8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об определении государства выезда № 2а-4698/2017 ~ М-3992/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело № 2а-4706/2017г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Рудых Г.М.,

При секретаре Уртаеве А.В.,

с участием административного истца Геккель Е.В., представителя административного истца Геккель Е.В. - Аксеновой Ю.В., представителей административного ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области Жарких А.О., Новицкой Н.Ю., представителя административного ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области (главный специалист-эксперт отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции) Маркевич Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 июля 2017 года в г. Волгограде административное дело по административному исковому заявлению Геккель Е. В. к ГУ МВД России по Волгоградской области, ГУВМ МВД России, МВД России, МИД РФ о признании незаконными бездействия при исполнении процедуры реадмиссии, выразившиеся в длительном не направлении запросов с целью устанолвения личности, для исполнения процедуры реадмиссии,; о признании незаконным бездействия в длительном не определении государства выезда и оформления выездных документов, обязании направить ответ на запрос об определении государства выезда,

УСТАНОВИЛ:

    Административный истец Геккель Е.В. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, которые мотивировал тем, что с 06.12.2016г. находится в Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) на основании решения Дзержинского районного суда г. Волгограда о помещении его в ЦВСИГ до исполнения решения о реадмиссии на срок 180 дней, до ДД.ММ.ГГГГ. 06.06.2017г. решением Дзержинского районного суда г. Волгограда удовлетворены административные исковые требования ГУ МВД России о Волгоградской области о продлении ему срока пребывания подлежащего депортации/реадмиссии в Центре временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства (ЦВСИГ) на срок, не превышающий 40 дней, то есть до 16.07.2017г..

Считает, что длительность его содержания в ЦВСИГ является бездействие со стороны ГУ МВД России по Волгоградской области и ГУВМ МВД России. С даты помещения его в ЦВСИГ на основании решения Дзержинского районного суда г. Волгограда 06.12.2016г. было произведено всего 3 действия, которые являются повторением одного и того же (запрос о реадмиссии).

Считает, со стороны ГУВМ МВД России имеются незаконные бездействия, выразившиеся в не направлении запроса о реадмиссии в Консульство Республики Казахстан, что отразилось на длительном сроке содержания в условиях лишения свободы. ГУ МВД России по Волгоградской области только спустя шесть месяцев после возбуждения процедуры реадмиссии направило 01.06.2017г. запрос в ИЦ ГУВД Волгоградской области по АДИС «Папилом» для установления его личности.

Просил признать незаконными бездействия ГУ МВД России по Волгоградской области при исполнении процедуры реадмиссии в отношении него, обязать ГУ МВД России по Волгоградской области устранить допущенные нарушения при исполнении процедуры реадмиссии, выразившиеся в не направлении запросов с целью установления личности. Признать незаконным бездействия ГУВМ МВД России, выразившиеся в длительном не направлении запросов о реадмиссии в Консульство Республики Казахстан, обязать ГУВМ МВД России устранить допущенные нарушения.

В ходе судебного разбирательства истцом были уточнены исковые требований, также просил признать незаконным бездействие МИД России, выразившиеся в длительном не определении государства выезда и оформления выездных документов, обязать устранить нарушения, направив в УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области через ГУВМ МВД Россит ответ на запрос об определении государства выезда.

ёСудом в качестве соответчика к участию в деле было привлечено МВД России.

В судебном заседании административный истец Геккель Е.В. и его представитель Аксенова Ю.В., действующая на основании ордера, заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представители административных ответчиков ГУ МВД России по Волгоградской области Жарких А.О., Новицкой Н.Ю., Маркевич Е.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика МВД России в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, предоставили возражения против исковых требований, в которых просили отказать истцу в иске.

Представитель Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области, представитель административного ответчика МИД РФ в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г., каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч. 1,2 ст. 46 Конституции РФ.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По правилам ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

С учетом того, что бездействие судебного пристава-исполнителя носит длящийся характер, у суда отсутствуют основания для применения норм процессуального права (ч. 8 ст. 219, ч. 5 ст. 180 КАС РФ), предусматривающих последствия пропуска срока для обращения в суд с заявленными требованиями.

При рассмотрении по существу заявленных требований суд оснований для удовлетворения их не усматривает по следующим причинам.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Главой V Закона установлен порядок передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Согласно статье 32.2 Закона передача иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прием Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения о реадмиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерству внутренних дел Российской Федерации, утвержденном указом Президента от 21.12.2016 № 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

Согласно пп. 1, 29 п. 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту, территориальный орган уполномочен на участие в реализации государственной политики в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел) на территории субъекта Российской Федерации; на обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии

Согласно части 1.3 статьи 32.2 Закона передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии подлежит иностранный гражданин, въезд которого в Российскую Федерацию либо пребывание (проживание) которого в Российской Федерации признаны не соответствующими законодательству о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что 14.01.2015г. Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы № 4642-рн, согласно которому пребывание (проживание) в Российской Федерации лица без гражданства, Геккель Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признано нежелательным сроком до 12.12.2025г..

В соответствии с п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 01.12.2016г. УФМС России по Волгоградской области принято решение о возбуждении процедуры реадмиссии в отношении Геккеля Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утвержденное врио начальника ГУ МВД России по Волгоградской области.

Указанное решение административным истцом не оспаривалось.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

Согласно части 2 статьи 32.2 Закона, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении.

В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность.

Помещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя.

За исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, помещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальное учреждение может осуществляться только на основании решения суда.

В соответствии с частями 6, 11 статьи 32.2 Закона содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи. Контроль за пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, но не подлежащих содержанию в специальных учреждениях, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

01.12.2016г. в отношении Геккеля Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в адрес ГУВМ МВД России направлен запрос о реадмиссии - в соответствии со статьей 2 Исполнительного протокола о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Казахстан о реадмиссии от 07.06.2012г..

12.01.2017г. запрос о реадмиссии в отношении Геккеля Е.В., Департаментом миграционной службы МВД Республики Казахстан отклонен без удовлетворения.

09.12.2016г. Дзержинским районным судом г. Волгограда было вынесено решение о помещении лица без гражданства Геккеля Е.В., в Центр временного содержания УМВД России по г. Волгограду (ранее - Специальное учреждение временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации и (или) административному выдворению УФМС России по Волгоградской области) до исполнения решения о реадмиссии на сроком до 06.06.2017г. включительно.

17.02.2017г. в отношении Геккеля Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в адрес ГУВМ МВД России повторно направлен запрос о реадмиссии в соответствии со статьей 2 Исполнительного протокола о порядке реализации Соглашения между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республики Казахстан о реадмиссии от 07.06.2012г..

12.04.2017г. запрос о реадмиссии в отношении Геккеля Е.В., Департаментом миграционной службы МВД Республики Казахстан отклонен без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГ, в адрес ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области направлен соответствующий запрос с приложением дактилоскопического материала в отношении Геккеля Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождени, с целью установления личности по АДИС «Папилон» ИЦ ГУВД по Волгоградской области с дальнейшей проверкой по ГИАЦ МВД России.

Руководствуясь пунктом 6 Порядка организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительной и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации, утвержденного приказом    Минюста России № 100, МИД России № 7509, ФМС России № 375, ФСБ России № 271 от 19.05.2014, в целях исполнения в отношении лица без гражданства решения о реадмиссии с территории Российской Федерации, 30.05.2017г. в адрес ГУВМ МВД России направлен запрос в целях оказания содействия в определении государства выезда указанного лица и оформлении: выездных документов, необходимых для реализации данной процедуры.

До настоящего времени ответ в адрес ГУ МВД России по Волгоградской области не поступил.

06.06.2017г. Дзержинским районным судом г. Волгограда вынесено решение о продлении срока пребывания лица без гражданства Геккеля Е.В. в Центре временного содержания УМВД России по г. Волгограду (ранее - Специальное учреждение временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации и (или) административному выдворению УФМС России по Волгоградской области) до исполнения решения о реадмиссии, на срок, не превышающий 40 дней, то есть до 16.07.2017г..

По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Между тем, с учетом исследованных материалов, представленных ГУВМ МВД России, суд считает, что предпринимаются все необходимые и возможные меры для установления государства, гражданином которого является административный истец, в целях исполнения процедуры реадмиссии, в связи с чем, отсутствует бездействие, на которое указывает истец в административном исковом заявлении.

Кроме того, оснований для приостановления или прекращения процедуры реадмиссии в отношении Геккель Е.В., предусмотренные Законом, в настоящее время отсутствуют. Факты нарушения требований действующего законодательства, определяющего порядок реализации процедуры реадмиссии, также отсутствуют.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Кроме того, административным истцом не представлено доказательств нарушения каких-либо его прав и законных интересов оспариваемым бездействием. Поскольку законность нахождения его в ЦВСИГ проверяется судом.

Также суд считает необходимым указать, что структура центрального аппарата МВД России утверждена Указом Президента Российской Федерации и включает в себя, в том числе главные управления (пункт 7 Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 17 октября 2013г. № 850) (Административный регламент).

Согласно пункту 10 Административного регламента направления деятельности и компетенция структурных подразделений МВД России определяются в положениях об этих структурных подразделениях, утвержденных приказами МВД России.

В положении о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 15 апреля 2016 г. № 192, предусмотрено, что ГУВМ МВД России является структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, без прав самостоятельного юридического лица.

Следовательно, являясь структурным подразделением, а не самостоятельным образованием, ГУВМ МВД России не может являться ответчиком.

Также не подлежат удовлетворению требования, заявленные к МИД России по следующим основаниям.

Порядок организации взаимодействия ФССП, МИД России, ФМС России и ФСБ России по административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительного и контролируемого перемещения через государственную границу РФ определен совместным приказом Минюста России № 100, МИД России № 7509, ФМС России № 375, ФСБ России № 721 от 219.05.2014г..

Согласно абз. 2 п. 6 Совместного приказа, территориальный орган ФМС России по запросу судебного пристава-исполнителя или по собственной инициативе принимает меры по оформлению в дипломатическом представительстве или консульском учреждении государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания данного иностранного гражданина свидетельства о его возвращении в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания, а для лиц без гражданства – меры по определению государства выезда лица без гражданства и оформлению документов, необходимых для выезда из РФ, по согласованию с МИД России.

Исходя из данной нормы, обязанности по оформлению выездных документов и определению государства выезда возложены на территориальные органы ГУ МВД России.

В функции МИД России входит лишь вопрос согласования определения государства выезда иностранного гражданина или лица без гражданства.

    При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия в длительном не определении государства выезда и оформления выездных документов, обязании направить ответ на запрос об определении государства выезда.

    Руководствуясь ст. ст. 175 - 181, 218 - 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административных исковых требований Геккель Е. В. к ГУ МВД России по Волгоградской области, ГУВМ МВД России, МВД России, МИД РФ о признании незаконными бездействия при исполнении процедуры реадмиссии, выразившиеся в длительном не направлении запросов с целью устанолвения личности, для исполнения процедуры реадмиссии; о признании незаконным бездействия в длительном не определении государства выезда и оформления выездных документов, обязании направить ответ на запрос об определении государства выезда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца через Центральный районный суд Волгограда.

... Г.М. Рудых

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн