...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Дело №...а-4988/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2017 года
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Кудрявцевой А.Г.,
при секретаре Поповой Е.Н.,
с участием представителя административного истца Ягубяна Л.А. – Семушина С.А., представителя административного ответчика - призывной комиссии Волгоградской области и заинтересованного лица - ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» - Лыгиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде административное дело по административному иску Ягубяна Л. А. к призывной комиссии Волгоградской области, призывной комиссии Николаевского района Волгоградской области об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском, в обоснование требований указав, что решением призывной комиссии Николаевского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №...) он был призван на военную службу с установлением категории годности «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Указанное решение он обжаловал в призывную комиссию Волгоградской области. Решением призывной комиссии Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №51) решение призывной комиссии Николаевского района Волгоградской области от 14.06.2017 года (протокол №13) было утверждено. Административный истец считает данные решения незаконными, поскольку при принятии оспариваемых решений и проведении ему медицинского освидетельствования, призывными комиссиями района и области категория его годности была определена преждевременно. Призывная комиссия Николаевского района Волгоградской области не учитывала его состояние здоровья и течение его заболеваний на текущий момент принятия своего решения. Призывная комиссия Волгоградской области не объективно провела процедуру контрольного медицинского освидетельствования. Он был освидетельствован в отсутствие объективных данных о его состоянии здоровья, поскольку получил направления на обследование к узким специалистам (гастроэнтерологу и онкологу) за день до принятия оспариваемого решения призывной комиссии Николаевского района Волгоградской области. Данные направления остались нереализованными, медицинские заключения о состоянии его здоровья не оформленными. Кроме того, одним из его диагнозов является: «Миопия обоих глаз высокой степени. Сложный миопический астигматизм», который выставлялся истцу в различных медицинских учреждениях, в том числе, специализированных. Данный диагноз предполагает освобождение от призыва, поскольку предусматривает категорию годности «В» - ограниченно годен к военной службе согласно п. «в» ст. 34 перечня Расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №...). Однако, в результате последнего обследования по направлению военного комиссариата степень миопии в диагнозе истца была указана не «высокой», а – «средней». Призывная комиссия не предприняла мер к объективному обследованию Ягубяна Л.А. в связи с противоречиями в диагнозе, на дополнительное обследование он не направлялся. Также при принятии решения о призыве был искажен его диагноз «Недостаточность питания» (указано неверно «пониженное питание»), с которым в порядке ст. 13 п. «г» Расписания болезней, он подлежит признанию временно не годным к военной службе, в связи с чем, предоставляется отсрочка от призыва.
Считает, что принятые решения о призыве его на службу являются преждевременными и необоснованными, а, следовательно, незаконными, которые повлекли возложение на истца незаконной обязанности проходить военную службу, в связи с чем, Ягубян Л.А. просит признать незаконными и отменить решения призывной комиссии Николаевского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... и призывной комиссии Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №..., возложить на призывную комиссию Николаевского района Волгоградской области обязанность в полном объеме устранить допущенные нарушения, путем организации и проведения Ягубяну Л.А. надлежащего медицинского обследования и освидетельствования, после чего принять соответствующее решение.
В ходе судебного разбирательства к участию в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области».
Административный истец Ягубян Л.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен, свои интересы по доверенности доверил представлять Семушину С.А., который в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика – призывной комиссии Волгоградской области и заинтересованного лица - ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» - Лыгина С.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку врачами призывных комиссий с учетом имеющихся у Ягубяна Л.А. диагнозов не установлено оснований для применения в отношении административного истца категории годности «В».
Представитель административного ответчика - призывной комиссии Николаевского района Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлён.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к выводу о необоснованности исковых требований.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.ч. 1,2 ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Исходя из ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: призыв на военную службу.
В соответствии с ч. 3 той же нормы граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Согласно с пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в том числе явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, что установлено ст. 26 указанного Федерального закона.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Как предусмотрено ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на призывную комиссию возлагаются обязанности по принятию в отношении граждан одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
На основании п. 2 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта РФ организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией Николаевского района Волгоградской области в отношении Ягубяна Л. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принято решение (протокол №...) о призыве на военную службу. Ягубян Л.А. был признан «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями по ст. 13 «д», 59 «в», 34 «г» Расписания болезней. При этом указаны следующие диагнозы: «...
ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссией Волгоградской области (протокол №...), решение призывной комиссии Николаевского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... в отношении Ягубяна Л.А. утверждено.
По правилам ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч. 1 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку с административным иском об оспаривании решений, принятых призывными комиссиями ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, установленный законом срок на обращение в суд с данными требованиями административным истцом не пропущен.
Разрешая по существу заявленные требования, суд полагает необходимым указать следующее.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ягубяну Л.А. военным комиссаром Николаевского района Волгоградской области были выданы направления для обследования к гастроэнтерологу с диагнозом: «Эрозия пищевода. Рефлюкс-эзофагит» и к онкологу с диагнозом: «пигментный волосатый невус кожи правого плеча».
Однако, указанные обследования Ягубян Л.А. не прошел, медицинские заключения о состоянии его здоровья по выданным ему направлениям, лечебными учреждениями заполнены не были, поскольку уже ДД.ММ.ГГГГ (протокол №...) призывной комиссией Николаевсккого района Волгоградской области в отношении Ягубяна Л.А. принято решение о призыве на военную службу.
В соответствии с п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Порядок организации и проведения медицинского свидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 года №565.
Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе; в случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года №565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
При таких обстоятельствах, у призывной комиссии Николаевского района Волгоградской области не имелось оснований для принятия решения о призыве Ягубяна Л.А. на военную службу без проведенного обследования.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, незаконным, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
По смыслу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) такого госоргана, лежит на административном истце.
Он, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 220 КАС РФ, обращаясь в суд с административным исковым заявлением, должен указать сведения о правах, свободах и законных интересов административного истца, которые по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием) и в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ представить совместно с исковым заявлением, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает свои требования.
Как следует из искового заявления, поданного суду, административный истец, обращаясь в суд, указал, что принятые решения повлекли возложение на него незаконной обязанности проходить военную службу.
Однако, суд учитывает, что призыв, в рамках мероприятий которого вынесены оспариваемые решения призывных комиссий, закончен. При таком положении оспариваемое истцом решение призывной комиссии субъекта, равно как и решение призывной комиссии района, утратили свое значение, для истца правовых последствий не повлекли, не нарушили его прав и свобод, и не препятствуют их осуществлению.
При проведении в отношении истца мероприятий по новому призыву, Ягубян Л.А. вновь подлежит медицинскому освидетельствованию для определения категории годности к военной службе с учетом состояния здоровья на момент освидетельствования, по результатам которого призывной комиссией должно быть принято предусмотренное ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" решение, и, в случае несогласия с ним, он не лишен права оспорить его.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым отказать Ягубяну Л.А. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ
РЕШИЛ
В удовлетворении требований Ягубяна Л. А. к Призывной комиссии Волгоградской области, Призывной комиссии Николаевского района Волгоградской области о признании незаконными решений призывной комиссии Николаевского района Волгоградской области от 14.06.2017 года №13 и призывной комиссии Волгоградской области от 29.06.2017 № 51 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд города Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
...
...
...
...
... А.Г.Кудрявцева
...
...