XXX
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
XX.XX.XXXX г.Санкт-Петербург
Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Чекрий Л.М. при секретаре Акуловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Санкт-Петербургский издательско-полиграфический техникум» об оспаривании представления прокурора,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский издательско-полиграфический техникум» (СПбИПТ) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании представления прокурора Василеостровского района от XX.XX.XXXX XXX об устранении нарушений законодательства об образовании, социальной защите инвалидов, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, трудового законодательства.
С учетом уточнения иска, представление оспорено в части доводов о нарушении обязательных требований о наличии соответствующего образования у лиц, осуществляющих педагогическую деятельность.
Свои требования административный истец обосновал тем, что в представлении необоснованно указано на данное нарушение со ссылкой факт допущения к педагогической деятельности на должности мастера производственного обучения сотрудницы техникума Бишковой Н.М. Данное лицо имеет среднее общее образование, аттестат о среднем образовании, выданный Полуямской средней школой с производственным обучением XX.XX.XXXX. Назначение на должность произведено с учетом пункта 9 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. При переводе Бишковой Н.М. на должность мастера производственного обучения аттестационной комиссией в XXX. давались рекомендации о назначении на должность в порядке п. 9 ЕКС.
В представлении оставлены без внимания документы и объяснения по существу работы Бишковой Н.М. В частности, при проверке прокурору сообщено, что учебный процесс в техникуме организован так, что мастер производственного обучения не ведет занятий по дисциплине самостоятельно, практически выступает помощником педагога. В доказательство были представлены расписания занятий.
В судебном заседании представитель административного истца Калабин Т.Б. на требованиях настаивал по изложенным доводам, пояснил, что проверка техникума проводилась Комитетом по образованию Санкт-Петербурга и прокуратурой Василеостровского района. По результатам проверок комитетом вынесено предписание, а также возбуждено дело об административном правонарушении в отношении руководителя техникума, прокурором в адрес техникума внесено представление. Постановлением мирового судьи производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица прекращено за отсутствием состава правонарушения. Данное постановление решением судьи Василеостровского районного суда отменено, в действиях должностного лица установлен состав правонарушения. Названное решение суда, а также предписание административного органа и представление прокуратуры техникумом и его руководителем оспорены. На предмет наличия оснований для назначения Бишковой Н.М. на должность в порядке п.9 ЕКС при проведении проверки сотрудниками прокуратуры документы не были истребованы, поэтому доводы о незаконности принятия данного лица на педагогическую должность являются незаконными.
Представители прокуратуры Василеостровского района Бочкарева Ю.С., Ивонин А.В., прокуратуры Санкт-Петербурга Ивонин А.В. в суде возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на его необоснованность, пояснили, что административным истцом в прокуратуру представлены сведения об исполнении представления.
Привлеченные административным истцом к делу в качестве заинтересованных лиц Кривоносов А.М. и Бишкова Н.М. в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства прокуратуры Василеостровского района, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В силу положений ст. 6 и ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносят представление об устранении нарушений закона. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Согласно ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Согласно представленным доказательствам в XX.XX.XXXX. прокуратурой Василеостровского района Санкт-Петербурга в связи с поступлением обращения студентов техникума и планом работы на XXX. проведена проверка названного учебного заведения. Проверка проведена совместно с Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Законность проведения прокурорской проверки административным истцом не оспаривается.
По результатам проверки в адрес учреждения прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства от XX.XX.XXXX XXX.
В представлении указано на его безотлагательное рассмотрение, принятие мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также к недопущению подобных нарушений впредь, рассмотрение вопроса о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
Согласно указанному акту прокурорского реагирования в ходе проверки, в частности выявлены нарушения обязательных требований о наличии соответствующего образования у лиц, осуществляющих педагогическую деятельность. В нарушение части 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», норм Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих к педагогической деятельности на должность мастера производственного обучения допущена Бишкова Н.М., не имеющая документа о соответствующем образовании.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678, должность мастер производственного обучения отнесена к должностям педагогических работников.
В разделе "Требования к квалификации" Единого квалификационного справочника определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.
Согласно данному нормативному документу к должностным обязанностям мастера производственного обучения, в частности, относится проведение практических занятий и учебно-производственных работ, связанных с профессиональным (производственным) обучением; участие в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; проведение учебных занятий, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий.
Справочником предусмотрены следующие требования к квалификации данного педагогического работника. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Факт назначения на педагогическую должность работника, не имеющего специальной подготовки, административным ответчиком не оспаривается.
Ссылка административного истца на пункт 9 ЕКС не влияет на законность оспариваемого предписания. В соответствии с данным пунктом лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Как следует из представленных доказательств, сведений о назначении в XXX. Бишковой Н.М. на должность в порядке п.9 ЕКС, а также о соблюдении процедуры, предусмотренной пунктом 9 ЕКС, при назначении на должность в порядке исключения в ходе проверки не было представлено. Так, не предъявлялось заключение аттестационной комиссии, отсутствовало оно и в материалах личного дела сотрудника. Согласно пояснениям представителя административного истца данные документы в организации отсутствуют, не сохранились. На стадии судебного обжалования представления прокурора истцом предъявлена выписка из протокола аттестационной комиссии от XX.XX.XXXX о рекомендации Бишквой Н.М. к назначению на должность мастера производственного обучения со ссылкой на п.9 ЕКС. Однако указания на время изготовления выписки документ не содержит, что в отсутствие протокола аттестационной комиссии ставит под сомнение его легитимность.
Таким образом, довод представления прокурора о выявленном факте принятия на должность лица, не имеющего профессиональной подготовки, является правомерным.
При этом оспариваемое представление прокуратуры района не разрешает трудовых прав сотрудника техникума Бишковой Н.М., не содержит указаний относительно заключенного трудового договора и не препятствует надлежащему оформлению трудовой (профессиональной) деятельности лица.
Факт внесения Комитетом по образованию Санкт-Петербурга в адрес техникума предписания по результатам проверки также не влияет на законность оспариваемого представления прокурора, поскольку проведение проверки образовательного учреждения контролирующим органом не исключает проведение проверки органами прокуратуры и принятие мер прокурорского реагирования.
Подмены контролирующего органа прокуратурой в ходе проверки не установлено, что следует из сопоставления актов проверок названных государственных органов, а также из экспертных заключений по результатам плановой выездной проверки Комитета по образованию.
Как следует из текста представления прокурора, при проверке выявлены нарушения не только в сфере непосредственно образовательной деятельности, но и в области, урегулированной законодательством о социальной защите инвалидов, противодействии терроризму, обеспечении антитеррористической безопасности объектов, защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, противодействии экстремистской деятельности.
Кроме того, представление прокурора имеет направленность на устранение нарушений закона, а также причин и условий им способствующих, не содержит предписывающих указаний относительно конкретных лиц и способа устранения нарушений закона.
При изложенных обстоятельствах предписание в оспариваемой части соответствует закону, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
В силу ч. 6 ст. 180 КАС РФ если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда должна содержать указание на сохранение или отмену действия примененных мер предварительной защиты по административному иску.
Согласно ч. 3 ст. 89 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда.
С учетом результата рассмотрения дела, принятая судом мера обеспечения иска о приостановлении действия представления в части подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Отменить обеспечение иска, введенное определением судьи Василеостровского районного суда от XX.XX.XXXX о приостановлении действия представления прокуратуры Василеостровского района от XX.XX.XXXX XXX в части указания на устранение нарушений законодательства, связанных с трудоустройством Бишковой Н.М.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в месячный срок со дня составления в окончательной форме через Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Л.М. Чекрий