8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об оспаривании бездействия № 2а-2216/2017 ~ М-1726/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

№ 2а-2216/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2017 года                                г.Воронеж

Советский районный суд г.Воронежа в составе:

председательствующего – судьи Бородовицыной Е.М.,

при секретаре Бугаковой С.С.,

с участием представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» Барготина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Королева А.С. к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об оспаривании бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Королев А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам, указывая, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, в настоящий момент ему <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением возраста 27 лет. Истец неоднократно обращался с просьбой выдать военный билет, в чем ему было отказано в связи с тем, что он является «уклонистом» от прохождения службы. Однако, он постоянно проживает по одному адресу, не скрывается и не уклоняется от прохождения службы, повесток в военкомат ни истец, ни его родственники, проживающие вместе с ним, не получали. Истец считает бездействие военного комиссариата незаконным, поскольку выдача ему военного билета не может быть поставлена в зависимость от надуманного факта его уклонения от службы. Законом предусмотрено, что выдача военного билета осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня зачисления гражданина в запас. Невозможность получения военного билета ограничивает его правоспособность, препятствует реализации его гражданских прав и свобод. В частности, без военного билета он не может получить водительское удостоверение, трудоустроиться по своему выбору, ограничена свобода передвижения, поскольку как при получении водительского удостоверения, так и при оформлении трудового договора либо заграничного паспорта предусмотрено предъявление военного билета. Согласно п.7 и 14 (подпункт «а») Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. №719 персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) осуществляется военными комиссариатами. За состояние воинского учета отвечают военные комиссары. Воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее – призывники); не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет. В силу ч. 1 ст. 52 ФЗ от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» запас Вооруженных Сил РФ создается, в том числе, из числа граждан, не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призыванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет. В соответствии с п.12 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Минобороны РФ от 02.10.2007г. №400 «О мерах реализации постановления Правительства РФ от 11.11.2006г. №663» по решению призывной комиссии призывной комиссии с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе, в установленном порядке снимаются граждане: освобожденные от призыва на военную службу; освобожденные от исполнения воинской обязанности. Зачисление в запас таких лиц производится военным комиссаром на основании выписки из протокола заседания призывной комиссии. Выдача им военного билета осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта РФ. Законодательством РФ предусмотрено, что военный билет предоставляется в частности, при выдаче и замене паспортов (п.6 Приказа Минобороны РФ, МВД РФ и Федеральной миграционной службы РФ от 10.09.2007г. №366/789/197 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности», по месту работы гражданина для заполнения унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда (п.1 Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004г. №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»). Следовательно, отсутствие у истца надлежащим образом оформленного документа о воинском учете ограничивает его в осуществлении личных прав и свобод. Жалоба в вышестоящий орган по тому же предмету не подавалась. В связи с чем, Королев А.С. просит признать незаконным бездействие отдела военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам от ДД.ММ.ГГГГ и обязать выдать ему военный билет, непосредственно, после вступления решения суда в законную силу.

Затем судом ненадлежащий ответчик отдел военного комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам был заменен на надлежащего ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», в связи с тем, что отдел не является юридическим лицом.

Впоследствии административным истцом были уточнены исковые требования, в связи с чем, он просил признать незаконным бездействие военного комиссариата Воронежской области, выразившееся в невыдаче ему военного билета в установленные законом сроки, в остальной части исковых требований – в части обязания военного комиссариата Воронежской области выдать ему военный билет истец отказался от иска.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом принят отказ Королева А.С. к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» в части исковых требований об обязании выдачи военного билета, производство по административному делу в указанной части исковых требований прекращено.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Барготин С.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» внесены изменения, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ, связанные с необходимостью отражения в документах воинского учета данных о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, а также о вынесении призывной комиссией заключения о признании гражданина не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву. Кроме того, дополнил, что в исковом заявлении не указано, в чем состоит бездействие военного комиссариата, который не принимал решения о выдаче справки взамен военного билета, но в соответствии с п.36 Положения о призыве обязан оформить соответствующие документы.

Административный истец Королев А.С., его представитель Шилов Д.В. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев личное дело призывника, приходит к следующему.

Исходя из ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пунктом 1 статьи 1 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» определено, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Согласно ст. 22 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Королев А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., принят ДД.ММ.ГГГГ на учет <данные изъяты>, в связи с чем, ему выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (л.д.9-10,20). Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ ему на основании подп. «а» п.2 ст. 24 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» решением призывной комиссии предоставлена отсрочка до ДД.ММ.ГГГГ и предписано явиться в военный комиссариат <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для мероприятий связанных с призывом.

Затем ДД.ММ.ГГГГ он снят с учета военным комиссариатом <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ принят на воинский учет военным комиссариатом Советского и Ленинского районов г.Воронеж Воронежской области (л.д.9,20,56). Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссии принято решение призвать истца на военную службу, о чем военным комиссаром Советского и Ленинского районов г.Воронежа сделана отметка в удостоверении (л.д.10).

Судом установлено, что Королев А.С. поступил в ФГБОУ «Воронежский государственный педагогический университет» ДД.ММ.ГГГГ, обучался по очной форме обучения, с ДД.ММ.ГГГГ в аспирантуре, срок окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справками, выданными указанным образовательным учреждением ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21,57,58,59,60,61,62,63). В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ отделом военного комиссариата <адрес> по Советскому и <адрес>м <адрес> истцу было направлено письмо с просьбой явиться ДД.ММ.ГГГГ в отдел военного комиссариата для оформления отсрочки на время защиты квалификационной работы (л.д.22).

ДД.ММ.ГГГГ ему было направлено аналогичное письмо о явке на ДД.ММ.ГГГГ с предупреждением о том, что в связи с принятием нового закона с ДД.ММ.ГГГГ, в случае уклонения от призыва в Вооруженные Силы и неявки в отдел военного комиссариата по исполнении ему 27 лет, ему будет выдана справка о том, что он уклонялся от призыва, взамен военного билета (л.д.24).

Затем в адрес отдела военного комиссариата <адрес> по Советскому и <адрес>м <адрес> поступила справка о том, что приказом ФГБОУ «ВГПУ» № от ДД.ММ.ГГГГ истец отчислен из университета по окончании срока обучения (л.д.23).

ДД.ММ.ГГГГ Королев А.С. обратился в военную прокуратуру Воронежского гарнизона по вопросу выдачи военного билета, на что ДД.ММ.ГГГГ за № ему был направлен ответ о том, что ввиду не завершения обучения по образовательной программе послевузовского образования, за ним не сохранились ранее предоставленные отсрочки (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с подпунктом «б» п.2 ст. 24 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» и в период весенней призывной компании 2014 г. он подлежал призыву на военную службу. Также сообщено о том, что военному комиссару внесено представление об устранении нарушений закона с требованием организовать проведение заседания призывной комиссии и вынести соответствующее заключение (л.д.27,29-30,31).

Согласно решения призывной комиссии Советского района г.Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ № истец, в связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ двадцатисемилетнего возраста, на основании п.1 ст. 52 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» зачислен в запас и п.1? ст. 28 признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований (л.д.25), к военной службе годен. В связи с чем, военным комиссаром Советского и Ленинского районов г.Воронеж выдано указание начальнику отделения ПППиУМР с резолюцией на выписке из книги протоколов призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче справки взамен военного билета (л.д.26,28,32,34,35,53-56). При этом в судебном заседании установлено, что иных каких-либо самостоятельный действий по невыдаче военного билета, в том числе ДД.ММ.ГГГГ как указывает истец в иске, военный комиссариат не совершал.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Затем ДД.ММ.ГГГГ Королев А.С. направил председателю РПК Советского района г.Воронежа заявление о несогласии с решением районной призывной комиссии о получении справки и с просьбой выдать ему военный билет (л.д.11,36).

ДД.ММ.ГГГГ военный комиссар Советского и Ленинского районов г.Воронеж Воронежской области за № направил ему ответ на вышеуказанное заявление о том, что призывной комиссией Советского района г.Воронеж было вынесено решение в соответствии со ст. 52 п.1, пп.1.1 ст. 28 ФЗ № от 1997 г. о зачислении его в запас и признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в связи с чем ему необходимо прибыть в военный комиссариат Советского и Ленинского районов г.Воронеж Воронежской области для оформления документа воинского учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8,37).

Оценивая собранные по делу доказательства, суд считает, что исковые требования Королева А.С. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.

Пунктом 34 названного Положения установлено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона о воинской обязанности и военной службе, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета", справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.

Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № пункт 9 указанной выше Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года N 495, и приложение N 9 к данной инструкции в части установления формы N 1/у "Справка взамен военного билета", признаны не противоречащими федеральному закону.

При этом указано, что само по себе установление Министерством обороны Российской Федерации определенных форм документов воинского учета не устанавливает новых прав или обязанностей граждан, а лишь является документальным отражением данных персонального воинского учета в вопросах, связанных с исполнением гражданами долга и обязанности по защите Отечества в соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации. Выдача справки взамен военного билета не только не ограничивает право граждан состоять на воинском учете, но и является способом оформления гражданина при постановке на данный учет.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу, то в отношении него выносится заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Военный билет таким лицам не выдается, а выдается справка формы N 1/у.

С учетом вышеизложенного, исходя из того, что военный комиссариат Советского и Ленинского районов г.Воронежа каких-либо самостоятельных действий по невыдаче военного билета не совершал, лишь действовал согласно решения призывной комиссии, его действия, как структурного подразделения областного военкомата, законны и соответственно нарушения прав и законных интересов истца в его действиях отсутствует.

Более того, в соответствии с п.36 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. №663, ответчик обязан оформить соответствующие документы во исполнение решения призывной комиссии.

Исходя из п.п.1,19,28,30 п.17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012г. №1609, п.7 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006г. №719 ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» является уполномоченным на ведение воинского учета органом, в чьи обязанности входит организация и осуществление персонального воинского учета граждан по месту их жительства, организация при участии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе и т.д. Таким образом, в его компетенцию не входит принятие решений по выдаче военного билета, либо взамен его - вышеуказанной справки.

В силу действующего законодательства, органом, полномочным принимать решение об основании, в соответствии с которым гражданин подлежит зачислению в запас, является призывная комиссия, которая в данном случае, приняла решение о признании Королева А.С. не прошедшим воинскую службу, не имея на то, законных оснований.

При этом суд учитывает, что до настоящего времени вышеназванное решение призывной комиссии, принявшее заключение о выдаче справки взамен военного билета административным истцом не оспорено. В тоже время он не лишен данного права и может обратиться с исковыми требованиями к призывной комиссии соответствующего органа местного самоуправления о признании ее действий незаконными, если имеются на то основания.

Исходя из ст. 178 КАС РФ и вышеизложенного, суд принимает по данному спору решение в пределах заявленных требований. При этом следует учесть, что в порядке подготовки дела к судебному разбирательству представителю истца судом было предложено уточнить заявленные исковые требования о признании незаконным бездействия ответчика, конкретизировав их, что и было сделано, ДД.ММ.ГГГГ через канцелярию суда поданы уточненные исковые требования, которые судом рассмотрены. При рассмотрении спора судом также учитывается, что ни истец, ни его представитель в судебное заседание не явились, соответствующие пояснения не дали, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований Королеву А.С. к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» следует отказать, поскольку    бездействия по невыдаче военным комиссариатом военного билета не нарушают его прав и законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При этом, суд считает, что исходя из определенной истцом даты ДД.ММ.ГГГГ совершения бездействия по невыдаче ему военного билета, административным истцом не пропущен трехмесячный срок обращения в суд, так как в этот день стало известно о нарушенном праве, в связи с тем, что административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, срок обращения в суд не пропущен.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административных исковых требований Королева А.С. к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче военного билета в установленные законом сроки, отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13.07.2017г.

Судья                                Е.М. Бородовицына

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн