Дело №2а-5360/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 октября 2017 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Пляцок И.В.,
при секретаре судебного заседания А.В. Ларёвой,
с участием представителя административного истца ФИО3 - ФИО1, действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ по <адрес> и ЕАО» ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ по <адрес> и ЕАО» о восстановлении срока, признании незаконными действий должностных лиц по дактилоскопированию и воспрепятствованию свободному перемещению через государственную границу РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ по <адрес> и ЕАО» о восстановлении срока, признании незаконными действий должностных лиц по дактилоскопированию и воспрепятствованию свободному перемещению через государственную границу РФ. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он со своей дочерью Виолеттой, 1999 года рождения, направлялся из <адрес> в <адрес> (КНР) в качестве туриста в составе туристической группы. Пограничный контроль проходили на речном вокзале в <адрес>, так как следовали в <адрес> на теплоходе. Все участники туристической группы, включая несовершеннолетнюю дочь, беспрепятственно прошли пограничный контроль и заняли свои места на теплоходе. Однако при проверке документов сотрудник пограничного управления ФСБ по <адрес> и ЕАО сообщил, что ему необходимо задержаться на некоторое время, так как с ним желает побеседовать оперативный сотрудник ФСБ. Через некоторое время на таможенный пункт приехал сотрудник ФСБ, который представился Артемом, фамилию и должность он не указывал, удостоверение не предъявлял. Суть беседы с сотрудником ФСБ сводилась к тому, что он выяснял круг общения истца как на территории <адрес>, так и на территории <адрес>. Предполагает, что данный интерес был обусловлен тем, что он родился на территории Таджикистана, но с 1995 г. является гражданином РФ и проживает на территории <адрес>. В ходе беседы каких-либо подозрений в его адрес, а также обвинений в совершении каких-либо правонарушений или преступлений сотрудник ФСБ не высказывал. После беседы с сотрудником ФСБ он был подвергнут процедуре дактилоскопирования. Ожидание оперативного сотрудника ФСБ, беседа с ним заняли более 1 часа, в связи с чем отправление туристической группы было задержано. Все это время остальные участники группы находились на теплоходе. С остальными участниками туристической группы подобные беседы не проводились и дактилоскопированию они не подвергались. Полагает, что данными действиями сотрудников ФСБ были нарушены его права как гражданина РФ на свободу передвижения, выезда за пределы РФ. При процедуре дактилоскопирования были нарушены положения ст.ст.9,10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ», согласно которых он не относится к категории лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации, а добровольная дактилоскопическая регистрация проводится с письменного согласия, которого он не давал. Аналогичная ситуация повторилась в день возвращения из туристической поездки ДД.ММ.ГГГГ Данная ситуация стала вызывать настороженность, он стал сомневаться в законности действий сотрудников ФСБ, так как никаких правонарушений не совершал и никакой вины за собой не чувствовал, сказал сотруднику ФСБ по имени Артем, что будет с ним разговаривать только после того, как он представится ему полностью и предъявит свое служебное удостоверение, на что последний уклонился от ответа и предъявления удостоверения. Продержав на таможенном посту около 2 часов, его отпустили. Просит восстановить пропущенный срок обращения в суд, признать незаконными действия должностных лиц пограничного управления ФСБ России по <адрес> и ЕАО по дактилоскопированию и воспрепятствованию свободному перемещению через государственную границу РФ.
В судебное заседание административный истец ФИО3 не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, о чем представил соответствующее заявление.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 - ФИО1 требования, изложенные в иске, поддержал в полном объеме, ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, просил заявленные их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ по <адрес> и ЕАО» ФИО2 требования истца не признал, указал, что истцом не представлено доказательств нарушения каких-либо прав со ссылкой на нормы права истцом не представлено. Не представлены доказательства временных параметров осуществления пограничного контроля в пункте пропуска и факта опоздания рейса судна. Несогласие с проводимыми в отношении истца процедурами последний обосновывает тем, что, по его мнению, у него отсутствуют признаки, послужившие основанием проведения процедуры и указанные в ответах управления на многочисленные жалобы истца, а так же якобы нарушением процедуры дактилоскопирования. Гражданин РФ может быть ограничен в праве на выезд из РФ федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 Конституции РФ). Свободное перемещение через государственную границу подразумевает наличие у лица документов на право такого пересечения и проведение определенной процедуры пограничного контроля, в рамках которого могут осуществляться мероприятия, предусмотренные законом, и не зависит исключительно от безусловной субъективной воли гражданина, решившего выехать из РФ. Приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N562 утвержден Административный регламент Федеральной службы безопасности РФ по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ». При исполнении государственной функции пограничного контроля должностные лица в пределах компетенции имеют право проверять необходимые документы у лиц, вести необходимые для осуществления контроля за поддержанием режима государственной границы и режима в пунктах пропуска через государственную границу регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем федеральному закону. Положениями Федерального закона «О федеральной службе безопасности» органы безопасности имеют право, в том числе, получать, учитывать, хранить, биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность, в рамках осуществления пограничного контроля в отношении лиц, пересекающих Государственную границу РФ, при наличии у таких лиц признаков, указывающих на возможность их склонения к террористической деятельности, вербовки или вовлечения иным способом в террористическую деятельность. При этом сроки проведения мероприятий не установлены. У сотрудников пограничного органа имелись достаточные основания для осуществления процедур в отношении истца. Таким образом, истцу выезд из РФ ограничен не был. Проведенные в отношении него мероприятия являются составной частью пограничного контроля в пунктах пропуска, проведены полномочными лицами в разумные сроки. Оспариваемые действия совершены полномочными лицами, в строгом соответствии с законом и не нарушают никакие права истца, не препятствуют реализации его прав и не налагают никакие обязанности, он не привлечен к какой-либо ответственности.
Выслушав пояснения представителя административного истца ФИО3 - ФИО1, представителя ответчика ФГКУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ по <адрес> и ЕАО» ФИО2, оценив и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 219 КАС РФ если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Истец в исковом заявлении ссылается на нарушения его прав при перемещении через государственную границу ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, обращение в суд последовало ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечение трехмесячного срока обращения в суд.
Согласно ч.ч.6,7,8 ст. 219 КАС РФ КАС РФ несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из письма пограничного управления по <адрес> и ЕАО ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на его жалобу от ДД.ММ.ГГГГ по поводу действий сотрудников ФСБ по дактилоскопированию дан ответ в установленные законом сроки, обращение с административным иском в Хабаровский гарнизонный военный суд и возвращение иска в связи с неподсудностью само по себе не является уважительной причиной пропуска срока и. соответственно основанием для восстановления пропущенного трехмесячного срока по смыслу ст. 219 КАС РФ.
Согласно п.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок пересечения Государственной границы РФ при осуществлении выезда из РФ и въезда в РФ регулируется Законом РФ «О Государственной границе РФ» и ФЗ-114 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».
Задать вопрос юристу бесплатно
Задать вопросБесплатная горячая линия Москва и область
8 499 113 08 78В силу ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N4730-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О Государственной границе Российской Федерации» пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля, которые в соответствии с договорами Российской Федерации с сопредельными государствами могут осуществляться совместно.
Содержание, средства и методы контроля, порядок его осуществления устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Свободное пресечение через государственную границу подразумевает наличие у лица документов на право такого пересечения и проведение определенной процедуры пограничного контроля, в рамках которого могут осуществляться мероприятия предусмотренные законом, и не зависит исключительно от безусловной субъективной воли гражданина, решившего выехать из Российской Федерации.
Приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N562 утвержден Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Предметом пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации является признание законности пересечения государственной границы лицами, въезжающими в Российскую Федерацию, либо разрешение на пересечение государственной границы лицами, выезжающими из Российской Федерации, а также осуществление действий по обнаружению и задержанию нарушителей правил пересечения государственной границы, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - по обнаружению и задержанию грузов, товаров и животных, запрещенных законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.
Исполнение государственной функции осуществляется должностными лицами подразделений пограничного контроля пограничных органов, уполномоченных начальником пограничного органа на осуществление пограничного контроля.
При исполнении государственной функции должностные лица в пределах компетенции имеют право: проверять необходимые документы у лиц, производить осмотр (досмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов; вести необходимые для осуществления контроля за поддержанием режима государственной границы и режима в пунктах пропуска через государственную границу регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем федеральному закону.
Согласно ст. 8 ФЗ «О Федеральной службе безопасности» № от ДД.ММ.ГГГГ деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.
Согласно п.п. «а1», «я,я1» ст. 13 ФЗ «О Федеральной службе безопасности» № от ДД.ММ.ГГГГ органы федеральной службы безопасности имеют право, в том числе, использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также при проведении мероприятий по борьбе с терроризмом; получать биологический материал и осуществлять обработку геномной информации по преступлениям, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; осуществлять действия, предусмотренные пунктом "я" настоящей части, и получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность, в рамках осуществления пограничного контроля в отношении лиц, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, при наличии у таких лиц признаков, указывающих на возможность их склонения к террористической деятельности, вербовки или вовлечения иным способом в террористическую деятельность. Перечень указанных признаков и порядок получения, учета, хранения, классификации, использования, выдачи и уничтожения указанных биометрических персональных данных, получения биологического материала и осуществления обработки геномной информации в рамках пограничного контроля определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N771 утвержден Порядок получения, учета, хранения, классификации, использования, выдачи и уничтожения биометрических персональных данных об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющих установить его личность, получения биологического материала и осуществления обработки геномной информации в рамках осуществления пограничного контроля».
Судом установлено, что при выезде из РФ - ДД.ММ.ГГГГ и въезде в РФ - ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО3 был осуществлен пограничный контроль с проведением дактилоскопической процедуры.
Осуществление действий, предусмотренных п.«я» и «я1» Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» отнесено к правам органов безопасности и их реализация зависит лишь от наличия указанных обстоятельств. При этом достаточным основанием является наличие признаков, указывающих на саму возможность склонения граждан к деятельности, возможность вербовки или возможность вовлечения иным способом в террористическую деятельность.
Согласно п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ требования о признании действия незаконным подлежат удовлетворению в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. При этом суд обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку у сотрудников пограничного органа имелись достаточные основания для осуществления процедуры взятия биометрических данных в отношении ФИО3, истцу выезд из РФ и въезд в РФ ограничен не был, проведенные в отношении него мероприятия являются составной частью пограничного контроля в пунктах пропуска, проведены полномочными лицами в разумные сроки, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, так как права ФИО3 нарушены не были, также не созданы препятствия для реализации его прав.
Ссылки на незаконность проведения дактилоскопии, поскольку согласно ст.ст.9,10 ФЗ РФ "О государственной дактилоскопической регистрации в РФ" истец не относится к категории граждан, подлежащих обязательному дактилоскопированию, при этом его письменного согласия на добровольную дактилоскопию не получено, суд не может принять во внимание, поскольку права сотрудников ФСБ по взятию биометрических данных предусмотрены п.«я» и «я1» Федерального закона «О Федеральной службе безопасности», при этом каких либо ограничений по кругу лиц, в отношении которых может проводиться данная процедура, не имеется.
Кроме того, административном истцом без уважительных причин трехмесячный пропущен срок на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ
РЕШИЛ
В удовлетворении требований ФИО3 к Федеральному государственному казенному учреждению «Пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ по <адрес> и ЕАО» о восстановлении срока, признании незаконными действий должностных лиц по дактилоскопированию и воспрепятствованию свободному перемещению через государственную границу РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий И.В. Пляцок
Копия верна: судья И.В. Пляцок
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