8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об оспаривании решения Администрации г.о. Самара № 2а-4421/2017 ~ М-4587/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2017 г.                            <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-4421/17 по иску Алашеева Е. С. об оспаривании решения Администрации г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                            <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-4421/17 по иску Алашеева Е. С. об оспаривании решения Администрации г.о. Самара,

УСТАНОВИЛ:

Алашеев Е.С. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Администрации г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что им ДД.ММ.ГГГГ было подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга в <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут с предполагаемым количеством участников до 500 человек. ДД.ММ.ГГГГ ответчик письмом № отказал в согласовании публичного мероприятия. Считает, решение незаконным, нарушающим право на проведение публичного мероприятия, установленное ст. 31 Конституции РФ и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В письме ответчика не содержится предусмотренных законом оснований для отказа в согласовании публичного мероприятия. Просит признать незаконным решение об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга в <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут с предполагаемым количеством участников до 500 человек, обязать ответчика не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме митинга в <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут с предполагаемым количеством участников до 500 человек.

В судебном заседании истец и его представитель, допущенный судом в порядке, предусмотренном п.5 ст. 57 КАС РФ, Герасимова Е.В. заявленные требования поддержал.

Представители ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Басова Ю.А. и от ДД.ММ.ГГГГ Корноухов Е.Ю. иск не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 34-40).

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с уведомлением на имя Главы г.о. Самара о проведении публичного мероприятия – митинга по адресу: <адрес>, сквер Высоцкого, ДД.ММ.ГГГГ с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут с целью встречи с Н. для информирования граждан о его деятельности (л.д. 30-31). Предполагаемое количество участников публичного мероприятия, согласно уведомлению, должно составлять 500 человек, обеспечение общественного порядка гарантируется истцом как организатором мероприятия, организация медицинской помощи обеспечивается инструктированием участников мероприятии и вызовом скорой помощи. Предполагается использование сцены и звукоусиливающей аппаратуры.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 8-10), подписанным от имени Администрации г.о. Самара и.о. руководителя Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации г.о. Самара В., истцу было отказано в согласовании проведения публичного мероприятия со ссылкой на то, что в городе «ведутся активные ремонтные и восстановительные работы», ДД.ММ.ГГГГ на всех свободных площадках в городе запланированы «иные мероприятия, в том числе культурно-массовые и спортивные», кроме того, цель проведения мероприятия не соответствует закону, т.к. информировать в ходе публичного мероприятия можно только о деятельности депутатов, а скрытая цель организаторов митинга, выявленная ответчиком на основе «объективного анализа», заключается в обеспечении участия Н. в избирательной кампании по выборам Президента РФ в 2018 г., что противоречит закону, устанавливающему, что проведение кампании в поддержку выдвижения кандидата в Президенты РФ допускается только после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ.

Отказ органа местного самоуправления в согласовании проведения публичного мероприятия в избранном его организатором месте явным образом затрагивает конституционное право заявителя на мирное собрание, в связи с чем может быть оспорен им в суде в порядке, предусмотренном ст. 22 КАС РФ.

Установленный п.4 ст. 219 КАС РФ десятидневный срок на обращение в суд заявителем соблюден.

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантировано право на свободу мирных собраний. Оно не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение права на мирные собрания может оцениваться как «необходимое в демократическом обществе» и преследующее законную цель, только если оно вызвано острой общественной необходимостью и является соразмерным преследуемой цели.

Порядок проведения публичных мероприятий и установления ограничений в реализации права граждан на мирные собрания в РФ определен ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно ст. 7 названного закона, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого 1 участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия регламентируется соответствующим законом субъекта РФ. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Согласно ст. 12 того же закона орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям закона;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями закона.

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны.

В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях или уголовным законодательством РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с тем же законом или законом субъекта РФ проведение публичного мероприятия запрещается.

В соответствии со ст.<адрес> «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в <адрес>» уведомление о проведении публичного мероприятия в избранном истцом месте подлежало направлению Главе местной администрации г.о. Самара. Соответственно, Администрация г.о. Самара должна была совершить действия и принять решения, предусмотренные ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии с пп.3 п.9 ст. 226 КАС РФ при разбирательстве дел об оспаривании решений, действий, бездействия органов местного самоуправления суд вне зависимости от доводов административного искового заявления проверяет, соблюдены ли требования процедурных норм, т.е. нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) и порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен. Законом (п.11 ст. 226 КАС РФ) установлена презумпция незаконности оспариваемых решений, действий, бездействия. Бремя доказывания их соответствия закону возлагается на орган, принявший оспариваемое решение (совершивший оспариваемое действие допустивший оспариваемое бездействие).

Принятое ответчиком решение входило в компетенцию ответчика, установленную ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и ст.<адрес> «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в <адрес>».

Распоряжением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-р полномочиями на принятие от имени Администрации г.о. Самара решения по уведомлению о проведении публичного мероприятия был персонально наделён С. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №а (л.д. 52) исполнение обязанностей последнего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было возложено на В. Следовательно, оспариваемое решение от имени ответчика было принято уполномоченным лицом.

Специального порядка принятия решения по уведомлению о проведении публичного мероприятия закон не предусматривает.

Утверждение ответчика о том, что письмо от ДД.ММ.ГГГГ № не является выражением решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, абсурдно. Письмо направлено истцу в ответ на его уведомление о проведении публичного мероприятия и содержит формулировку «согласование Вашего публичного мероприятия не представляется возможным», т.е. недвусмысленную и эксплицитную формулировку отказа в согласовании проведения публичного мероприятия.

Согласно п.2 ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Согласно п.2.2 ст. 8 того же закона законом субъекта РФ дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

В силу ст. 3.<адрес> «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в <адрес>» к числу мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся территории, расположенные ближе 150 метров от границ опасных производственных объектов и военных объектов, зданий, занимаемых дошкольными образовательными организациями и общеобразовательными организациями, зданий и объектов, используемых для богослужений, проведения религиозных обрядов и церемоний, зданий, занимаемых организациями, в которых осуществляется оказание стационарной медицинской помощи. При этом границами зданий и объектов являются внешние границы ограждающих конструкций (стен) зданий на уровне их примыкания к поверхности земли, а границами объектов, имеющих закрепленные земельные участки, границы таких земельных участков.

Согласно п.1.1 ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» органы исполнительной власти субъекта РФ определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (т.н. «специально отведённые места»). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта РФ, при этом указанная предельная численность не может быть менее 100 человек.

Заявитель не является лицом, которое в соответствии с федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия.

Ссылка ответчика на то, что проведение заявленного мероприятия в заявленный день невозможно нигде на территории города, неосновательна. Никакие «активные ремонтные и восстановительные работы по плану подготовки к Чемпионату мира по футболу, … благоустройству площадей и скверов, … подготовка к отопительному сезону, … большое количество иных мероприятий, в том числе культурно-массовых и спортивных мероприятий», на которые сослался ответчик в оспариваемом решении, не могут служить основанием для неисполнения органом местного самоуправления прямого требования закона. Возможность публичного высказывания гражданами своего мнения в рамках мирных собраний сама по себе является конституционно значимой ценностью. Орган местного самоуправления в своей деятельности должен обеспечивать возможность её реализации. Кроме того, доказательственной презумпцией на ответчика возлагается обязанность доказывания обстоятельств, на которые он ссылается в оспариваемом решении. Никаких доказательств невозможности проведения заявленного истцом мероприятия в другом месте или в другое время ответчик суду не представил. Суд критически относится к утверждению об отсутствии на территории города места для проведения митинга с весьма небольшим (500 человек) количеством участников.

Доводы ответчика о несоответствии закону цели проведения публичного мероприятия не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данное обстоятельство, даже если бы оно имело место, не может служить основанием для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в силу п.3 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно п.2 той же статьи, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях или уголовным законодательством РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке. Сама формулировка закона («при проведении мероприятия») указывает, что запретить проведение публичного мероприятия либо отказать в согласовании его проведения по мотивам несоответствия закону его цели или форм орган местного самоуправления не вправе. По смыслу закона, ответственность за проведение мероприятия с такого рода целью или в такого рода формах несут его организаторы. Орган местного самоуправления, в силу пп.5 п.1 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», обязан обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, в том числе информировать органы внутренних дел о возникшем у него предположении относительно противоправности целей или форм публичного мероприятия, при необходимости оказать органам внутренних дел содействие в пресечении противоправных действий организаторов, участников публичного мероприятия или иных лиц в ходе проведения публичного мероприятия. Превентивный же запрет его проведения на основании сколь угодно обоснованного предположения органа местного самоуправления относительно незаконности его целей или форм законодателем не предусмотрен.

Кроме того, доводы ответчика о несоответствии закону заявленной истцом цели публичного мероприятия ошибочны. Упоминание в пп.1 ст. 2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» об информировании избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями как об одной из возможных целей публичного мероприятия не умаляет возможности проведения публичных мероприятий с целью информирования о деятельности иных лиц. Закон не содержит фиксированного перечня допустимых целей проведения публичных мероприятий.

Что же касается предположений ответчика относительно наличия у заявленного истцом публичного мероприятия скрытой цели и возможного при его проведении нарушения требований избирательного законодательства, то при наличии достаточных оснований для такого предположения ответчик был вправе (и обязан) руководствоваться положениями п.2 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и, согласовав проведение публичного мероприятия, одновременно предупредить организаторов о недопустимости нарушения требований законодательства о выборах Президента РФ при его проведении.

Таким образом, ничто из изложенного в оспариваемом решении не является законным основанием для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия.

Однако уже в ходе разбирательства дела ответчиком представлена информация о том, что на расстоянии менее 150 м от выбранного истцом места проведения митинга расположено детское дошкольное образовательное учреждение.

В судебном заседании путем исследования общедоступного картографического материала (2gis.ru) и общедоступных информационных ресурсов в сети Интернет установлено, что по адресу: <адрес>, действительно расположен детский сад Муниципального <адрес> т.е. дошкольная образовательная организация (л.д. 44, 45). Половина <адрес>, включая территорию, избранную истцом для размещения участников митинга (л.д. 32), расположена в пределах 150 м от стены указанного дома, что исключает возможность проведения на ней публичного мероприятия.

Данное обстоятельство не было указано ответчиком в качестве основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в оспариваемом решении, однако закон не лишает ответчика права ссылаться на него при разбирательстве дела. Оно в силу п.3 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» является основанием для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия.

Доводы истца о возможности изменения схемы проведения публичного мероприятия таким образом, чтобы оно проходило на той части <адрес>, которая отстоит от стен дома по адресу: <адрес>, на расстояние больше 150 м, не влияют на выводы суда по настоящему делу, поскольку предметом судебного разбирательства является решение ответчика по конкретному уведомлению истца, не содержавшему указанного изменения.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн