являющуюся гражданкой <данные изъяты> и малолетнего ребенка – гражданку <данные изъяты>, то принятое УВМ МВД по РБ решение существенно затрагивает не только права административного истца, но и права его семьи.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение УВМ МВД по РБ о неразрешении въезда на территорию РФ соответствует требованиям действующего законодательства, так как основания для принятия оспариваемого решения имелись, в связи с тем, что Киличбоев З.З.-у. дважды в течение трех лет привлекался к административной ответственности.
Вместе с тем, усматривается, что оспариваемым решением нарушены права административного истца на уважение к личной и семейной жизни, что является доказательством, подтверждающим несоразмерное вмешательство государства в личную и семейную жизнь заявителя, свидетельствует о нарушении оспариваемым решением гарантий для иностранных граждан, установленных статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Кроме того, решение о неразрешении въезда в РФ влечет для административного истца невозможность въехать на территорию Российской Федерации на законных основаниях, соответственно, это существенным образом повлияет на условия жизни его семьи, а также повлечет за собой невозможность полноценного общения административного истца с семьей. При таких обстоятельствах, при вынесении оспариваемого решения сотрудниками УВМ МВД по РБ учтены не все существенные обстоятельства, имеющие значение для принятия решения, принятое решение нарушает право заявителя на невмешательство в сферу личной и семейной жизни.
Из разъяснения Европейского Суда по правам человека следует, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут «бремя ответственности» за несовершенное правонарушение.
Суд полагает, что вышеприведенные доводы основаны на правильном применении к спорным правоотношениям положений Федерального закона № 114-ФЗ, основаны на нормах действующего законодательства, а также учитывает практику Европейского Суда по правам человека и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации.
Суд пришел к выводу о том, что решение УВМ МВД по Республике Башкортостан о неразрешении въезда административному истцу на территорию Российской Федерации, с учетом личности заявителя, не оправданы крайней социальной необходимостью.
Пунктом 5 Правил принятия решения о неразрешении въезда установлено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомляются об этом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, принявшим решение о неразрешении въезда, в срок не более 3 рабочих дней со дня принятия решения о неразрешении въезда. Указанное уведомление направляется либо вручается под роспись иностранному гражданину или лицу без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, по месту их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации либо по месту их фактического местонахождения на территории Российской Федерации.
Каких-либо доказательств того, что административный истец Киличбоев З.З.-у. был уведомлен надлежащим образом УВМ МВД по Республике Башкортостан о принятом в отношении него решении о неразрешении въезда на территорию РФ, представителем административного ответчика суду не представлено.
Таким образом, положения, содержащиеся в подпункте 4 статьи 26 Федерального закона № 114-ФЗ от 15.08.1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», не исключают, исходя из гуманитарных соображений, возможность учёта правоприменительными органами и судами при решении вопроса о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации, семейного положения данного лица и иных исключительных, заслуживающих внимания обстоятельств.
В нарушение положений статьи 226 КАС РФ, Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан не подтвердила действительную необходимость применения к заявителю данной санкции в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов, допустив вмешательство в сферу личной жизни, право на уважение которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно части 1 статьи 2 КАС РФ, порядок осуществления административного судопроизводства определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», а также настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Киличбоева З.З. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан об обжаловании решения органа государственной власти, удовлетворить.
Решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину Республики Узбекистан Киличбоеву З.З. отменить.
Обязать МВД по Республике Башкортостан совершить действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца Киличбоева З.З. – разрешить ему въезд на территорию Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: А.М. Гималетдинов