РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2017 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-2745/15 по иску Ефимова А. П. об оспаривании решения Администрации г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не соответствующим закону и нарушающим права Ефимова А. П. решение Администрации г.о. Самара, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в согласовании пикетирования ДД.ММ.ГГГГ с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут по адресу: <адрес>, около <адрес>.
Обязать Администрацию г.о. Самара незамедлительно устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение о согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования ДД.ММ.ГГГГ с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут по адресу: <адрес>, около <адрес>, с количеством участников до 10 человек с целями и порядком проведения, указанными в уведомлении, представленном Ефимовым А. П. в Администрацию г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-2745/15 по иску Ефимова А. П. об оспаривании решения Администрации г.о. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Ефимов А.П. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Администрации г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что им ДД.ММ.ГГГГ было подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме пикетирования возле здания по <адрес>, в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут с предполагаемым количеством участников до 10 человек. ДД.ММ.ГГГГ ответчик письмом № отказал в согласовании публичного мероприятия. Считает, решение незаконным, нарушающим право на проведение публичного мероприятия, установленное ст. 31 Конституции РФ и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В письме ответчика не содержится предусмотренных законом оснований для отказа в согласовании публичного мероприятия. Информация о том, что «по указанному в уведомлении месту расположена парковка автомобилей, а также остановка общественного транспорта» не является основанием для отказа в согласовании публичного мероприятия. У ответчика отсутствовали законные основания для отказа в согласовании публичного мероприятия. Просит признать незаконным решение об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования, обязать ответчика согласовать ему проведение публичного мероприятия в форме пикетирования возле здания по <адрес>, в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут с предполагаемым количеством участников до 10 человек.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте разбирательства дела извещен, предупрежден судом о рассмотрении дела по существу независимо от направления представителя в судебное заседание, отзыва на иск и каких-либо доказательств по делу не представил.
Изучив материалы дела, заслушав истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с уведомлением на имя Главы г.о. Самара о проведении публичного мероприятия – массового пикета по адресу: <адрес>, около <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут с целью привлечения внимания общества к антикоррупционным расследованиям Н. (л.д. 6). Предполагаемое количество участников публичного мероприятия, согласно уведомлению, должно составлять до 10 человек, обеспечение общественного порядка и организация медицинской помощи осуществляется истцом как организатором мероприятия, предполагается использование сборно-разборной конструкции. Лозунги и содержание используемых при проведении мероприятия материалов определяется заявленной целью публичного мероприятия. Использование звукоусиливающих технических средств не предполагается. Прямо не одобренная организатором мероприятия символика признается запрещенной.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 7-8), подписанным от имени Администрации г.о. Самара исполняющим обязанности руководителя Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации г.о. Самара В., истцу было предложено изменить место проведения пикетирования и провести его на территории сквера имени В<адрес>
Истец с изменением места проведения пикетирования не согласен.
Отказ органа местного самоуправления в согласовании проведения публичного мероприятия в избранном его организатором месте, хотя бы и сопровожденный предложением об изменении места проведения мероприятия, явным образом затрагивает конституционное право заявителя на мирное собрание, в связи с чем может быть оспорен им в суде в порядке, предусмотренном ст. 22 КАС РФ.
Установленный п.4 ст. 219 КАС РФ десятидневный срок на обращение в суд заявителем соблюден.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантировано право на свободу мирных собраний. Оно не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение права на мирные собрания может оцениваться как «необходимое в демократическом обществе» и преследующее законную цель, только если оно вызвано острой общественной необходимостью и является соразмерным преследуемой цели.
Порядок проведения публичных мероприятий и установления ограничений в реализации права граждан на мирные собрания в РФ определен ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно ст. 7 названного закона, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого 1 участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия регламентируется соответствующим законом субъекта РФ. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Согласно ст. 12 того же закона орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям закона;
3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями закона.
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 787) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны.
В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях или уголовным законодательством РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с тем же законом или законом субъекта РФ проведение публичного мероприятия запрещается.
В соответствии со ст.<адрес> «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в <адрес>» уведомление о проведении публичного мероприятия в избранном истцом месте подлежало направлению Главе местной администрации г.о. Самара. Соответственно, Администрация г.о. Самара должна была совершить действия и принять решения, предусмотренные ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В соответствии с пп.3 п.9 ст. 226 КАС РФ при разбирательстве дел об оспаривании решений, действий, бездействия органов местного самоуправления суд вне зависимости от доводов административного искового заявления проверяет, соблюдены ли требования процедурных норм, т.е. нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) и порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен. Законом (п.11 ст. 226 КАС РФ) установлена презумпция незаконности оспариваемых решений, действий, бездействия. Бремя доказывания их соответствия закону возлагается на орган, принявший оспариваемое решение (совершивший оспариваемое действие допустивший оспариваемое бездействие).
Принятое ответчиком решение – предложить заявителю изменить место проведения публичного мероприятия входило в компетенцию ответчика, установленную ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и ст.<адрес> «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в <адрес>».
Однако суду не представлено доказательств наличия у В. полномочий на принятие от имени Администрации г.о. Самара решения по уведомлению проведения публичного мероприятия, несмотря на то, что такие доказательства были судом прямо затребованы у ответчика определением от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого получена ответчиком в 16 часов 26 минут ДД.ММ.ГГГГ, т.е. заблаговременно до разбирательства дела применительно к установленным п.4 ст. 226 КАС РФ срокам его рассмотрения. Поскольку отложение разбирательства дела для повторного истребования у ответчика указанных доказательств невозможно, суд, руководствуясь доказательственной презумпцией, признает, что оспариваемое решение от имени ответчика было принято неуполномоченным лицом.
Предусмотренное пп.2 п.1 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обоснованное предложение организатору мероприятия об изменении места его проведения представляет собой, по существу, отказ в согласовании проведения публичного мероприятия в том месте, которое избрано его организатором. В связи с этим такое решение органа местного самоуправления является законным только при наличии предусмотренных п.3 той же статьи оснований для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в том месте, которое избрано его организатором. По смыслу Конституции РФ, право выбора места проведения публичного мероприятия является составной частью конституционного права на мирные собрания. Ограничение этого права, в т.ч. в форме предложения организатору изменить место проведения публичного мероприятия, возможно только с соблюдением положений ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, т.е. на основании закона и во имя достижения цели, диктуемой общественной необходимостью.
Как следствие, предложение организатору публичного мероприятия изменить место его проведения является «обоснованным» в терминологии пп.2 п.1 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» только в том случае, когда оно имеет своим основанием обстоятельство, указанное в п.3 той же статьи, а именно наличие установленного названным федеральным законом или законом субъекта РФ запрета на проведение публичного мероприятия в избранном его организатором месте.
В п.2.1 ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» прямо указано, что после определения органом исполнительной власти субъекта РФ специально отведенных мест проведение публичного мероприятия вне этих специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Однако орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия вне специально отведенных мест только при наличии оснований, предусмотренных п.3 ст. 12 того же закона.
Предлагая заявителю изменить место проведения публичного мероприятия, ответчик сослался на наличие в избранном заявителем месте автомобильной парковки и остановки общественного транспорта.
Между тем, ни ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ни <адрес> «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в <адрес>» не запрещают проведение публичных мероприятий вблизи автомобильных парковок и остановок общественного транспорта.
Согласно п.2 ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Согласно п.2.2 ст. 8 того же закона законом субъекта РФ дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
В силу ст. 3.<адрес> «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в <адрес>» к числу мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся территории, расположенные ближе 150 метров от границ опасных производственных объектов и военных объектов, зданий, занимаемых дошкольными образовательными организациями и общеобразовательными организациями, зданий и объектов, используемых для богослужений, проведения религиозных обрядов и церемоний, зданий, занимаемых организациями, в которых осуществляется оказание стационарной медицинской помощи. При этом границами зданий и объектов являются внешние границы ограждающих конструкций (стен) зданий на уровне их примыкания к поверхности земли, а границами объектов, имеющих закрепленные земельные участки, границы таких земельных участков.
Доказательств наличия в 150 м от заявленного истцом места проведения пикетирования объектов, рядом с которыми проведение массовых мероприятий запрещается, ответчиком не представлено.
В судебном заседании путем исследования общедоступного картографического материала (2gis.ru, ***) установлено, что в радиусе 150 м от заявленного истцом места проведения мероприятия отсутствуют объекты, указанные в п.2 ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и ст. 3.<адрес> «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в <адрес>». В <адрес> расположена медицинская организация, оказывающая амбулаторную медицинскую помощь (поликлиника), что не является препятствием для проведения публичного мероприятия. В <адрес> расположена детская музыкальная школа, являющаяся организацией дополнительного образования (т.е., не дошкольной образовательной организацией и не общеобразовательной организацией), что также не служит препятствием для проведения пикетирования.
Истцом в судебном заседании представлена схема расположения участников пикета и сборно-разборной конструкции на местности (л.д. 14), из которой следует, что предполагаемый заявителем порядок проведения пикетирования не затрагивает функционирование остановки общественного транспорта.
Таким образом, отказ истцу в согласовании проведения пикетирования в избранном им месте, выраженный в форме предложения об изменении места проведения пикетирования, не соответствует закону. Данное решение нарушает права истца, который обладает правом выбора места проведения публичного мероприятия. Суд учитывает, что избранная заявителем форма мероприятия – пикетирование по своему существу направлена на информирование возможно большего числа граждан о значимых для организатора мероприятия обстоятельствах, в связи с чем у организатора имеется законный интерес в его проведении не в специально отведенных местах, а в оживленных местах, посещаемых большим количеством людей.
При этом организатор во всех случаях обязан обеспечить соблюдение общественного порядка при проведении мероприятия и несет ответственность за нарушения этого порядка, если таковые будут допущены. Администрация г.о. Самары, со своей стороны, обязана оказывать организатору необходимое содействие в реализации им конституционного права на свободу собраний в форме проведения публичного мероприятия в избранном организатором месте.
Согласно п.8 ст. 226 КАС РФ, при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, наделенного властными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Разрешая требование о признании незаконным решения органа местного самоуправления, суд обязывает устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Ответчик в оспариваемом решении признает, что уведомление о проведении публичного мероприятия соответствовало требованиям закона и было подано в установленный законом срок.
Ответчик не оспаривает наличие у истца права быть организатором публичного мероприятия.
Таким образом, судом установлено отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в проведении заявленного публичного мероприятия.
На согласование другому лицу проведения публичного мероприятия в том же месте и в то же время ответчик не ссылался.
Следовательно, устранение допущенного нарушения прав истца должно быть осуществлено путем принятия решения о согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования ДД.ММ.ГГГГ с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут по адресу: <адрес>, около <адрес>, с количеством участников до 10 человек с целями и порядком проведения, указанными в уведомлении.
В соответствии с пп.1 п.3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Принимая во внимание, что днём проведения публичного мероприятия является следующий за днём рассмотрения дела день, суд считает, что решение должно быть исполнено ответчиком незамедлительно.
В соответствии с п.8 ст. 227 КАС РФ решения, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, подлежат немедленному исполнению.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не соответствующим закону и нарушающим права Ефимова А. П. решение Администрации г.о. Самара, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в согласовании пикетирования ДД.ММ.ГГГГ с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут по адресу: <адрес>, около <адрес>.
Обязать Администрацию г.о. Самара незамедлительно устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение о согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования ДД.ММ.ГГГГ с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут по адресу: <адрес>, около <адрес>, с количеством участников до 10 человек с целями и порядком проведения, указанными в уведомлении, представленном Ефимовым А. П. в Администрацию г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья Секретарь