8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об оспаривании отказа в государственной регистрации, обязании произвести государственную регистрацию № 2а-1472/2017 ~ М-496/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Отметка об исполнении решения

_________________________________________________________________

Дело № 2а-1472/17                            31 мая 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Князевой О.Е.,

при секретаре Костине М.М.,

с участием административного истца Виноградова Юрия Алексеевича

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виноградова Юрия Алексеевича к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об оспаривании отказа в государственной регистрации, обязании произвести государственную регистрацию

УСТАНОВИЛ:

    Административный истец Виноградов Ю.А. обратился в Дзержинский районный суд Санкт – Петербурга с административным исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по ЛО), просит суд:

- признать незаконным решение Управления Росреестра по ЛО от 30.12.2016 года № 47/012/024/2016-2712 об отказе ему в государственной регистрации права собственности на дом площадью 125 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>;

- обязать Управление Росреестра по ЛО зарегистрировать его право собственности на дом площадью 125 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

    В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что 21.01.2017 года им был получен отказ Управления Росреестра по ЛО от 30.12.2016 года № 47/012/024/2016-2712, согласно которого ему было отказано в государственной регистрации права собсвенности на объект недвижимого имущества, расположенный на принадлежащем ему земельном участке земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования для садоводства, кадастровый номер 47:07:18390001:28, расположенном по адресу: <адрес>, площадь дома 125 кв.м. Административный истец не согласен с названным отказом, поскольку им в установленном порядке для государственной регистрации права собственности на вновь построенный дом была подана декларация об объекте недвижимого имущества, подтверждающая факт создания объекта недвижимого имущества на принадлежащем ему земельном участке, были представлены все необходимые документы. В обоснование решения об отказе в государственной регистрации права указано, что строительство жилого дома (объекта индивидуального жилищного строительства) на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, невозможно, регистрация без предоставления разрешения на строительство и ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию произведена быть не может. С указанным утверждением административный истец не согласен, полагает, что оспариваемый отказ не основан на законе, в связи с чем обратился в суд.

    Административный истец в назначенное судебное заседание явился, поддержал заявленные требований и изложенные основания, указал, что на основании аналогичных представленных им документов было зарегистрировано право собственности его супруги, о чем представил документы, просил заявленные требования удовлетворить.

    Представитель административного ответчика в назначенное судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о рассмотрении настоящего спора судом, информация о времени и месте рассмотрения административного дела была в установленном порядке, заблаговременное (за 20 дней) размещена в сети Интернет, в связи с чем по правилам ч. 8 ст. 96 КАС РФ административный ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения административного дела, каких-либо заявлений или ходатайств суду не представил, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося административного ответчика по правилам ст. 226 КАС РФ.

    Выслушав явившегося административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    По правилам п.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

    В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения (30.12.2016 года:

- право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (ч.1 ст. 25 Закона о регистрации).

- основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества (ч.1 ст. 25.3 Закона о регистрации).

- документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (ч.3 ст. 25.3 Закона о регистрации);

- документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства (ч.4 ст. 25.3 Закона о регистрации).

    Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что 11.12.2016 года Виноградов Ю.А. в установленном порядке обратился за регистрацией права на недвижимое имущество, им были поданы: заявление о государственной регистрации права, чек и декларация об объекте недвижимости от 11.12.2016 года (л.д.15-16).

    30.12.2016 года в адрес административного истца направлено сообщение об отказе в государственной регистрации (л.д.13-14), в обоснование которого административный ответчик указывает, что из представленных административных истцом документов следует, что в качестве объекта недвижимости, о регистрации права собственности на который заявлено, указан жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства), при этом в собственности у административного истца находится земельный участок по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для ведения садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Строительство жилого дома (объекта индивидуального жилищного строительства) на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, невозможно, в связи с чем регистрация права собственности на жилой дом (объект индивидуального жилищного строительства) на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, в том числе на основании декларации об объекте недвижимого имущества, в рамках ст. 25.3 Закона о регистрации, произведена быть не может.

    В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 20.02.2017 года, то есть с соблюдением сроков, установленных ст. 219 КАС РФ.

    Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что Виноградов Ю.А. является собственником земельного участка: по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для ведения садоводства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

    Приведенные выше нормы законодательства, в частности положения ч. 3 ст. 25.3 Закона о регистрации, не исключали возможность создания объектов недвижимого имущества на земельных участках, в том числе предназначенных для ведения садового хозяйства.

    Представленная административным истцом декларация об объекте недвижимого имущества заполнена им в соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенными в письме от 13.04.2010 года №Д23-1307 «О некоторых вопроса заполнения декларации об объекте недвижимого имущества», которые предусматривают, что в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона о регистрации в Декларацию, в частности, включаются сведения о виде (названии) объекта недвижимости, его назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей. При этом все сведения об объекте недвижимого имущества (за исключением кадастрового номера земельного участка, на котором расположен объект недвижимости) определяются и вносятся заявителем в Декларацию самостоятельно, в том числе сведения о назначении объекта недвижимости. Следует учитывать, что отметка в графе «Жилое» проставляется в случае, если объект недвижимости пригоден для постоянного проживания независимо от характера его фактического использования для соответствующих целей (т.е. постоянно либо временно (в течение определенного сезона)).

    Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что указание в декларации от 11.12.2016 года в п.3 назначение объекта «Жилое» не является достаточным основанием для вывода со стороны регистрирующего органа о создании административным истцом жилого дома (объекта индивидуального жилищного строительства), создание которого на принадлежащем истцу земельном участке действительно невозможно при указанной категории разрешенного использования земельного участка.

    При такой ситуации суд приходит к выводу о том, что представленные доказательства подтверждают, что у регистрирующего органа не имелось оснований для вывода о наличии препятствий в государственной регистрации права, оспариваемый отказ не соответствует нормам законодательства, подлежит признанию незаконным и отмене.

    Полагая незаконным оспариваемый отказ от 30.12.2016 года, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанности по совершению действий, направленных на восстановление прав административного истца, а именно зарегистрировать право собственности административного истца на указанный объект недвижимого имущества на основании представленных им документов, а также взыскать понесенные расходы по государственной пошлине при обращении в суд в сумме 300 рублей.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Признать незаконным и отменить решение Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 30.12.2016 года № 47/012/024/2016-2712 об отказе Виноградову Юрию Алексеевичу в государственной регистрации права собственности на дом площадью 125 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области зарегистрировать право собственности Виноградова Юрия Алексеевича на дом площадью 125 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на основании документов, поданных им 11.12.2016 года.

Взыскать с Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в пользу Виноградова Юрия Алексеевича понесенные расходы по государственной пошлине в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт – Петербургский городской суд в течение месяца через суд, его постановивший.

Судья                                                                                                    О.Е.Князева

Решение суда изготовлено в окончательной форме **.**.**** года

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн