8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об оспаривании решений № 2а-1422/2017 ~ М-495/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

XXX

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

XX.XX.XXXX года г.Санкт-Петербург

Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Чекрий Л.М. при секретаре Акуловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Верлана С.М. к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга об оспаривании решений,

УСТАНОВИЛ:

    Верлан С.М. обратился в суд к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: ... просил обязать администрацию выдать разрешение на строительство.

    Свои требования административный истец обосновал тем, что XX.XX.XXXX он обратился в администрацию района с заявлением о выдаче разрешения на строительство названного объекта. К заявлению были приложены все необходимые документы, исчерпывающий перечень которых установлен п.9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ. Впоследствии он дополнительно направлял заявления с уточнениями XX.XX.XXXX, XX.XX.XXXX.

Письмами от XX.XX.XXXX, XX.XX.XXXX, XX.XX.XXXX ответчик отказал в выдаче разрешения, ссылаясь на непредоставление им заключения КГИОП о возможности сноса здания, которое ранее располагалось на указанном участке.

Данное решение истец считает незаконным, поскольку он приобрел земельный участок совместно с расположенным на нем зданием на торгах, проводимых Фондом имущества Санкт-Петербурга. Существенным условием аукциона являлось условие о сносе здания. Требование о предоставлении дополнительного документа не основано на законе.

В судебном заседании административный истец на требованиях настаивал, пояснил, что закон не содержит требования о необходимости получения какого-либо заключения в данном случае. Административным ответчиком дано неверное толкование закона, нарушен запрет на требование дополнительных документов при обращении за разрешением на строительство.

Представитель административного ответчика Дементьева И.С. с иском не согласилась, ссылаясь на правомерность принятого решения и необоснованность доводов административного истца.

Представитель Патока Е.Ю. в суде пояснила, что в данном случае расположенное на спорном участке здание зоны ЗРЗ-2 являлось историческим, поскольку построено до XXX года. Его снос возможен исключено при наличии положительного заключения КГИОП. Такого заключения не было получено ни истцом, ни иными лицами.

Представители ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга», Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

    Согласно представленным доказательствам Верлан С.М. является собственником земельного участка площадью XXX.м. по адресу: .... Земельный участок относится к землям населенных пунктов для размещения индивидуального жилого дома.

    XX.XX.XXXXг. Верлан С.М. обратился в администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче разрешения на строительство дома на указанном земельном участке, представив схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, правоустанавливающий документ на земельный участок, градостроительный план земельного участка.

    Письмом администрации от XX.XX.XXXX заявителю отказано со ссылкой на отсутствие заключения КГИОП о возможности сноса нежилого здания по данному адресу.

    XX.XX.XXXXг., XX.XX.XXXXг. Верлан С.М. вновь обращался в администрацию района с аналогичными заявлениями о выдаче разрешения на строительство, указав в них на несогласие с требованием о необходимости получения заключения КГИОП.

    Письмами администрации от XX.XX.XXXX, XX.XX.XXXX даны разъяснения законодательства по предмету обращения с учетом первичного обращения XX.XX.XXXX.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия) (абзац введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ).

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Судом установлено, что территория, на которой расположен спорный земельный участок, находилась в пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ 2-10) в соответствии с законодательством, действовавшим на дату обращения Верлана С.М. за получением разрешения на строительство (XX.XX.XXXX).

Пунктом 1.2 главы 4 Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 (ред. от 26.06.2014, с изм. от 13.04.2016) "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 24.12.2008) предусмотрен следующий общий режим использования земель в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности:

а) не допускаются:

строительство и размещение предприятий, создающих повышенные грузовые потоки, взрыво-, пожароопасных и потенциально оказывающих отрицательное воздействие на объекты культурного наследия;

строительство на территориях, попадающих в прибрежные защитные полосы Финского залива, а также озер, рек, ручьев (объектов охраны и объектов водоподводящей гидрографической системы исторических парков);

снос (демонтаж) исторических зданий, строений, сооружений, за исключением разборки аварийных конструкций; в случае разборки аварийных конструкций требуется восстановление внешнего облика исторических зданий, сооружений, формирующих уличный фронт застройки, которое производится в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия. Порядок подготовки заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия устанавливается Правительством Санкт-Петербурга;

б) допускаются:

строительство и реконструкция жилых зданий, сооружений, объектов улично-дорожной сети, благоустройство, озеленение территорий в соответствии с настоящими режимами использования земель; строительство и реконструкция нежилых зданий, строений и сооружений в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия. Порядок подготовки заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия устанавливается Правительством Санкт-Петербурга;

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

снос (демонтаж) диссонирующих объектов и объектов, не представляющих историко-культурной ценности в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия. Порядок подготовки заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

    Согласно п. 3.41 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 651 "О Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры" для выполнения задач, предусмотренных в разделе 2 настоящего Положения, Комитет выдает заключения в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга от 24.12.2008 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга".

    В соответствии с п.п.1.2-1.3 Порядка подготовки заключений в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", утвержденного Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 N 1264 заключение исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - заключение), подготавливается Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) в случаях, установленных Законом Санкт-Петербурга.

КГИОП подготавливает следующие заключения: для зон охраны объектов культурного наследия, расположенных за пределами зон охраны объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга: о возможности либо о невозможности сноса (демонтажа) диссонирующих объектов и объектов, не представляющих историко-культурной ценности.

В соответствии с Административным регламентом Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга", утвержденным распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 06.08.2015 N 10-336 за выдачей заключения вправе обратиться физическое или юридическое лицо, обладающие зданием, сооружением, земельным участком или иным объектом, в отношении которого планируется проведение работ, на вещном или обязательственном праве, либо государственный заказчик соответствующих работ, либо лицо, заключившее государственный контракт на подготовку проектной документации (эскизного проекта, обосновывающей документации) (заявитель)

В силу п. 2.3.1 результатом предоставления государственной услуги является Заключение для зон охраны объектов культурного наследия, расположенных за пределами зон охраны объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга: о соответствии либо несоответствии режимам использования земель, исторической среде; о возможности либо о невозможности сноса (демонтажа) диссонирующих объектов и объектов, не представляющих историко-культурной ценности.

С учетом указанных обстоятельств и правовых норм снос спорного строения мог быть произведен при условии получения соответствующего заключения КГИОП. Доводы истца о неверном толковании административным ответчиком и КГИОП Закона Санкт-Петербурга в части возможности сноса строения в данной зоне охраны объекта культурного наследия является неправомерным.

    Доводы административного ответчика основаны также на факте выдачи XX.XX.XXXX КГИОП справки, согласно которой объект по адресу: ... не относится ни к числу выявленных объектов культурного наследия, ни к числу объектов культурного наследия федерального регионального или местного (муниципального) значения. Объект расположен в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга.

    Однако данный документ не является вышеназванным заключением, не свидетельствует о том, что подлежащее сносу здание не относится к числу объектов, не представляющих историко-культурной ценности. Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что исследования на данный предмет не было произведено.

    Согласно представленным доказательствам, земельный участок с расположенным на нем строением (нежилым зданием) приобретен Верланом С.М. приобретен на торгах на основании договора купли-продажи от XX.XX.XXXX, заключенного с ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга».

    В соответствии с п.XXX договора покупатель обязался осуществить снос здания в течение 6 месяцев с момента заключения договора и возвести на освобожденном участке объект недвижимости или реконструкцию здания в течение XXX месяцев с момента заключения договора.

    Вместе с тем, данное условие договора не исключает обязанность владельца участка осуществить снос и строительство или реконструкцию с соблюдением установленного порядка.

    Согласно представленным по запросу суда Фондом имущества Санкт-Петербурга документам до проведения торгов заключение КГИОП о возможности сноса строения не было получено.

    В силу ч.ч.9, 9.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.07.2012 N

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

Документы, указанные в пункте 1 части 9 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре (часть 9.2 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ).

    Требование о предоставлении заключения о возможности существующего на земельном участке строения основаны на требованиях специального законодательства, регулирующего осуществление застройки на определенной территории.

    При таких обстоятельствах доводы истца о незаконности требования о предоставлении заключения как противоречащего положениям ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, не могут быть приняты во внимание.

    С учетом изложенного административное исковое заявление подлежит отложению.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

    В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Василеостровский районный суд.

Судья                                    Л.М.Чекрий

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн