РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ФИО2 2017 года
Судья Ленинского районного суда города Краснодара Устинов О.О., с участием административного истца ФИО2, при секретаре Свиридовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю об обжаловании решения, действия (бездействия) органа государственной власти
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю об обязании осуществить государственный кадастровый учет раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:14938 поконтурно на основании ранее представленного межевого плана от 21.12.2016 года, обязании актуализировать сведения государственного кадастра недвижимости в части снятия с государственного кадастрового учета сведений относительно старых границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:14938 по координатам, указанным в административном исковом заявлении, обязании актуализировать сведения государственного кадастра недвижимости в части снятия с государственного кадастрового учета сведений относительно земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118001:56.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником четырехконтурного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:14938 площадью 8 189 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю с межевым планом по разделу вышеуказанного многоконтурного земельного участка поконтурно. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю сообщено о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по причинам отсутствия в межевом плане сведений об объекте недвижимости с кадастровыми номерами 23:43:0000000:16365, 23:43:0000000:15152, содержащихся в государственном кадастре недвижимости; по причине отсутствия доступа в землям общего пользования при образовании земельного участка, а также по причине пересечения границ вновь образованных земельных участков ЗУ3 и ЗУ4 на кадастровую карту с земельными участком с кадастровыми номером 23:43:0118001:56.
Административный истец причины отказа считает необоснованными и незаконными, в связи с чем, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В судебном заседании административный истец поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил и не просил об отложении слушания дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником четырехконтурного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:14938 площадью 8 189 кв.м. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было подано в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю заявление с приложением межевого плана на раздел вышеуказанного многоконтурного земельного участка поконтурно.
ДД.ММ.ГГГГ филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю вынесено решение № о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.
Вместе с тем, решение о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ было выдано административному истцу лишь в конце января в связи со структурной реорганизацией работы административного ответчика из-за объединения баз государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество в рамках принятия и вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Исследовав причины пропуска установленного законом срока обращения в суд с данным заявлением, суд приходит к выводу об уважительности их пропуска и возможности восстановления ФИО2 процессуального срока защиты нарушенного права.
Как указано в решении административного ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет приостановлен по следующим причинам:
1. В соответствии с пунктом требований 37 требований при наличии на исходном, образуемом, уточняемом или измененном земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в реквизите «4» раздела «Исходные данные», строке «6» реквизита «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях», строке «3» реквизита «1» раздела «Сведения об измененных земельных участках и их частях», строке «5» реквизита «4» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» указываются кадастровые номера таких зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. При отсутствии в ГКН сведений о таких объектах недвижимости в данных реквизитах приводятся ранее присвоенные государственные учетные номера (инвентарные или условные), а содержащиеся в том числе в документах, имеющихся в распоряжении заказчика кадастровых работ, реквизиты документов, содержащих информацию о ранее присвоенных государственных учетных номерах, указываются в разделе «Исходные данные», в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводятся реквизиты уведомлений об отсутствии в ГКН сведений о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства. Сведения об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке, включаются в состав межевого плана в виде электронного документа в разделы ( в актуальной XML- схеме): NewParcel (содержащий реквизит Inner_CadastralNumbers). Сообщаем Вам, что по сведениям государственного кадастра недвижимости на исходном земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:14938, расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:43:0000000:16365, 23:43:0000000:15152. Однако, сведения об объекте недвижимости с кадастровыми номерами 23:43:0000000:16365, 23:43:0000000:15152 отсутствуют в представленном межевом плане.
2. Согласно атрибута Providing_Pass_CadastralNumbers(Кадастровые номера для обеспечения прохода и проезда) представленного межевого плана, образуемый земельный участок обеспечен непосредственным доступом к землям общего пользования. Тогда как при нанесении характерных точек границ образуемого земельного участка на кадастровую карту, по координатам, представленных в межевом плане, выявлено, что доступ к землям общего пользования, в том числе путем установления сервитута, к образуемому земельному участку отсутствует.
3. При нанесении границ вновь образованных земельных участков ЗУ3 и ЗУ4 на кадастровую карту согласно координатам, представленным в ХМЛ- документ, образуется пресечение границ с земельными участками с кадастровыми номером 23:43:0118001:56, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Дзержинского, 233/1, имеющего уточненные границы и площадь.
Из материалов дела видно, что по данным государственного кадастрового учета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:14938 являлся двухконтурным и располагался в границах, предусмотренных кадастровой выпиской от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением Советского районного суда города Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, оставленного без изменений апелляционным определением Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело №), уточнены границы земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:14938 – участок стал четырехконтурным, что также подтверждается кадастровой выпиской от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшего на момент обращения административного истца в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю с межевым планом (далее – Закон о кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально- определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Пунктом 4 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется также на основании судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 352 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. В случае указания в судебных актах способов и сроков их исполнения они приводятся в исполнение теми способами и в те сроки, которые указаны судом.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу норм пункта 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, при исполнении вступившего в законную силу решения Советского районного суда города Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ по делу № административный ответчик обязан был осуществить государственный кадастровый учет сведений об изменении описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:14938 в связи с допущенной кадастровой ошибкой.
Как установлено судом, именно предыдущие границы земельного участка, который подлежал снятию с государственного кадастрового учета в связи с исполнением решения Советского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ, имеют наложения на сооружения, указанные в решении № от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время земельный участок в своих границах не имеет этих пересечений. Следовательно, данное основание приостановления государственного кадастрового учета является необоснованным.
В решении № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве основания приостановления кадастрового учета указано на отсутствие доступа образованного земельного участка к землям общего пользования.
Вместе с тем, данный довод не соответствует фактическим обстоятельствам.
Доступ к землям общего пользования возможен путем установления частного сервитута.
Согласно пункта 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В решении № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве основания приостановления кадастрового учета указано на пересечение границ образованных земельных участков ЗУ3 и ЗУ4 с земельным участком с кадастровым номером 23:43:0118001:56.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:43:0118001:56 снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кадастровой выпиской от ДД.ММ.ГГГГ №. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0118001:56 прекратил свое существование путем образования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118001:2664 и двух земельных участков, имеющих временный статус, сведения о которых уже сняты с государственного кадастрового учета.
Данный факт установлен определением Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело №).
В силу норм пункта 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно нормам статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.
В силу пункта 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Непрерывность актуализации сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, заключается в едином процессе внесения информации о совершенных юридически значимых действиях в отношении объектов недвижимого имущества.
Таким образом, на орган кадастрового учета возложена обязанность по обеспечению актуализации сведений кадастра недвижимости. Однако до настоящего времени в государственном кадастре недвижимости отражены устаревшие сведения относительно земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118001:56, а также сведения о подлежащих снятию с кадастрового учета контурах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:14938.
Оценив представленные суду доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ФИО2 обосновано и подлежит удовлетворению.
В силу пункта 2 части 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Удовлетворяя заявленные требования ФИО2, суд считает обоснованным обязать административного ответчика устранить нарушения прав.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление ФИО2 к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю об обжаловании решения, действия (бездействия) органа государственной власти – удовлетворить.
Обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:14938 поконтурно на основании представленного межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю актуализировать сведения государственного кадастра недвижимости в части снятия с государственного кадастрового учета сведений относительно старых границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:14938 по следующим координатам:
Обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю актуализировать сведения государственного кадастра недвижимости в части снятия с государственного кадастрового учета сведений относительно земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118001:56.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд города Краснодара в течение одного месяца со дня изготовления решения суда.
Председательствующий: