Дело № 2а-2421/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2017г. г. Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего судьи Севостьяновой И.Б.,
при секретаре Романовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Хасанова Шухрата Абдумажитовича к Главному управлению МВД России по Алтайскому краю о признании незаконным и отмене решения об аннулировании вида на жительство,
УСТАНОВИЛ:
Хасанов Ш.А. обратился в суд к ответчику ГУ МВД России по Алтайскому краю с административным иском о признании незаконным и отмене решения от 30.07.2015 года № 9120 об аннулировании вида на жительство.
В обоснование исковых требований указывает, что 03.07.2017 года Хасанову Ш.А. при подаче им ежегодного уведомления о подтверждении проживания в Российской Федерации сотрудниками Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Алтайскому краю ему было вручено уведомление о том, что 30.07.2015 г. УФМС России по Алтайскому краю вынесено решение об аннулировании ему вида на жительство иностранного гражданина на территории Российской Федерации на основании п.п. 8 п. 1 ст. 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Считает, что решение от 30.07.2015 нарушает его права на свободу передвижения, выбор места жительства, право на труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии. После получения 07.07.2014г. вида на жительство истец осуществлял трудовую деятельность на территории Алтайского края в соответствии с требованиями законодательства. 09.07.2015г. подал в УФМС России по Алтайскому краю уведомление о подтверждении проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, указав в нем, что имеет доходы, позволяющие ему содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума на территории Алтайского края, не прибегая в помощи государства. Об оспариваемом решении истцу стало известно только 03.07.2017 г. при подаче очередного ежегодного уведомления о проживании.
Административный истец Хасанов Ш.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается телефонограммой, имеющейся в материалах дела. Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям, пояснил дополнительно, что в уведомлении о проживании, поданном истцом 09.07.2015г. не были указаны сведения о наличии у истца денежных средств на счете в банке, поскольку такие средства не относятся в понятию дохода, вместе с тем необходимые денежные средства для содержания себя выше прожиточного минимума у истца имелись на банковском счете, открытом еще в 2012г, при принятии уведомления в 2015г. и в последующие годы сотрудники миграционной службы не истребовали у него доказательств наличия дополнительных средств для содержания себя в пределах прожиточного минимума, приняв без дополнительной проверки оспариваемое решение об аннулировании вида на жительство, что нарушает положения п.п.8 п.1 ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».
Представитель административного ответчика ГУ МВД РФ по АК в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснила, что ранее выданный вид на жительство Хасанову Ш.А. был аннулирован за нарушение требований пункта 6 статьи 8 Закона №115-ФЗ по мотиву не представления доказательств возможности содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума.
Суд, с учетом мнения представителя административного истца, представителя административного ответчика рассмотрел дело при данной явке.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 КАС РФ.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как следует из материалов дела, Хасанов Ш.А. является гражданином Республики Узбекистан.
07.07.2014 года УФМС России по Алтайскому краю Хасанову Ш.А. выдан вид на жительство сроком не более 5 лет, а именно сроком до 07.07.2019 года.
09.07.2015 года Хасанов Ш.А. обратился в УФМС России по Алтайскому краю с уведомлением о подтверждении своего проживания.
Решением УФМС России по Алтайскому краю от 30.07.2015 года Хасанову Ш.А. аннулирован вид на жительство на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ввиду невозможности предоставления доказательств возможности содержать себя в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства.
Уведомлением УФМС России по Алтайскому краю было сообщено, что решениями от 30.07.2015 года № 9120, аннулирован вид на жительство. В деле имеется расписка Хасанова Ш.А, о получении уведомления 04.07.2017 г.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон).
В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 2 Закона вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В соответствии с п. 6 ст. 8 Закона постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. В подаваемое им уведомление вносятся сведения, в том числе: место (места) работы и продолжительность осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им вида на жительство; размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительство (пп. 3 и пп. 5 п. 6 ст. 8).
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 9 Закона ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2007 года N 91 утверждены Правила определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина или лица без гражданства, пунктом 2 которых установлено, что среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяется в целях установления их соответствия уровню прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину разрешено временное проживание.
Определение среднемесячного дохода иностранного гражданина и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина осуществляется территориальным органом Федеральной миграционной службы на основании документов, свидетельствующих о доходах иностранного гражданина и членов семьи иностранного гражданина, предъявляемых иностранным гражданином в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" при подаче уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации (пункт 4 указанных Правил).
Пунктом 9 ст. 6 указанного Федерального закона установлено, что временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Указанное уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов. В случае, если иностранный гражданин желает подтвердить размер и источник дохода посредством представления копии налоговой декларации, данный иностранный гражданин вправе не представлять указанный документ в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. В этом случае копия налоговой декларации запрашивается в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции самостоятельно на основании уведомления данного иностранного гражданина о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.
Пунктами 5 и 7 указанных Правил установлено, что расчет среднемесячного дохода производится исходя из суммы доходов иностранного гражданина (сумм доходов членов семьи иностранного гражданина), полученных в течение очередного года с даты выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Доходы иностранного гражданина и члена семьи иностранного гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации по налогам и сборам.
В Алтайском крае величина прожиточного минимума утверждается Постановлениями Алтайского края за определенный период и соответствует следующим размерам для трудоспособного населения: во II квартале 2014 года – 8135 руб., в III квартале 2014 года – 7 989 руб., в IV квартале 2014 года – 8 116 руб., в I квартале 2015 года – 9 396 руб.
Хасанов Ш.А. при обращении 09.07.2015 года в УФМС по Алтайскому краю с уведомлением о подтверждении проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в п. 2 указал, что с июля 2014 года по дату обращения работает подсобным рабочим ООО «Премиум Пак». В графе "размер дохода" указал размер дохода – 85 768 руб., что составляет сумму ниже уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Алтайском крае (85768/11 = 7797 руб.) В подтверждение своего дохода Хасанов Ш.А. представил справку о доходах физического лица за 2014 и 2015 год.
Таким образом, доход Хасанова Ш.А. составляет сумму ниже уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Алтайском крае и не подтверждает возможность содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства.
Поскольку Хасановым Ш.А. не были представлены доказательства его доходов в пределах прожиточного минимума, миграционный орган применил требования приведенной нормы Федерального закона, принял решения об аннулировании вида на жительство.
Положения пункта 6 ст. 8 Закона обязывают иностранного гражданина в течение всего срока постоянного проживания ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения им вида на жительство. В подаваемое им уведомление вносятся сведения, в том числе размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительство (пп. 5 п. 6 ст. 8).
Определение среднемесячного дохода иностранного гражданина и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина осуществляется территориальным органом Федеральной миграционной службы на основании документов, свидетельствующих о доходах иностранного гражданина и членов семьи иностранного гражданина, предъявляемых иностранным гражданином в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" при подаче уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации (пункт 4 указанных Правил).
Не представление доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным, является основанием для аннулирования выданного иностранному гражданину вида на жительство.
Таким образом, по существу ранее выданный вид на жительство Хасанову Ш.А. был аннулирован за нарушение требований пункта 6 статьи 8 Закона N 115-ФЗ по мотиву не представления доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума.
В соответствии с подпунктом "л" п. 6 Правил, при расчете среднемесячного дохода иностранного гражданина и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина учитываются следующие виды доходов (за исключением выплат единовременного характера), полученные в денежной и (или) натуральной форме: проценты по банковским вкладам.
Представленная истцом выписка из лицевого счета по вкладу в ПАО «Сбербанк России» по состоянию 07.07.2015г., согласно которой на данную дату на счету находился остаток денежных средств 281688 руб. 44 коп., не является доказательством достаточности денежных средств у административного истца Хасанова Ш.А. для содержания себя в пределах прожиточного минимума без помощи государства.
В силу названных выше Правил, при расчете среднемесячного дохода иностранного гражданина, и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина, учитываются только проценты по банковским вкладам, но не сам вклад. Доказательств того, что в спорный период Хасанов Ш.А. получил доход в виде процентов по вкладу и его размере, административным истцом не представлено.
В этой связи с суд отклоняет доводы истца и его представителя о том, что при принятии решения об аннулировании вида на жительство Хасанову Ш.А. не была предоставлена возможность представить доказательств наличия средств к его содержанию в пределах прожиточного минимума в виде остатка денежных средств на банковском счете, поскольку по смыслу вышеуказанных положений п. 4 предоставление таких сведений осуществляется при подаче заявителем уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации. На основании сведений, указанных в уведомлении, определяется среднемесячный доход заявителя. Дополнительное истребование доказательств данного обстоятельства вышеуказанными нормативными актами не предусмотрено.
При этом суд обращает внимание на то, что при подаче заявления о выдаче вида на жительство 20.03.2014г. Хасанов Ш.А. указывал в соответствующем разделе заявления о размере дохода от вкладов в банках и иных кредитных организациях, следовательно, ему было известно о возможности предоставления таких сведений, и он не был лишен такой возможности и при подаче уведомления в 2015г., однако, этого не сделал. При этом достоверные сведения о размере дохода в виде процентов от банковского вклада за 2014 г. не представлены Хасановым Ш.А. и в судебное заседание.
Аннулирование вида на жительства Хасанову Ш.А., таким образом, было произведено законно, не нарушает права административного истца, поскольку не влечет его выдворения с территории РФ. Административный истец не лишен возможности впоследствии с соблюдением требований действующего законодательства, статей 6 и 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ", обратиться в установленном порядке за получением разрешения на временное проживание, а затем и за оформлением вида на жительство.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Административный иск Хасанова Шухрата Абдумажитовича к Главному управлению МВД России по Алтайскому краю о признании незаконным и отмене решения УФМС России по Алтайскому краю от 30.07.2015г. № 9120 об аннулировании вида на жительство оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение 1 месяца с момента принятия его в окончательной форме.
Судья: И.Б. Севостьянова