копия
Дело №2а-3167/2017
032а
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 июля 2017 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Лузгановой Т.А.,
при секретаре Головиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гришиной Г. Т. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Гришина Г.Т. обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска (далее по тексту – ДМИиЗО) об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Требования мотивированы тем, что истец, желая оформить право собственности на земельный участок, на котором расположено принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение – гаражный бокс №, расположенный по адресу: <адрес> обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, на что получила отказ, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок попадает в две территориальные зоны: зоны иных зеленых насаждений и зоны территорий объектов автомобильного транспорта. Постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск.
Отказ муниципального органа лишает административного истца права приобрести в собственность земельный участок под объектом недвижимости. На основании изложенного, Гришина Г.Т. просит суд признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 45 кв.м, занимаемого гаражным боксом №, расположенном по адресу: <адрес>, изложенный в письме ДМИ и ЗО администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № №; обязать административного ответчика согласовать Гришиной Г.Т., предоставлении земельного участка, общей площадью 45 кв.м., занимаемого гаражным боксом №, расположенным по указанному адресу.
В судебное заседание административный истец Гришина Г.Т. не явилась, извещена о слушании дела надлежащим образом, Ходатайства об отложении судебного заседания не представила.
Представитель административного ответчика - Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, надлежаще и своевременно уведомленного о дате и времени судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания по делу не просил. В материалы дела представлены письменные возражения представителя административного ответчика, согласно которым Департамент считает требования Гришиной Г.Т., необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент с заявлениям о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по адресу: <адрес>. Согласно Правилам землепользования и застройки города Красноярска, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ №, испрашиваемый к образованию земельный уча попадает в две территориальные зоны: зоны иных зеленых насаждений (зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). заявленном виде прав не допускается. Из представленного заявления следует, что испрашиваемый земельный участок предварительно согласовывается для дальнейшего предоставления в собственность. Согласно утвержденному Генеральному плану, испрашиваемый земельный участок частично расположен в зоне территорий объектов автомобильного транспорта, включающей в себя участки территории города, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности дорожного движения.
Постановлением администрации города от 25.12.2015 №833 утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, земельных участков общего пользования. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Размещение объекта недвижимости (гаражного бокса №), расположенного по <адрес> не соответствует вышеуказанному утвержденному проекту планировки. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 289 названного Кодекса неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы административного иска, письменные возражения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Гришина Г.Т. является собственником сооружения (гаражный бокс), площадью 37 кв.м, количество этажей 1, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ бокс №, кадастровый №. Право собственности Гришиной Г.Т. на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном порядке, на основании договора купли-продажи гаража от ДД.ММ.ГГГГ, в подтверждение чего в материалы дела представлена выписка из ЕГРП на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с архивной выпиской из решения Исполнительного комитета Красноярского городского совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ №, для строительства индивидуальных гаражей в двухъярусном исполнении в количестве 150 боксов для переноса существующих гаражей Первомайского жилого массива, исполкому Кировского райсовета отведен земельный участок, площадью 0,54 га, между поселком Монтажников и Злобинским кладбищем с врезкой в северный склон горы. Строительство гаражей решено вести через организованный кооператив.
Постановлением администрации Кировского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден гаражно-строительный кооператив «<адрес>», расположенный по <адрес> в <адрес>.
В соответствии с кадастровым паспортом (сооружения) от ДД.ММ.ГГГГ, гараж истца введен в эксплуатацию в 1998 году, его общая площадь составляет 37 кв.м; сооружение располагается в границах кадастрового квартала с кадастровым номером №
В материалы дела представлен акт рабочей комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в составе заместителя руководителя ДМИ и ЗО администрации г. Красноярска <данные изъяты>, главного специалиста отдела муниципальной собственности администрации района <данные изъяты> в соответствии с которым застройщиком предъявлен к осмотру индивидуальный капитальный гараж, расположенный по адресу: <адрес> №, бокс №. Строительство произведено на основании решения исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельных участков под строительство в г. Красноярске», постановления администрации Кировского района г.Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении гаражно-строительного кооператива № расположенного по <адрес>». Представленный к осмотру индивидуальный гараж боксового типа, построенный в 1998 году хозяйственным способом, за счет собственных средств. Данным актом согласован факт создания указанного объекта.
