8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об оспаривании решения государственного органа- предписания № № 2а-877/2017 ~ М-741/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а- 877/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2017 года город Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего - судьи Юдаковой Ю.Ю., с участием представителя административного истца Гурского А.А., при секретаре Буйских М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора к Федеральной службе по труду и занятости Государственная инспекция труда в Хабаровском крае об оспаривании решения государственного органа- предписания №,

УСТАНОВИЛ:

ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» обратилась в Кировский районный суд города Хабаровска с административным иском к Федеральной службе по труду и занятости Государственной инспекции труда в Хабаровском крае об оспаривании решения государственного органа – предписания №, в обоснование указав, что инспектор в предписании указал на обязанность работодателя в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить в отношении работника ФИО1 предоставление последней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, в соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 117, ст. 56, ст. 22, ст. 21 ТК РФ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

О наличии предписания стало известно ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, реализация указанных мер влечет существенные финансовые затраты для работодателя, чем нарушает его права и интересы.

В соответствии с пунктом 5.5 (4) Постановления правительства РФ от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» инспекция анализирует обязательства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

По смыслу положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках ст. 381-397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

Осуществляю функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11.04.1998 года, инспектору труда не представлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Таким образом, спор между работником и работодателем о предоставлении ФИО1 дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, в соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 117, ст. 56, ст. 22, ст. 21 ТК РФ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в силу ст. 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом. Оспариваемое предписание вынесено по вопросу, не относящемуся к компетенции государственного инспектора труда, а потому является незаконным.

Представление об обязании работодателя произвести дополнительные действия не законны, противоречат части 1 ст. 18 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 5.5 (4) Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости».

Просит незаконным предписание Государственной инспекции труда в Хабаровском крае № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО1 дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, в соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 117, ст. 56, ст. 22, ст. 21 ТК РФ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ приняты меры предварительной защиты в виде приостановления полностью действия предписания Государственной инспекции труда в Хабаровском крае № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО1 дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, в соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, до принятия судом решения по административному делу.

Указанным определением судьи также к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО1

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленный административный иск, ссылаясь на изложенные в нём обстоятельства, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо, в судебное заседание также не явилась, просила рассматривать дело в свое отсутствие, предоставив письменный отзыв, согласно которому полагала вынесенное предписание законным, а административный иск не подлежащим удовлетворению.

Выслушав пояснения, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 353 Трудового кодекса России, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

В соответствии с частью 1 статьи 354 Трудового кодекса России федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении от должности в установленном порядке.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом России, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Согласно статье 30 Трудового кодекса Российской Федерации предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства; вмешательство должно быть соразмерным, и выдача предписания не должна нарушать справедливого баланса законных интересов работника и работодателя.

Как установлено судом, предписанием Федеральной службы по труду и занятости Государственной инспекции труда в Хабаровском крае № от ДД.ММ.ГГГГ предписано ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить работнику ФИО1 дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда, в соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ., ст. 117, ст. 56, ст. 22, ст. 21 ТК РФ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

При проведении проверки инспектор руководствовался Конвенцией Международной организации труда № 81 об инспекции труда, ратифицированной Федеральным законом от 11.04.1998 года № 58-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Положением о Федеральной службе по труду и занятости. Утвержденным постановлением Правительства российской Федерации от 30.06.2004 № 324.

Приказом ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении отпуска работнику ФИО1 предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 17 календарных дней.

Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ работнику ФИО1 оплачивается и предоставляется основной отпуск продолжительностью в 28 календарных дней, а также дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих (14 календарных) дней за вредные условия труда, 7 календарных дней за ненормированный рабочий день (согласно дополнению к Правилам внутреннего трудового распорядка от ДД.ММ.ГГГГ) и 7 рабочих (8 календарных) дней в соответствии с Законом РФ № 4521-1 от 19.02.1993 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Отпуск за вредные условия труда предоставляется за фактически отработанное время (полный отпуск предоставляется за работу во вредных условиях труда не менее 11 месяцев в году при занятости не менее половины рабочего дня).

В соответствии с п.4 ст. 10 ФЗ от 28.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона.

Согласно п.2 ст. 12 Закона «выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности».

Аналогичные нормы содержатся и в Административном регламенте исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей» (утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.11.2011 г. № 1325н) и в Административном регламенте исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012г. №354н).

В соответствии со ст. 10 Закона предметом внеплановой проверки является «соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Вместе с тем согласно абзацу 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса России государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников.

По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Выполнение предписания государственных инспекторов труда является обязанностью работодателя, предусмотренной ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Согласно ст. 10 Трудового кодекса РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

В соответствии с Конвенцией МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

В соответствии со статьями 381-397 Трудового кодекса РФ трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами.

Эти положения закона во взаимосвязи со ст. 382 Трудового кодекса России, которая относит к органам по рассмотрению индивидуальных трудовых споров только комиссии по трудовым спорам и суды, дают основания для вывода о том, что решение государственной инспекции труда по обращению работника, принятое в пределах компетенции инспекции, само по себе не может рассматриваться как нарушающее права и свободы работника или создающее препятствия к их осуществлению, поскольку не лишает работника возможности самостоятельно обратиться в суд за разрешением соответствующего индивидуального трудового спора.

Оспариваемыми пунктами предписания на работодателя возложена обязанность по совершению ряда мер, состоящих в предоставлении ФИО1 дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда.

Указанные вопросы относятся к индивидуальным трудовым спором и подлежит доказыванию.

Соответственно, основания для внесения предписания в связи с наличием спора о праве, у государственного инспектора труда не имелось.

Таким образом, спор между работником и работодателем о предоставлении времени отдыха в силу Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.

Следовательно, оспариваемое предписание вынесено по вопросу, не относящемуся к компетенции государственного инспектора труда, а потому является незаконным в оспариваемой части.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административный иск ФКУЗ «Хабаровская противочумная станция» Роспотребнадзора к Федеральной службе по труду и занятости Государственная инспекция труда в Хабаровском крае об оспаривании решения государственного органа- предписания №,- удовлетворить.

Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Хабаровском крае № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО1 дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда.

Меры предварительной защиты в виде приостановления полностью действие предписания Государственной инспекции труда в Хабаровском крае № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО1 дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, в соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, - сохранить до вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.06.2017г.

Судья /подпись/

Копия верна, судья Ю.Ю. Юдакова