Дело № 2а-2765/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2017 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля
в составе судьи Ловецкой М.П.,
при секретаре Кошелевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Нехнаева Олега Сергеевича к военному комиссариату по Дзержинскому и Ленинскому району г. Ярославля об оспаривании решения призывной комиссии, возложении обязанности о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения призывной комиссии военного комиссариата по Дзержинскому и Ленинскому району г. Ярославля об отказе ему в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, и возложении на призывную комиссию обязанности о замене для него военной службы на альтернативную гражданскую службу. В обоснование требований указал, что 20 апреля 2017 г. им было отправлено по почте заявление в призывную комиссию о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в связи с тем, что несение военной службы противоречит его убеждениям. Решением призывной комиссии от 05.06.2017 г. ему было отказано в удовлетворении данной просьбы по причине нарушения срока подачи заявления. Решение призывной комиссии считает незаконным, несмотря на пропущенные сроки, комиссия вправе была вынести положительное заключение, основываясь на его убеждениях. Полагает, что оспариваемое решение нарушает его права.
Истец требования поддержал в полном объеме, пояснив, что пропустил сроки для обращения в призывную комиссию по уважительной причине, поскольку убеждения окончательно сложились перед подачей заявления в призывную комиссию. Полагал, что ему будет предоставлена повторно отсрочка. Просил учесть, что в настоящее время обучается по заочной форме.
Представитель административного ответчика призывной комиссии извещен о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено его отсутствие.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч. 2). Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3).
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Федеральный закон).
Федеральный закон определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (п. 1 ст. 1), и предусматривает, что на такую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с данным Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", принято соответствующее решение (п. 1 ст. 3).
Как установлено абзацем 2 ст. 2 Федерального закона гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона, граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
В п. 4 ст. 12 Федерального закона, устанавливающим порядок рассмотрения заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, содержится также исчерпывающий перечень оснований к отказу в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Предусмотрено, что призывная комиссия может отказать гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые ст. 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Из представленного личного дела призывника следует, что 10.02.2015 г. Нехнаев О.С. поставлен на воинский учет в качестве призывника призывной комиссией Дзержинского и Ленинского районов г. Ярославля.
Из выписки из книги протоколов призывной комиссии, протокола № № от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что истец пользовался отсрочкой от призыва на военную службу по п. 2а ст. 24 ФЗ-53 до 31.01.2017 г. в связи с учебой в ГПОУ ЯО «Ярославский автомеханический колледж».
28 апреля 2017 г. в призывную комиссию поступило заявление истца о замене военной службы по призыву альтернативной, ссылаясь на сформировавшиеся пацифистские убеждения, просил заменить военную службу по призыву на альтернативную гражданскую службу. Просил восстановить срок для подачи заявления и принять на заседании призывной комиссии заключение о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.
05.06.2017 г. на заседании призывной комиссии Дзержинского района г. Ярославля заявление Нехнаева О.С. рассмотрено, принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в связи с нарушением срока подачи заявления.
Вывод призывной комиссии о пропуске срока на подачу заявления является верным, поскольку Нехнаев О.С. в силу положений п. 1 ст. 11 Федерального закона и наличия у него отсрочки от призыва на военную службу до 31 января 2017 года, подлежал призыву и направлению для прохождения срочной службы в апреле - июне 2017 года, соответственно, должен был обратиться с указанным заявлением заблаговременно, то есть до 01 октября 2016 года. С заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу истец обратился впервые 28.04.2017 г., при этом не предоставил доказательств наличия у него соответствующих убеждений.
Установленные п. 1 ст. 11 Федерального закона сроки обращения гражданина в призывную комиссию с соответствующим заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу обусловлены необходимостью заблаговременного планирования уполномоченными органами мероприятий по проведению призывной кампании.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за исключениями, которые не относятся к настоящему публично-правовому спору.
В соответствии с п. 7 ст. 12, ст. 15 Федерального закона гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
Поскольку истец подлежал призыву на военную службу в период с 1 апреля по 15 июля 2017 года, то его заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, направленное в призывную комиссию 28.04.2017 г. следует считать поданным с пропуском установленного законом срока.
Выводы призывной комиссии о пропуске Нехнаевым О.С. срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, являются верными. Причины пропуска срока обращения в призывную комиссию с заявлением, датированным истцом 19.04.2017 г., приведенные истцом в подтверждение своих доводов, являются неуважительными.
Обязанность граждан, изъявивших желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию предусмотрена законом.
На лицо, пропустившее срок для обращения с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, возлагается обязанность по доказыванию уважительности причин такого пропуска.
Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 года N 1470-О).
Из этого же в своей практике исходит и Европейский Суд по правам человека, по мнению которого лишь неприятие военной службы, мотивированное серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями лица или глубоко и искренне исповедуемыми религиозными или иными взглядами, составляет убеждение или взгляд достаточных серьезности, связности и значения для использования гарантий ст. 9 "Свобода мысли, совести и религии" Конвенции о защите прав человека и основных свобод (постановление от 7 июля 2011 года по делу "Баятян (Bayatyan) против Армении").
Руководствуясь ст.ст. 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Отказать в удовлетворении требований Нехнаева Олега Сергеевича к военному комиссариату по Дзержинскому и Ленинскому району г. Ярославля об оспаривании решения призывной комиссии, возложении обязанности о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня вынесения решения.
Решение изготовлено в окончательной форме 05.10.2017 г.
Судья М.П.Ловецкая