Распоряжением администрации г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №-недв сооружению гаражного бокса с кадастровым номером №, площадью 37 кв.м, присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Гришина Г.Т. обратилась в ДМИиЗО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого гаражным боксом, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска отказал заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по указанному адресу, на основании подпункта 2 пункта 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок попадает в две территориальные зоны: зоны иных зеленых насаждений и зоны территорий объектов автомобильного транспорта.
Указанные зоны утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск, постановлением администрации города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п.12 ст. 85 ЗК РФ). Аналогичное положение предусмотрено пунктом 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные перегородки, набережные парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Как следует из п.12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п.2 ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, на орган местного самоуправления возложена обязанность по утверждению и предоставлению схемы границ земельного участка.
В силу ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Как следует из ст. 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным «О государственной регистрации недвижимости» (ст.25 ЗК РФ).
В статье 14 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 04.12.2008 №7-2542, урегулированы вопросы бесплатного предоставления в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в пункте 1 предусмотрено право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданами Российской Федерации, к которым право собственности на жилые дома перешло в результате совершения сделок, в случае, если до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на основании решений органов местного самоуправления земельные участки были предоставлены в аренду прежним собственникам жилых домов;
В соответствии с пп.1 п.1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (ред. от 08.03.2015), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пп.7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (ред. от 08.03.2015), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
В силу положений ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. В частности п.п.1 приведенной нормы предусматривает, что если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст. 11.10 ЗК РФ, то данное обстоятельство является основанием для отказа в согласовании.
Частью 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень земельных участков, ограниченных в обороте.
В силу ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В силу п.11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п.15 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию, утвержденного распоряжением администрации г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №, основаниями для отказа в предоставлении услуги являются, в том числе: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Основанием для отказа Гришиной Г.Т. предоставлении земельного участка под гаражным боксом в собственность явилось несоответствие размещения гаража проекту планировки территории, утвержденному постановлением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как установлено выше, в 1976 году для строительства индивидуальных гаражей был отведен земельный участок, в 1994 году утверждено создание гаражного кооператива, и в 1998 году гаражный бокс был построен и введен в эксплуатацию на указанном земельном участке.
В силу п.5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами
Доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель общего пользования, суду не представлено.
Отказ ДМИиЗО со ссылкой на постановление администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №, суд находит необоснованным, несмотря на то, что спорный земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования, на данном земельном участке расположен гаражный бокс, право собственности на который, принадлежит Гришиной Г.Т., и отказ административного ответчика нарушает исключительное право истца на приобретение земельного участка в собственность или аренду как гражданина, являющегося собственником объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке.
В данном случае, к отношениям сторон следует применять положения ст. 39.1 ЗК РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии препятствий к рациональному использованию и охране земель в случае образования испрашиваемого участка, несмотря на его нахождение за границами красных линий и отнесение земли к местам общего пользования, не имеется. Соответствующих доказательств этому административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на спорном земельном участке расположен гаражный бокс, принадлежащий на праве собственности Гришиной Г.Т., отсутствия доказательств нахождения на нем объектов, которые свидетельствовали об отнесении данного участка к земельным участкам общего пользования, а также того, что данный земельный участок не изъят из оборота, и не зарезервирован в установленном законном порядке, суд приходит к выводу об отсутствии у Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска законных оснований для отказа в предоставлении Гришиной Г.Т. услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, по основанию попадания испрашиваемого к образованию спорного земельного участка к землям общего пользования, согласно постановлению администрации г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ №, в границы красных линий, и принимает решение о возложении на ДМИиЗО обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка по адресу: <адрес> занимаемого гаражным боксом, без учета указанных положений постановления, в соответствии с действующим законодательством.
Иных предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении административному истцу земельного участка, находящегося под принадлежащим Гришиной Г.Т. гаражным боксом, на момент ее обращения с заявлением, не имелось.
В связи с чем, требования административного истца о признании незаконным отказа ДМИ и ЗО администрации г.Красноярска в предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 45 кв.м, занимаемого гаражным боксом №, расположенном по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ № № подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 178, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Гришиной Г. Т. удовлетворить.
Признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 45 кв.м, занимаемого гаражным боксом №, расположенном по адресу: <адрес> строение №, изложенный в письме ДМИ и ЗО администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № №
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска в течение одного месяца после вступления решения в силу выдать Гришиной Г. Т. распоряжение о предварительном согласовании предоставления и расположения земельного участка, общей площадью 45 кв.м, занимаемого гаражным боксом по адресу: <адрес> №, бокс № на кадастровом плане территории.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с даты его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Копия верна:
Судья Т.А. Лузганова