Дело 2а-1967/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июня 2017 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Быченко С.И.,
при секретаре судебного заседания Галдиной Л.М.,
с участием административного истца Сидоровой С.И., представителя административного истца Балашова С.К., действующего на основании доверенности 61АА4317283 от 16.04.2016, представителя административного ответчика Федоровой Т.А., действующей на основании доверенности № 4 от 09.01.2017 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сидоровой СИ к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, заинтересованное лицо – Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района Ростовской области, о признании незаконным отказа № 61/003/003/2017-947 от 05.05.2017 г. административного ответчика от государственной регистрации права аренды на объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый № № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и об обязании административного ответчика осуществить государственную регистрацию права аренды административного истца на указанный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Сидорова С.И. (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее – административный ответчик), заинтересованное лицо – Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района Ростовской области, о признании незаконным отказа № 61/003/003/2017-947 от 05.05.2017 г. административного ответчика от государственной регистрации права аренды на объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый № №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и об обязании административного ответчика осуществить государственную регистрацию права аренды административного истца на указанный объект недвижимого имущества.
В обоснование заявленных исковых требований административный истец указала, что на основании постановления Администрации Большелогского сельского поселения от 31.12.2015 г. № 949 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов Сидоровой СИ между Администрацией Большелогского сельского поселения и административным истцом Сидоровой С.И. был заключен Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № № земельного участка, земель населенных пунктов, с кадастровым № находящегося по адресу (имеющего адресные ориентиры): <адрес> с разрешенным использованием: под индивидуальные жилые дома с приусадебными участками, в границах указанных в кадастровом паспорте Участка, прилагаемом к Договору аренды, общей площадью <данные изъяты>.м, сроком на 20 лет.
Указанный земельный участок предоставлен в аренду без проведения торгов в соответствии с п.п. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) для использования под индивидуальные жилые дома с приусадебными участками. В соответствии с данной нормой договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с гражданами, имеющими право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ без проведения торгов.
При этом документом, подтверждающим принадлежность гражданина к категории граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, является справка медико-социальной экспертизы <данные изъяты>
Согласно п. 3.1 Договора аренды ДД.ММ.ГГГГ г. № №, размер арендной платы за участок, исходя из кадастровой стоимости, в год составляет: 1 012, 86 руб. арендная плата арендатором вносится своевременно, что подтверждается прилагаемыми копиями квитанций об оплате.
01.02.2017 г. административный истец представил в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее Административный ответчик) заявление о государственной регистрации права аренды на указанный земельный участок (объект недвижимого имущества) с прилагаемыми к нему документами.
05.05.2017 г. административный ответчик отказал административному истцу в государственной регистрации права аренды на вышеуказанный объект недвижимости, что подтверждается прилагаемым сообщением об отказе в государственной регистрации от 05.05.2017 г. № 61/003/003/2017-947.
Административный истец считает указанный отказ незаконным, поскольку полагает, что административный ответчик не имел права требовать дополнительные документы.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в государственной регистрации за Сидоровой СИ права аренды на объект недвижимого имущества - земельный участок, земель населенных пунктов, с кадастровым № находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес> с разрешенным использованием: под индивидуальные жилые дома с приусадебными участками, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, прилагаемом к Договору аренды, общей площадью <данные изъяты> кв.м, сроком на 20 лет, содержащийся в сообщении об отказе в государственной регистрации права от 05.05.2017 г. № 61/003/003/2017-947, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и. картографии по Ростовской области осуществить государственную регистрацию права аренды Сидоровой СИ на указанный объект недвижимого имущества.
Административный истец Сидорова С.И. в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, обосновав их доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что у нее зарегистрировано 11 человек, но она официально не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с небольшим излишком жилой площади, полагала, что документом, предоставляющим право на первоочередное и внеочередное приобретение участка является справка МСЭ, которую она предоставила административному ответчику.
Представитель административного истца по доверенности Балашов С.К. в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности Федорова Т.А. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований согласно доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, дополнительно пояснила, что согласно сведениям, имеющимся у административного ответчика, предоставленным Администрацией Большелогского сельского поселения, Сидорова С.И. не состоит на учете граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не признавалась малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем основания для регистрации аренды на спорный земельный участок у Управления Росреестра отсутствовали.
Заинтересованное лицо Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района Ростовской области представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщило и не просило суд рассмотреть дело в его отсутствие. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица в порядке ст. 150 КАС РФ.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статья 8.1 ГК РФ содержит основополагающие правила государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению независимо от того, что является объектом регистрации (права на недвижимое имущество, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и др.). Данная норма распространяется на регистрацию в различных реестрах: Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Едином государственном реестре юридических лиц и т.д.
