8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об оспаривании отказа в постановке на регистрационный учет по месту жительства № 2а-3441/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2017 года

РЕШЕНИЕ

2А-3441/2017 (12)

09 февраля 2017 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Комбаровой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Трач В. К. к УМВД России по г.Екатеринбургу об оспаривании отказа в постановке на регистрационный учет по месту жительства,

УСТАНОВИЛ:

Трач В.К. обратился в суд с административным иском к УМВД России по г.Екатеринбургу об оспаривании отказа Отдела по вопросам миграции Отдела полиции <данные изъяты> в регистрации административного истца по месту жительства <адрес>, и понуждении совершить соответствующие регистрационные действия.

В обоснование заявленных требований указано, что в связи с заключением с ООО «ТЭН» договора долевого участия в строительстве, договора уступки прав требований по этому договору и передачей приобретенного объекта административный истец обратился в Отдел по вопросам миграции с заявлением о регистрации по месту жительства, которым в удовлетворении заявления было отказано по причине не представления свидетельства о государственной регистрации права собственности. В то же время, административным ответчиком не учтено, что регистрация по месту жительства или пребывания носит исключительно уведомительный характер на основании данных, подтверждающих законность вселения, а таковыми, в том числе, являются договор и акт приема-передачи квартиры. И именно эти документы были представлены в регистрирующий орган, поскольку право собственности на данный момент зарегистрировано быть не может в связи с наличием задолженности по договору долевого участия в строительстве перед застройщиком. Таким образом, в настоящее время складывается ситуация, при которой административный истец не имеет регистрацию в г.Екатеринбурге по месту своего проживания, что влечет за собой негативные правовые последствия, в том числе в виде невозможности оформления социальных пособий.

В судебном заседании административный истец на требованиях настаивал.

В судебном заседании представители УМВД России по г.Екатеринбургу и ООО «ТЭН» просили в удовлетворении требований отказать, поскольку административный не лишен возможности в установленном законом порядке обратиться в Управление Росреестра по <данные изъяты> области, зарегистрировать право собственности и представить свидетельство для регистрации по месту жительства. Без данного документа регистрация произведена быть не может, что прямо следует из требований Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил рассмотреть дело при установленной явке.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

В силу ст.ст. 218, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

Поводом к обращению с настоящим административным иском послужил отказ Отдела по вопросам миграции Отдела полиции <данные изъяты> УМВД России по г.Екатеринбургу в регистрации административного истца по месту жительства в квартире <адрес> <адрес> в связи с не представлением документов, подтверждающих законность вселения - свидетельство о государственной регистрации права собственности.

При этом административным истцом были представлены – договор долевого участия в строительстве и акт приема-передачи квартиры.

Как пояснил Трач В.К., государственная регистрация права собственности на приобретенный объект недвижимости произведена быть не может в связи с наличием задолженности перед застройщиком и наличием соглашения о предоставлении рассрочки по оплате. В то же время, представитель указал, что в порядке, предусмотренном законом, с заявлением о государственной регистрации права, административный истец не обращался, на устной консультации с сотрудником Многофункционального центра ему указали на необходимость представления справки о полной оплате по договору.

Представитель ООО «ТЭН» в свою очередь указал, что какие-либо ограничения при государственной регистрации права собственности при наличии дополнительных соглашений о рассрочке оплаты остатка суммы по договору долевого участия в строительстве не имеются. Застройщиком в регистрирующий орган представлены все необходимые и требуемые действующим законодательством документы, административному же истцу выдан акт приема-передачи жилого помещения и именно данного документа, совместно с договором, достаточно для совершения регистрационных действий.

В силу требований Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (ст.2 Закона).

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Таким образом, является обоснованной ссылка на уведомительный характер регистрации по месту жительства, однако при соблюдении требований норм действующего законодательства. Административным истцом неверно дано толкование вышеприведенных норм, поскольку обязанность у регистрирующего органа действительно возникает, но при совершении юридически значимых действий – представления предусмотренных законом документов.

Для жилого помещения, которое находится в собственности, таким документом является свидетельство о государственной регистрации права, учитывая, что данный документ является подтверждением акта государственной регистрации права и с этого момента собственник реализует все принадлежащие ему правомочия. Само по себе проживание и нахождение на регистрационном учете имеют разную правовую природу. Передача жилого помещения при исполнении условий договора долевого участия в строительстве позволяет приобретателю пользоваться данным объектом недвижимости, но поскольку регистрация является административным актом, совершаемым в строгом соответствии с требованиями закона, в данном случае, приобретатель обязан для подтверждения права состоять на регистрационном учете, представить соответствующие документы.

В силу ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В силу ст. 6 Закона гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 № 288 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Согласно п.п. 26, 30 Административного регламента гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Регламента.

В случае регистрации по месту жительства гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления.

В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства.

Административный истец не оспаривает тот факт, что право собственности не зарегистрировано, с таким обращением Трач В.К. в регистрирующий орган не обращался.

При разрешении административного иска суд считает необходимым обратить внимание административного истца на положения Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», согласно которому передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче объекта долевого строительства. В передаточном акте или ином документе о передаче объекта долевого строительства указываются дата передачи, основные характеристики жилого помещения или нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, а также иная информация по усмотрению сторон. К передаточному акту или иному документу о передаче объекта долевого строительства прилагается инструкция по эксплуатации объекта долевого строительства, которая является неотъемлемой частью передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.

Таким образом, обязательства застройщика по договору считаются исполненными в момент подписания акта приема-передачи. Как пояснил в судебном заседании представитель застройщика ООО «ТЭН», наличие дополнительного соглашения о рассрочке уплаты остатка задолженности не препятствует истцу зарегистрировать право собственности на жилое помещение. Таким образом, ограничения для регистрации по месту жительства при исполнении требований закона для административного истца отсутствуют.

При указанных обстоятельствах суд исходит из того, что административный ответчик действовал в соответствии с требованиями, изложенными в судебном акте, при отсутствии прямых нарушений требований действующего законодательства и нарушений прав и законных интересов административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Административный иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: О.М.Василькова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн