РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2017 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Грибовой Е.В.,
при секретаре Рафиковой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Государственного казенного учреждения <адрес> «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» об оспаривании решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение <адрес> «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» (далее ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>») обратилось в суд с административным иском об оспаривании решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> (далее филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в бесплатном предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на запрос от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на положения п.1 ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В обоснование административных требований административный истец указал, что согласно положений федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>», оказывая государственные услуги гражданам, в силу положений ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», имеют право на предоставление на безвозмездной основе сведений у административного ответчика, необходимых для оказания таких услуг. В настоящее время, с учетом многочисленных отказов административного ответчика в бесплатном предоставление таких сведений, ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» лишено возможности по разрешению, в том числе, в предусмотренные законом сроки, обращений граждан за защитой своих прав и законных интересов, что существенно нарушает права граждан.
В судебном заседании представитель административного истца ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>», действующий по доверенности Чертыковцев М.В., заявленные требования поддержал по доводам административного искового заявления.
Представитель административного ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> Масева О.В., действующая на основании доверенности, полагая заявленные требования административного истца незаконными и необоснованными, возражала против их удовлетворения, поскольку положения ст. 63 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусматривают бесплатное предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подведомственным государственным органам и органам местного самоуправления. Действительно, ранее сведения указанным организациям, в том числе, административному истцу, выдавались на безвозмездной основе. Однако, на основании письма Управления методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за №, в предоставлении административному истцу сведений бесплатно было законно и обоснованно отказано, поскольку перечень лиц, указанных в ст. 63 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является исчерпывающим.
Представитель привлеченного к участию в деле Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес>, действующая по доверенности Сафронова Е.А., поддержала доводы административного истца, полагая незаконным и необоснованным отказ в предоставлении на безвозмездной основе административным ответчиком сведений, связанных с необходимостью оказания ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» государственных услуг, что привело к нарушению прав и законных интересов граждан, обратившихся к административному истцу за получением государственных услуг.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.
В силу ст. 226 КАС РФ орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.
Согласно ст. 227 КАС РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременно наличие следующих условий - не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» обратилось в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> с запросом о бесплатном предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в целях разрешения обращения ФИО5 о назначении ей компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> в соответствии с законом <адрес> «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в <адрес>».
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ за № филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> отказано ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» в безвозмездном предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании положений п.1 ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку казенные учреждения не попадают под категорию лиц, имеющих право на бесплатное получение информации.
В обоснование своей позиции административный истец ссылается на положения федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» о том, что ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>», оказывая государственные услуги гражданам, в силу положений ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», имеют право на предоставление на безвозмездной основе у административного ответчика сведений, необходимых для оказания таких услуг.
Доводы административного истца суд признает законным и обоснованным и являющимися основанием для признания обжалуемого решения административного ответчика незаконным.
Так, в соответствии со ст. <адрес>, в <адрес> гарантируется соблюдение федеральных стандартов образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения. <адрес> в сфере социальной защиты населения направлена на обеспечение оказания адресной помощи социально незащищенным слоям населения, поддержки социально незащищенных категорий населения в приобретении и содержании жилья, устанавливая за счет средств бюджета <адрес> дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно Уставу ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>», оно создано в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании государственных казенных учреждений социальной защиты населения, подведомственных министерству социально-демографической и семейной политики <адрес>», для выполнения работ, предоставления государственных услуг и государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий министерства социально-демографической и семейной политики <адрес>, предусмотренных законодательством Российской Федерации и находится в ведении Министерства. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета <адрес> и на основании бюджетной сметы.
Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение, в отличие от иных государственных учреждений, может исполнять и государственные услуги, и государственные функции, на что уполномочены только органы государственной власти.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Уставом административного истца определен предмет его деятельности, связанный с обеспечением выполнения законодательства Российской Федерации и <адрес> в сфере социальной поддержки, участие в обеспечении деятельности министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> по оказанию социальной помощи отдельным категориям граждан, обеспечение по вопросам своей компетенции приема и рассмотрения обращений граждан, участие в осуществлении деятельности по установлению статуса получателя мер социальной поддержки по федеральному и региональному законодательству (статуса федерального или регионального льготополучателя), обеспечение оказания материальной помощи лицам, нуждающимся в ее предоставлении, и т.д.
Для достижения целей, предусмотренных Уставом, административный истец осуществляет, в том числе, прием документов и назначение (отказ в назначении) пособий, компенсаций, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, доплат к пенсиям и пособиям и иных денежных выплат, относящихся к его полномочиям в соответствии с действующим законодательством, организация деятельности по оформлению и выдаче социальных карт жителя <адрес>, деятельность по предоставлению государственных услуг в электронном виде, организацию приема граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан и юридических лиц и направление заявителям ответов, сбор документов (сведений), представленных гражданами и запрошенных в порядке межведомственного взаимодействия о наличии (отсутствии) обстоятельств, ухудшающих жизнедеятельность граждан, их предварительная оценка и подготовка предложений Министерству о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании и разработке индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственная услуга - это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Казенные учреждения, действующие в гражданских правоотношениях от имени публично-правового образования, обладая специальной правоспособностью, наделены особым гражданско-правовым статусом и наряду с органами государственной власти непосредственно представляют государство в гражданском обороте.
Административный истец, в рамках перечисленных основных видов деятельности, оказывает государственные услуги отдельным категориям граждан в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти <адрес>, а также органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами <адрес> и Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти <адрес> государственных, услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг».
Статья 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определяет обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, органов предоставляющих муниципальные услуги и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Так, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 6 указанного федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять в иные органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, в подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и организаций документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 ст. 7 настоящего Федерального закона перечень документов, безвозмездно, а также получать от иных органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных органов, от подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров такие документы и информацию.
В силу положений ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются бесплатно по запросам о предоставлении сведений, в том числе, федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» оказывает государственные услуги гражданам и в целях их оказания имеет право на бесплатное получение у административного ответчика информации, иное бы противоречило положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Отказ административного ответчика в предоставлении запрашиваемых административным истцом сведений, связанных с необходимостью оказания им государственной услуги на безвозмездной основе неправомерен, противоречит положениям вышеназванных законов и нарушает права граждан на получение бесплатных государственных услуг.
Доводы административного ответчика о правомерности принятого решения от ДД.ММ.ГГГГ в бесплатном предоставлении административному истцу сведений со ссылкой на письмо Управления методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому предоставление сведений из ЕГРН подведомственным государственному органу или органу местного самоуправления организациям осуществляется на возмездной основе, суд считает несостоятельными, поскольку указанное письмо противоречит действующему законодательству и не является основанием для неправомерного и незаконного отказа в предоставлении сведений административному истцу.
Вопреки доводам административного ответчика о возможности административного истца получать необходимые сведения на безвозмездной основе непосредственно в многофункциональном центре, функции, права, обязанности и ответственность многофункционального центра также регламентированы положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому заявителем может являться физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
При этом, между Государственным автономным учреждением <адрес> «Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг <адрес>» и министерством социально-демографической и семейной политики <адрес> заключено соглашение за №/МСДСП от ДД.ММ.ГГГГ о взаимодействии на предмет обеспечения эффективного взаимодействия по предоставлению государственных услуг в сфере компетенции Министерства в МФЦ и (или) привлекаемых организациях, указанных в Перечне государственных услуг Министерства, где заявителем на получение услуг может быть только физическое лицо, обратившееся в МФЦ и (или) привлекаемые организации за получением государственных услуг, а не административный истец.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленные требования административного истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ создает препятствия ГКУ СО «ГУСЗН <адрес>» по разрешению, в том числе, в предусмотренные законом сроки, обращений граждан за защитой своих прав и законных интересов, что существенно нарушает права граждан.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административный иск Государственного казенного учреждения <адрес> «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» об оспаривании решения филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Признать незаконным решение филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в бесплатном предоставлении Государственному казенному учреждению <адрес> «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по запросу от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> бесплатно предоставить Государственному казенному учреждению <адрес> «Главное управление социальной защиты населения <адрес>» сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по запросу от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.В.Грибова