С 01.01.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), который согласно п. 1 ст. 1 регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п.п. 3, 5 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Закон с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона о регистрации правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В силу подпункта 3) пункта 1 статьи 29 закона о регистрации государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления Администрации Большелогского сельского поселения от 31.12.2015 г. № 949 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов Сидоровой СИ между Администрацией Большелогского сельского поселения и административным истцом Сидоровой С.И. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды № земельного участка, земель населенных пунктов, с кадастровым № №, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес> с разрешенным использованием: под индивидуальные жилые дома с приусадебными участками, в границах указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к Договору аренды, общей площадью <данные изъяты> кв.м, сроком на 20 лет (л.д. 21-29).
01.02.2017 в целях государственной регистрации указанного договора аренды Сидорова С.И. обратилась в Управление Росреестра по РО с соответствующим заявлением, о чем 11.08.2016 года в книгу учета входящих документов внесена запись № 61/003/002/2016-8775.
10.02.2017 административным ответчиком издано уведомление о приостановлении государственной регистрации сроком до 05.05.2017 г. в связи с непредоставлением документов, свидетельствующих о том, что Сидорова С.И. является нуждающейся в улучшении жилищных условий и состоит на учете в качестве таковой (л.д. 44-45).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 7805.05.2017 в связи с непредоставлением запрошенных документов административным ответчиком отказано в государственной регистрации аренды указанного земельного участка (л.д. 46-47).
Административный истец обжалует отказ административного ответчика в государственной регистрации права аренды земельного участка, предоставленного административному истцу Администрацией Большелогского сельского поселения Аксайского района Ростовской области без проведения торгов по договору аренды от 22.07.2016 г. № 31-6.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания незаконными решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким решением прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу ч.ч. 1-3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к числу основных принципов земельного законодательства относит сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с п. 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка, Сидорова С.И. ссылалась на наличие у нее <данные изъяты>
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем, статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью»; она регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 за № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил, согласно которым инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке; инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Исходя из системного анализа приведенных положений закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного приусадебного хозяйства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного приусадебного хозяйства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
В остальных случаях земельный участок предоставляется инвалиду, не признанному нуждающимся в улучшении жилищных условий, в общем порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Данный подход соответствует принципам справедливости и соразмерности предоставления льгот субъектам правоотношений.
Из материалов дела усматривается, что, обращаясь в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка, административный истец предоставила справку серия <данные изъяты> согласно которой Сидорова С.И. является <данные изъяты> но при этом не предоставила документ, подтверждающий ее нуждаемость в жилом помещении. Не представлен такой документ и суду в материалы дела.
При этом, согласно ответу Администрации Большелогского сельского поселения от 21.02.2017 года № 63.21/384 на официальный запрос регистрирующего органа (административного ответчика), Сидорова С.И. не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не признавалась малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Однако приведенное положение процессуального закона не освобождает административного истца от обязанности доказать факт допущенного нарушения органом власти (должностным лицом) и нарушение этим его прав и законных интересов.
Исходя из вышеуказанных положений закона административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым решением или действием (бездействием) административного ответчика и указать способ их восстановления.
Административным истцом данное требование закона не выполнено, поскольку не представлено относимых и допустимых доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемыми действиями административного ответчика, равно как не доказан факт несоответствия закону или иному нормативному правовому акту обжалуемых действий административного ответчика.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд не находит оснований для признания действий административного ответчика незаконными, поскольку судом не установлено нарушения административным органом предоставленных ему законом полномочий, отказавшим в регистрации права аренды земельного участка в связи с непредоставлением административным истцом необходимых для проведения государственной регистрации документов, подтверждающих, что она состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Каких-либо иных относимых и допустимых доказательств наличия обстоятельств, объективно свидетельствующих о предоставлении административным истцом административному ответчику необходимых дополнительных документов, на основании которых последний имел бы возможность в установленном законом порядке осуществить государственную регистрацию права аренды, в материалы дела не представлено, равно как не представлено и доказательств нарушения прав административного истца административным ответчиком.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Сидоровой СИ к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, заинтересованное лицо – Комитет по имущественным и земельным отношениям Администрации Аксайского района Ростовской области, о признании незаконным отказа № 61/003/003/2017-947 от 05.05.2017 г. административного ответчика от государственной регистрации права аренды на объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый № №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и об обязании административного ответчика осуществить государственную регистрацию права аренды административного истца на указанный объект недвижимого имущества – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2017 г.
Судья