8 800 200 93 58 Бесплатная горячая линия

Решение суда об обжаловании действий № 2а-3325/2017 ~ М-2485/2017

Цены на услуги адвоката по гражданским делам

Дело №а-3325/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2017 года                              ****

Советский районный суд **** в составе:

председательствующего судьи Захаровой О.В.,

при секретаре Власовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» к Челябинскому транспортному прокурору об обжаловании действий,

УСТАНОВИЛ:

Представитель административного истца ОАО «Российский железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД») обратился в Советский районный суд города Челябинска с административным исковым заявлением к Челябинскому транспортному прокурору о признании незаконным и отмене представления от 19.05.2017 г., вынесенного Челябинской транспортной прокуратурой.

В обоснование заявленных требований указано, что Челябинской транспортной прокуратурой была проведена проверка по обращению, поступившему в прокуратуру 20.04.2017 г. по деятельности Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала – ОАО «РЖД» по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов за период с 2015 г. по текущий 2017 г. По результатам проведенной проверки заместителем Челябинского транспортного прокурора М.А.Л. вынесено представление от 19.05.2017 г. об устранении нарушений законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов и о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения законодательства. С выданным представлением административный истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим права и интересы ОАО «РЖД». В ОАО «РЖД», согласно приказу, имеется перечень рабочих мест для трудоустройства инвалидов и установлена квота для трудоустройства инвалидов по квоте в Южно-Уральскую РДЖВ в количестве 15 рабочих мест (3% от среднесписочной деятельности). ОАО «РЖД» в апреле и мае 2017 г. сведения в отдел Центра занятости населения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов были предоставлены 10-го числа, поскольку 09.04.2017 г. и 09.05.2017 г. являлись выходными днями, следовательно, сведения были предоставлены в первый рабочий день после выходного дня. В первом квартиле 2016 г. в связи с вводом в действие перечня изменений в штатное расписание было сокращено 48 штатных единиц, в связи с чем, вакантное рабочее место было предоставлено сокращенному работнику. Рабочие места были временно заняты для обеспечения нормального функционирования производственной деятельности ЮУРДЖВ, в связи с планируемым увольнением на пенсию оператора видеозаписи и переводом дежурного по залу в мае 2017 года. Привлечение работников к дисциплинарной ответственности считает неправомерным поскольку, так как все возможные меры по устранению нарушений законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов ОАО «РЖД» в лице ЮУРДЖВ предприняты. Кроме того, полагает, что работники не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, поскольку срок для издания приказа о привлечении работников за предоставление сведений о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов в 2015 г. в Центр занятости населения истек, а аналогичные сведения за апрель и май 2017 г. были предоставлены своевременно.

Представитель административного истца ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, юридическое лицо извещено о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела суду не представлено.

Представитель административного ответчика старший помощник Челябинского транспортного прокурора Шпилевая Е.Л. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Пояснила о том, что нарушения выявлены законно. Истцом обжалуется представление, которое вынесено в адрес начальника Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов по результатам проведенной проверки (после протокол разбора от 13 июня 2017г. № 77/пр.). Указание в представлении на привлечение работников к дисциплинарной ответственности внесено в качестве рекомендации работодателю, а не как одно из требований об устранении выявленных нарушений. Считает, что права ОАО «РЖД» в данном случае не нарушены, поскольку за выявленные нарушения юридическое лицо к административной ответственности не привлекалось, в представлении указано на решение вопроса по устранению выявленных нарушений закона и недопущении подобных нарушений впредь.

Суд, выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что Челябинской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению, поступившему в прокуратуру 20.04.2017 г. Проверка охватывала деятельность Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов за период 2015 год - текущий период 2017 года. В ходе проверки было выявлено, что, в нарушении ч. 3 ст. 25 Закона «О занятости населения в РФ» в 2015 году Южно-Уральской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов в отдел ОКУ Центр занятости населения г. Челябинска по Советскому району отчеты по форме «Сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов» не предоставлялись. Также было установлено, что в апреле и мае 2017 года Сведения были представлены в отдел Центра занятости населения 10 числа.

Кроме того, за период с 2016 года — текущий период 2017 года выявлены нарушения при выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Согласно сведениям за январь - февраль 2016 года квота составляла 16 рабочих мест, в счет квоты занято 5 мест. Таким образом, в Южно-Уральской РДЖВ должно было быть 11 свободных рабочих мест в счет квоты. Однако в разделе «Вакансии в счет квоты» сведений содержатся данные только о 10 свободных рабочих местах.

Аналогичное нарушение установлено в сведениях за апрель 2017 года: квота составляет 15 рабочих мест, в счет квоты занято 5 мест. Таким образом, в Южно-Уральской РДЖВ В должно быть 10 свободных рабочих мест в счет квоты.

Согласно приказу начальника Южно-Уральской РДЖВ от 30.12.2016 № РДЖВ Ю-Ур-646 с 01.01.2017 утвержден перечень рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЮУРДЖВ. В указанный перечень входит 15 штатных должностей: 3 горничные, 1 контролёр-кассир, 2 электромонтёра по ремонту и обслуживанию электрического оборудования. 1 дежурный но залу железнодорожного вокзала, 2 дежурных по комнате отдыха пассажиров на вокзале (1 должность занята инвалидом), 1 ведущий инженер (по организационно-закупочной деятельности), 1 оператор видеозаписи, 1 дежурный по залу железнодорожного вокзала (по посадке) (должность занята инвалидом), 2 станционных рабочих (должности заняты инвалидами), 1 оператор по обработке перевозочных (проездных) документов (должность занята инвалидом).

В таблице «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), представленной вместе со Сведениями за апрель 2017 года указано следующее необходимое количество работников: 2 электромонтёра по ремонту и обслуживанию электрического оборудования, 3 горничные, 1 контролёр-кассир, 1 дежурный по комнате отдыха пассажиров на вокзале.

В итоге в настоящее время свободно только 7 рабочих мест в счет квоты.

Таким образом, в ходе проверки были выявлены нарушения со стороны Южно-Уральской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов при квотировании рабочих мест для инвалидов.

По результатам проведенной проверки Южно-Уральской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов, Челябинской транспортной прокуратурой в адрес начальника в адрес начальника Южно-Уральской РДЖВ выдано предписание № 02-20-2017 от 19.05.2017 г. по принятию исчерпывающих мер к устранению выявленных нарушений закона и недопущении подобных нарушений впредь, и о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения закона.

Согласно представленному в материалах проверки по обращению председателя ЧООО ВОИ протоколу по результатам разбора у начальника Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных от 13.06.2017 г., было принято решение: начальнику сектора управления персоналом И.О.В. указать на недостойный контроль за соблюдением требований законодательства по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов; начальнику сектора управления персоналом И.О.В. меру ответственности определить по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (ст. ст. 7 и 39).

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно ст. 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

02

Бесплатная горячая линия Москва и область

8 499 113 08 78

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

В силу ч. ч. 1,3 ст. 24 Федерального закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Пунктом 1 статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определено, что работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе, соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов; трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Согласно пункту 3 указанной статьи работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В целях реализации предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 27 марта 2003 г. N 836 принят Закон Челябинской области от 07.04.2003 № 143-30 «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области», который подписан Губернатором Челябинской области от 07.04.2003 г.

Частью 1 ст. 2 указанного Закона Челябинской области от 07.04,2003 № 143-30 работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Челябинской области, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов от среднесписочной численности работников

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Челябинской области от 28 ноября 2016 г. № 619-П «Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости, выполнением квоты считается создание или выделение работодателем рабочих мест для инвалидов в размере, усыновленном Законом Челябинской области о квотировании рабочих мест для инвалидов.

Согласно п. 7 указанного постановления работодатели ежемесячно представляют в центры занятости населения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, по (нормам, утвержденным Главным управлением и размещенным на его официальном сайте.

Приказом Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области № 29 от 14.03.2017 утверждены формы: «Сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов». «Сведения об условиях труда на рабочем месте, выделенному (созданном) для трудоустройства инвалида в счет установленной квоты». Из формы «Сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов» следует, что сведения предоставляются в ЦЗН ежемесячно до 10 числа каждого месяца, следующего за отчетным.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Челябинской области № 143-30 квота для приема на работу инвалидов - минимальное количество рабочих мест (в процентах от среднесписочной численности работников организации) для трудоустройства инвалидов, которые работодатель обязан создать или выделить за счет собственных средств, включая количество рабочих, мест, на которых уже работают инвалиды.

Таким образом, в ходе проверки выявлены нарушения со стороны Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов при квотировании рабочих мест для инвалидов.

Причинами выявленных нарушений явились ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и отсутствие должного ведомственного контроля.

    Доводы в административном иске о том, что рабочие места, предназначенные для трудоустройства инвалидов, были временно заняты для обеспечения нормального функционирования производственной деятельности ЮУРДЖВ, судом признаются несостоятельными, поскольку законодательством не предусмотрено замещение свободных мест в рамках квоты лицами, не имеющими инвалидность. Сложившаяся ситуация делает невозможным трудоустройство инвалидов на рабочие места, выделенные приказом № РДЖВ Ю-Ур-646: места дежурного по залу железнодорожного вокзала, ведущего инженера (по организационно- закупочной деятельности), оператора видеозаписи.

    Приведенные административным истцом доводы о том, что Южно-Уральской РДЖВ в мае и апреле 2017 года сведения в отдел Центра занятости населения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов были предоставлены 10-го числа, то есть в предусмотренный срок, в связи с чем, данное нарушение ошибочно вменено ЮУРДЖВ, не могут служить основанием для признания вынесенного представления незаконным, поскольку указанный факт не вменяется в нарушение Южно-Уральской РДЖВ, и носит в представлении от 19.05.2017 г. информационный характер.

Вместе с тем, Южно-Уральской РДЖВ вменено нарушение ч. 3 ст. 25 Закона «О занятости населения в РФ», в части не предоставления в отдел ОКУ Центр занятости населения г. Челябинска по Советскому району отчетов по форме «Сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов» в 2015 году.

Судом учитывается и тот факт, что по результатам проведенной проверки юридическое лицо - ОАО «РЖД» к административной ответственности за выявленные нарушения при квотировании рабочих мест для инвалидов, не привлекались, а указание в вынесенном представлении на решение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения закона, носит для руководителя юридического лица рекомендательный характер.

Выявленные нарушения требований Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" являются существенными по своему характеру, поскольку правоотношения, связанные с предоставлением гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, дополнительных гарантий, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов, урегулированы федеральным законодательством, которое содержит такой принцип, как содействие работодателей проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для инвалидов. При этом, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе, соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения

Каких-либо негативных последствий для юридического лица – ОАО «РЖД» вынесенное постановление № 02-20-2017 от 19.05.2017 г. не повлекло, нарушения прав и законных интересов административного истца суду не представлено, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Административным истцом при обращении в суд, и в ходе рассмотрения дела, не подтверждены, в нарушение п.2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ сведения о том, что оспариваемым представлением нарушены или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы.

При указанных обстоятельствах, судом не установлено нарушения прав и законных интересов ОАО «РЖД» по вынесению Челябинской транспортной прокуратурой в адрес начальника Южно-Уральской региональной дирекции железнодорожных вокзалов представления от 19.05.2017 г., поэтому в удовлетворении заявленных административным истцом требований о признании незаконным и отмене представления от 19.05.2017 г., вынесенного Челябинской транспортной прокуратурой, следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении требований административного истца ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным и отмене представления от 19.05.2017 г., вынесенного Челябинской транспортной прокуратурой – отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

        Председательствующий:      О.В.Захарова

Сервис поиска клиник в вашем городе. Запись онлайн