Дело № 2а-3053/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2017 года город Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Захаровой О.В.,
при секретаре Власовой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Челябинска, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Челябинска о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Челябинска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на Администрацию города Челябинска принять и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий порядок приведения собственниками и нанимателями самовольно переустроенных и (или) переоборудованных жилых помещений в прежнее состояние во исполнение требований ст. 29 Жилищного кодекса РФ.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что проведенной проверкой установлены нарушения Жилищного кодекса Российской Федерации, допущенные должностными лицами Администрации г. Челябинска. Согласование переустройств и перепланировок относится к полномочиям Администрации г. Челябинска. Обязанность по установлению порядка, регламентирующего действия собственников и нанимателей жилых помещений по приведению самовольно переустроенных и (или) переоборудованных жилых помещений в прежнее состояние, также возложена на Администрацию г. Челябинска. Во исполнение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация г. Челябинска обязана разработать и утвердить порядок реализации ее полномочий, предусмотренных ст. 29 ЖК РФ. Неполнота правового регулирования влечет возможность необоснованного применения норм права и образует коррупциогенный фактов в данной сфере правоотношений. Прокуратурой города 13.04.2017 в адрес Главы г. Челябинска направлено предложение об издании нормативного правового акта, регулирующего полномочия Администрации г. Челябинска, предусмотренные ст. 29 ЖК РФ. В ответе на указанное предложение и.о. заместителя Главы города по вопросам градостроительства от 03.05.2017 указал, что данное положение будет внесено в постановление от 02.03.2015 №46-П, однако до настоящего времени нормативный правовой акт в прокуратуру г. Челябинска для проведения антикоррупционной экспертизы не поступил, а также в установленном порядке не принят. В связи, с чем прокуратурой города 16.05.2017 в адрес Главы города Челябинска внесено преставление об устранен выявленных нарушений Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения вышеуказанного акта прокурорского реагирования 16.06.2017 Администрацией г. Челябинска сообщено, что нормативный правовой акт, регулирующий реализацию полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЖК РФ, будет принят путем внесения изменения в постановление Администрации г. Челябинска от 02.03.2015 №46-П. До настоящего времени нормативный правовой акт не принят.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Челябинска Алферова Е.В. полностью поддержала заявленные требования и их правовое обоснование, уточнила, что поддерживает только первый пункт административного искового заявления, а также указала, что до настоящего времени требуемый нормативный правовой акт администрацией не принят, и даже не представлен проект.
Представитель административного ответчика администрации г.Челябинска Шеянов А.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований по 1 пункту административного искового заявления, касаемо опубликования в официальном источнике решения сообщил, что это очень затратно для Администрации. Также пояснил, что в настоящее время разработан проект нормативного правового акта, направлен в прокуратуру г. Челябинска на проверку.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в актуальной редакции с изменениями и дополнениями, вступившими в законную силу 10.01.2016 г.) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (п.2); административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п.4).
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст.3 приведенного закона).
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (п.1 ст. 6 приведенного закона).
В требованиях к структуре административных регламентов, в соответствии с пунктами 4,5 ст. 12 приведенного закона, предусмотрены и формы контроля за его исполнением, а также досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ч.1 ст. 29 вышеприведенного закона).
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
В соответствии с положениями ст. 25 вышеприведенного закона переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, ст. 26 ЖК РФ установлена для собственника жилого помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определены пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
В соответствии с п. 3 ст. 29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Согласно п. 5 ст. 29 ЖК РФ если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:
в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.
С учетом требований ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что согласование переустройств и перепланировок относится к полномочиям Администрации г. Челябинска. Обязанность по установлению порядка, регламентирующего действия собственников и нанимателей жилых помещений по приведению самовольно переустроенных и (или) переоборудованных жилых помещений в прежнее состояние, также возложена на Администрацию г. Челябинска.
Во исполнение требования ФЗ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация г. Челябинска обязана разработать и утвердить порядок реализации ее полномочий, предусмотренных ст. 29 ЖК РФ. Неполнота правового регулирования влечет возможность необоснованного применения норм права и образует коррупциогенный фактов в данной сфере правоотношений.
Прокуратурой города 13.04.2017 в адрес Главы г. Челябинска направлено предложение об издании нормативного правового акта, регулирующего полномочия Администрации г. Челябинска, предусмотренные ст. 29 ЖК РФ. В ответе на указанное предложение и.о. заместителя Главы города по вопросам градостроительства от 03.05.2017 указал, что данное положение будет внесено в постановление от 02.03.2015 №46-П, однако до настоящего времени нормативный правовой акт в прокуратуру г. Челябинска для проведения антикоррупционной экспертизы не поступил, а также в установленном порядке не принят.
Проведенной прокуратурой проверкой на основании обращения В.Л.В. установлено, что по состоянию на 16.05.2017 порядок реализации Администрацией г. Челябинска полномочий, предусмотренных ст. 29 ЖК РФ, в том числе порядок взаимодействия органа местного самоуправления с собственником или нанимателем жилого помещения, осуществившего самовольную перепланировку, не принят. В связи, с чем прокуратурой города в адрес Главы города Челябинска внесено преставление об устранении выявленных нарушений Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения вышеуказанного акта прокурорского реагирования 16.06.2017 Администрацией г. Челябинска сообщено, что нормативный правовой акт, регулирующий реализацию полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЖК РФ, будет принят путем внесения изменения в постановление Администрации г. Челябинска от 02.03.2015 №46-П.
В рамках проведения повторной проверки по обращениям В.Л.В. установлено, что по состоянию на 21.06.2017 Администрацией г. Челябинска нормативный правовой акт, регулирующий порядок реализации органа местного самоуправления полномочий предусмотренных ст. 29 ЖК РФ в отношении собственников или нанимателей жилых помещений, при проведении ими самовольных перепланировок не принят, в том числе путем внесения изменений в постановление от 02.03.2015 №46-п.
До настоящего времени нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения процедуры, предусмотренной ст. 29 ЖК РФ, в установленном порядке не принят и не утвержден.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, внесенное прокурором города Челябинска представление в адрес Главы города Челябинска Т.Е.Н. от 16.05.2017 г. № 320ж-2017 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства путем принятия и утверждения нормативного правового акта, регламентирующего порядок приведения собственниками и нанимателями самовольно переустроенных и (или) переоборудованных жилых помещений в прежнее состояние во исполнение требований ст. 29 Жилищного кодекса РФ является законным и обоснованным.
Нормативный правовой акт, регулирующий реализацию полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЖК РФ, путем внесения изменения в постановление Администрации г. Челябинска от 02.03.2015 №46-П до сих пор не принят.
До настоящего времени администрацией города Челябинска требуемый нормативный правовой акт, регламентирующий порядок приведения собственниками и нанимателями самовольно переустроенных и (или) переоборудованных жилых помещений в прежнее состояние во исполнение требований ст. 29 Жилищного кодекса РФ, не принят и не утвержден.
При указанных обстоятельствах, в рамках требований действующего законодательства, на администрацию города Челябинска следует возложить обязанность принять и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий порядок приведения собственниками и нанимателями самовольно переустроенных и (или) переоборудованных жилых помещений в прежнее состояние во исполнение требований ст. 29 Жилищного кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Требования административного истца прокурора города Челябинска, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию города Челябинска принять и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий порядок приведения собственниками и нанимателями самовольно переустроенных и (или) переоборудованных жилых помещений в прежнее состояние во исполнение ст. 29 Жилищного кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий : О.В.Захарова