РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2017 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-2687/17 по иску Садуллаева Х. И. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Садуллаева Х. И. распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-2687/17 по иску Садуллаева Х. И. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Садуллаев Х.И. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что ему принадлежит на праве собственности жилое помещение площадью 29,8 м2 по адресу: <адрес>. Иные помещения в здании отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка было основано на заключении Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес>/Г2392 о том, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (зона Ж-4). Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказ признан незаконным. ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о. Самара принял распоряжение № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по тем же самым основаниям (п.п.1 п.8 ст. 39.15, пп.3 п.16 ст. 11.10, п.п.4,6 ст. 11.9 ЗК РФ). Просит признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте разбирательства дела признается извещенным применительно к положениям п.2 ст. 100 КАС РФ, п.1 ст. 165.1 ГК РФ, причины неявки не сообщил.
Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Воронина Е.А. в судебном заседании иск не признала.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность возмездно земельного участка, занимаемого жилым домом, без проведения торгов (л.д. 36). Согласно проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 46) испрашиваемый земельный участок имеет площадь 88 м2. Адрес объекта в представленных документах не указан, в процессе работы по заявлению истца ответчик описывал земельный участок, указывая адрес: <адрес>.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка (л.д. 47).
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорен им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст. 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п.4, 9 ст. 11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Согласно п.12 ст. 11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе и требования к подготовке схемы расположения земельного участка.
Согласно п.13 ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
В соответствии с п.1 ст. 39.15 ЗК РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предварительного утверждения схемы расположения земельного участка не требуется. Заявитель обязан осуществить подготовку такой схемы и приложить её к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При одобрении заявления уполномоченный орган одновременно принимает решение о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы его расположения.
Схема расположения испрашиваемого истцом земельного участка, как усматривается из его заявления, была ранее подготовлена, но не утверждена.
Соответственно, подача истцом ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях), а также по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков и заключении договоров купли-продажи земельных участков, а также по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в ее утверждении, за исключением случаев, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ (пп.4 п.1 указанного постановления).
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принять решение по существу заявления.
Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.
В соответствии с пп.2 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп.1-13, 15-19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ.
Отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления истцу испрашиваемого им земельного участка основан на пп.1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ (схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст. 11.10 ЗК РФ), мотивирован тем, что разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных п.4, 6 ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, а именно испрашиваемый земельный участок расположен в зоне много этажной жилой застройки <данные изъяты>
Как установлено судом, ранее распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 38) Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка по абсолютно идентичному основанию.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-42), оставленным без изменения апелляционном определением Судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43-45), отказ в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, выраженный в распоряжении Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, признан не соответствующим закону.
Таким образом, оспариваемое истцом решение идентично решению, принятому по его заявлению ранее и признанного не соответствующим закону.
Однако законная сила судебного решения о признании не соответствующим закону решения органа местного самоуправления не может быть преодолена повторным принятием такого же решения. Правовая позиция, изложенная в судебном решении о признании не соответствующим закону решения органа местного самоуправления, обязательна для органа местного самоуправления.
Как следствие, оспариваемое распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № безусловно не соответствует закону и нарушает законные интересы заявителя.
В соответствии с пп.1 п.3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Суд считает, что предусмотренный законом месячный срок исполнения решения является в данном случае разумным, поскольку он равен установленному п.7 ст. 39.15 ЗК РФ сроку рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Садуллаева Х. И. распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь