Дело № 2а-3726/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2017 года г. Омска
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сафронова М.М., при секретаре судебного заседания Чарушиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Тюкалинского межрайонного прокурора Омской области к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
В судебном заседании приняли участие:
от административного истца Тюкалинский межрайонный прокурор Омской области – МКА (по удостоверению),
от административного ответчика Администрации Тюкалинского муниципального района – ЧИВ (по доверенности, л.д.146)
от административного ответчика Министерства строительства и Жилищно-коммунального комплекса Омской области – МКИ (по доверенности, л.д.164);
иные лица в суд не явились, сведения об извещении имеются,
УСТАНОВИЛ:
Тюкалинский межрайонный прокурор Омской области обратился в суд с названным административным иском.
В обоснование требований указано, что 02 ноября 2011 года Тюкалинской межрайонной прокуратурой в рамках проверки по обращению депутата Совета депутатов Тюкалинского муниципального района Омской области ТАД с привлечением главного специалиста управления регионального государственного экологического надзора Минприроды Омской области проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, по результатам которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв м разрешенное использование: для складирования отходов, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Омская область Тюкалинский район, г. Тюкалинск, примерно в <адрес>, трассы Омск-Тюмень расположена свалка ТБО и ЖБО.
Собственником данного земельного участка является Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области.
По результатам проверки установлено, что на данной свалке размещаются различные виды отходов в хаотичном порядке и в нарушение требований законодательства администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области меры по недопущению загрязнения, негативного воздействия на землю и почву не принимаются.
В целях устранения выявленных нарушений Тюкалинской межрайонной прокуратурой 14 ноября 2016 года в адрес главы Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области вынесено представление.
14 декабря 2016 года на указанное представление получен ответ, из которого следует, что в целях создания условий для исполнения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области обращения с отходами Администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области выделены и поставлены на кадастровый учет новые земельные участки для складирования отходов – кадастровый № площадью <данные изъяты> кв м и № площадью <данные изъяты> кв м для канализационных очистных сооружений.
Имеющая площадка для хранения ТБО, расположенная на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв м в настоящее время находится на хранении в МП «Коммунальник».
05 апреля 2017 года в Тюкалинскую межрайонную прокуратуру Омской области из Управления Росприроднадзора по Омской области поступила информация, из которой следует, что 30 марта 2017 года ведущим специалистом-экспертом отдела земельного, геологического надзора и охраны недр, в сфере охоты и разрешительной документации проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв м, местоположение: Омская область Тюкалинский район, г. Тюкалинск, примерно в <адрес>.
По результатам административного обследования установлено, что данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Ранее в соответствии с лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ МП «Коммунальник» осуществляло деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности на вышеуказанном земельном участке. Срок лицензии у МП «Коммунальник» истек ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время МП «Коммунальник» какие-либо бытовые работы по обращению с отходами на данном земельном участке с кадастровым номером № располагается свалка ТБО и ТКО.
Таким образом, полученная из Управления Росприроднадзора по Омской области информация также подтверждает ранее выявленные Тюкалинской межрайонной прокуратурой нарушения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области.
Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области по непринятию мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв м, месторасположение: Омская область, Тюкалинский район, г. Тюкалинск, примерно в <адрес>; обязать Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв м, местоположение: Омская область Тюкалинский район, г. Тюкалинск, примерно в <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца МКА. доводы иска поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации Тюкалинского муниципального района ЧИВ возражал против удовлетворения административного иска в полном объеме, полагал, что администрация муниципального района принимать участие в ликвидации свалки не должна, этим должна заниматься Администрация Тюкалинского городского поселения
В случае удовлетворения заявленных требований, просил установить срок до конца 2019 года с учетом финансового положения и возможностью уборки только в летний период.
Представитель административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области МКИ исковые требования не признала в полном объеме, на вопросы суда пояснила, что в полномочия Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области не входит ликвидация свалок.
Представители заинтересованных лиц Управления Росприроднадзора по Омской области, Администрация Тюкалинского городского поселения в судебное заседание не явились, сведения об извещении имеются.
Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 218 КАС РФ, Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Из ст. 42, ст. 43 ЗК РФ следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных статьей 42 настоящего Кодекса.
Из ст. 42 Конституции РФ следует, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется, в том числе, на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
В соответствии с пунктами 1,1 статьи 51 названного Закона, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п.2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу положений ст. 1, 12 названного Закона, отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах).
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Согласно пунктам 1, 2 статьи 13 Закона №89-ФЗ, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
Из "Концепции обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации" (утв. Постановлением Коллегии Госстроя РФ от 22.12.1999 N 17) следует, что сточные воды (фильтрат), которые вытекают из тела полигона в результате воздействия природных осадков и процессов в ТБО, содержат в большом объеме крайне токсичные органические и неорганические загрязнения. Неконтролируемые процессы в теле свалки приводят к формированию болезнетворной микрофлоры, также усугубляющей опасность фильтрата. При отсутствии необходимой гидроизоляции фильтрат попадает в почву, проникает в подземные воды и по водостокам - в открытые водоемы, отравляя источники водоснабжения. Токсичность фильтрата приводит к уничтожению окружающей свалку растительности.
Кроме того, из тела свалки, в атмосферу постоянно поступают газообразные продукты распада ТБО - метан, аммиак и пр. Они являются источником систематических пожаров на свалках, которые, в свою очередь, загрязняют атмосферу. Кроме того, метан является газом, способствующим разрушению озонного слоя.
В соответствии с п. 2.1,2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 "О введении в действие санитарных правил" (вместе с "СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила"), Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов.
Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ ("Об отходах производства и потребления", к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, в том числе относятся:
разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора);
регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;
разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в силу Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 №72, является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по утверждении порядка сбора твердых бытовых отходов, организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Под сбором отходов, согласно Закона №89-ФЗ, понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
С 01.01.2016 к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2015 № 26-П, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального образования, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.
Согласно ч. 2 ст. 8 того же Закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Из части 2 ст. 13 названного Закона следует, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что на земельном участке с кадастровым номером № местоположением Омская область Тюкалинский муниципальный район г. Тюкалинск, <адрес> расположена свалка ТБО и ЖБО.
Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования земельного участка от 30 марта 2017 года, представлением от 14 ноября 2016года, а также приложенными к актам фотоматериалами (л.д. 31-33, 37-48, 179-188).
Собственником данного земельного участка является Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области (л.д.16).
По результатам проверки установлено, что данной свалке размещаются различные виды отходов в хаотичном порядке и в нарушение требований законодательства администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области меры по недопущению загрязнения, негативного воздействия на землю и почву не принимаются.
В целях устранения выявленных нарушений, Тюкалинской межрайонной прокуратурой 14 ноября 2016 года в адрес главы Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области вынесено представление (л.д.31-33).
Из ответа на указанное представление от 13 декабря 2016 года следует, что в целях создания условий для исполнения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области обращения с отходами Администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области выделены и поставлены на кадастровый учет новые земельные участки для складирования отходов – кадастровый № площадью <данные изъяты> кв м и № площадью <данные изъяты> кв м для канализационных очистных сооружений.
Имеющаяся площадка для хранения ТБО, расположенная на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв м в настоящее время находится на хранении в МП «Коммунальник» (л.д.34-35).
Из информационного письма № от ДД.ММ.ГГГГ направленного директором МП «Коммунальник» в адрес Управления Росприроднадзора следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ предприятие не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1У класса опасности.
МП «Коммунальник» не отрицает факт того, что спорный земельный участок был передан ему на хранение в соответствии с Распоряжением Администрации Тюкалинского МР Омской области от 22.07.2017 за № 256-р, но собственником указанного земельного участка является Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области (л.д.49).
Суд исходит из того, что организация вывоза отходов на несанкционированную свалку и несанкционированное складирование отходов на указанном земельном участке свидетельствуют о ненадлежащем выполнении органом местного самоуправления полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также по организации утилизации и переработки отходов, что в соответствии с вышеприведенной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации является основанием для возложения обязанности принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым возложить на Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.
Доводы о необходимости возложения обязанности по ликвидации свалки на Администрацию Тюкалинского городского поселения суд отклоняет. Полагает, что Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области в этой части неверно толкует действующее законодательство, в том числе, положения ст. 209 ГК РФ, ст. 42,43 ЗК РФ.
Суд не соглашается и с доводами Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о том, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по спору подлежащими отклонению, эти доводы противоречат пп. 7.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, а также закону Омской области от 27.12.2006 № 842-ОЗ.
С учетом фактических обстоятельств дела, пояснений сторон (значительный объем мусора, невозможность осуществления работ в зимний период, необходимость соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок), отсутствия у суда иной информации, суд возлагает на ответчиков обязанность ликвидировать спорную свалку до 31.11.2018 года, полагая (на дату вынесения решения), что больший предоставляемый ответчикам срок будет необоснованно отдалять исполнение судебного решения, что недопустимо.
Руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв м, местоположение: Омская область, Тюкалинский район, г. Тюкалинск, примерно в <данные изъяты> м. от <адрес> в срок до 31 ноября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.М. Сафронов
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2017 года